По улицам ходила

Валентина Припорова
                РАССКАЗ.
                ПО УЛИЦАМ ХОДИЛА…
               
      Мишка шел из кинотеатра, широко шагая, размахивая руками, и напевал навязчивую мелодию из только что просмотренного  фильма « Иван Иванович сердится»:
                По улицам ходила
                Большая Крокодила.
                Она, она зелёная была…
        Он смотрел фильм уже три раза подряд. Дождь барабанил по кепке, по спине. Парнишка не обращал на него внимания: хорошо, что дождь. Раньше, во время войны, фашисты не прилетали в дождь. С тех пор он его любил. Был, вероятно,
почти час ночи. Сегодня, как часто в последнее время, отключили свет. Зрители привыкли и терпеливо ждали. В зале горели четыре керосиновые лампы над запасными выходами. Было душно.
 Детских билетов не было, и ребятишек пускали по несколько человек на один взрослый билет. Они пригибались, прятались за теми, кто постарше. Задние напирали на передних, в давке проходили по десять и более человек. А место было одно. Малышня была не в обиде:рассаживались на ступеньках так, что иногда пройти было трудно межлу ними по лестнице к своему месту.
 Так вот сегодня света не было почти полтора часа, но никто не ушёл, кроме одной мамаши с орущим младенцем.
                По улицам ходила
                Большая Крокодила…-
снова замурлыкал Мишка. На улице пусто, зрители уже разошлись, так как  мальчик заходил в фойе. Обычно он провожал буфетчицу Нину. Она закрывала буфет, а потом мыла  полы, дожидалась мальчика. Сегодня Нины почему-то не было.

    « Почему она  меня не дождалась?"– недоумевал парнишка.
Нина, её муж Николай и двухгодовалый Славик жили с Мишкой и его бабушкой  в коммунальной  квартире. Деньги, вырученные в буфете за пирожки, лимонад, конфеты, она уносила  домой. Николай, раньше встречавший её, уехал в госпиталь подлечиться и на примерку протеза на культю: у него после ранения ампутировали ногу до колена. И вот целую неделю Миша провожал её вместо мужа.

       И до войны Нина жила с матерью и отцом с Мишкиной семьёй рядом.
Но родители мальчика погибли: мать на заводе в бомбёжку, а отец под Москвой в 41г.  Бабушка приехала из деревни, жалея внука. Мишка был отличником, а деревне не было школы.
Нина вышла замуж. С Николаем они дружили ещё до войны. Все соседи любовались на них: красивая пара. Девушка проводила жениха и тоже ушла на фронт, стала радисткой. Говорили, что была в тылу у фашистов. Вернулась седая. Николай пришёл без ноги. Люди гадали, как поступит девушка.
Нина приняла любимого такого, каким стал. Зауважали их ещё больше.

   « По улице ходила»…- бормотал парнишка.
Да, по улицам ночами ходить было опасно. Трофейного оружия у служивых сохранилось много. Бандиты и воры осмелели. Миша промок до нитки и озяб.
Он вдруг вспомнил, что рассказывала накануне бабушке Нина. Увидела она  в фойе кинотеатра и  узнала страшного человека. Служил он полицаем при фашистах.
Беспокоилась,  не узнал ли он её. Мишка зубами щёлкал то ли от холода, то ли от страха: « Почему она не дождалась его? Что случилось?»

       Миша подходил к дому, когда услышал выстрел. Остановился. Второй прозвучал почти сразу. Мальчишка присел за деревом: « Что делать?»
Из их подъезда, оглядываясь, вышел  высокий мужчина и быстро зашагал  к трамвайной остановке. В свете уличного фонаря  мальчик  разглядел круглое, курносое лицо со шрамом на правой щеке. Мужик тихо матерился, и во рту блеснула золотая фикса: среди воров и шпаны была мода носить коронки на передних зубах. Миша, пока не уехал бандит, не мог выйти из укрытия.
Потом бросился в подъезд.

        Нина лежала на ступеньках.
Мальчик нащупал пульс и уловил слабое биение. Миша застучал в двери к соседям и закричал: « Пожар!!!» Выскочили в коридор сразу все и недоумённо уставились на него.
 - « Скорую» вызывайте! - приказал он.
 Две недели Нина была без сознания. Вернулся из госпиталя Николай.
Поблагодарил Мишу за сообразительность. За то, что крикнул про пожар. Никто бы ночью не вышел, заори он: «Убили!» А каждая мннута была на счету. Следователю мальчик подробно описал  стрелявшего.
 
       Нина поправилась и рассказала, что Михей был полицаем, выследил её и выдал фрицам. Если бы не началось наступление наших войск, не выжить бы ей.
Михей узнал девушку и понял, что и она  узнала его. Дождался, когда начнется фильм, но Нина успела  закрыть буфет и нырнуть в зрительный зал. Не хотела она подвергать опасности Мишу, пыталась найти милиционера. Михей заметил её, она с толпой вышла на улицу. Он нагнал её у дома…

       На рынке продавали дуранду, жёсткий жмых,такой, что зубы сломаешь. А Мишка любил его грызть. Вот на рынке у мужского туалета он увидел  Михея, на него уставился и на мгновение от неожиданной встречи онемел. Михей подозрительно глянул на ротозея.  Миша тайком проследил за убийцей до квартиры.  Через день полицая выследили и забрали. При обыске нашёлся браунинг, из которого стреляли в Нину. Мишу наградили именными часами.
 
     Прошли годы. Миша стал следователем, но навсегда запомнил время, когда «по улицам ходила  Большая Крокодила».