Иерархия

Елена Красавина 2
               

     Идея, которая особенно близка мужчинам, состоит в том, что собака – стайное животное и подчиняется «по вертикали». Стало быть, нужно всего лишь доказать ей, кто здесь самый крутой.
     Прискорбная ошибка. Собака сразу знает цену каждому ее знакомому. Как это ей удается, большой секрет. Некоторые называют это интуицией. Если подразумевать под интуицией бессознательный системный анализ информации, поступающей по гораздо более широким каналам, чем у человека, то я бы с этим согласилась.
     Побывав в «свободном полете» с собаками в течение нескольких десятков лет, человек кое-что может у них перенять по части диагностики личности с первого взгляда. Но все равно нам далеко до их чутья.
     Как же можно слепо верить в постулат безоговорочного подчинения собаки вожаку, если хоть немного задумываться над некоторыми вещами из нашей совместной жизни!
    Был в моей практике один случай, когда «подчиненные» не только ослушались, но и добились того, что многие годы я с неостывающим чувством стыда и раскаяния вспоминаю об этом происшествии.
    Дело было летом, мы жили вчетвером: я и три мои сравнительно мелкие собаки, - на чужой даче, точнее на садовом участке. Собаки, мать и две ее дочери из разных пометов, прекрасно блюли границы, не выходя за пределы участка, несмотря на то, что старые заборы обвалились и их убрали.
     На боковом участке обитало три поколения соседей. Самые младшие были в детсадовском возрасте, и для них перед домом высыпали кучу речного песка. Как-то вечером к детишкам пришли гости и, как водится, через некоторое время на песке поднялся дикий крик: кто-то испортил чей-то куличик.
     Все три мои собачонки с громким лаем бросились на чужую территорию усмирять детей. Я рявкнула: «Назад!» - и они дружно юркнули среди кустов к моему крыльцу. В моей голове мгновенно пронеслось, что нас могут попросить отсюда в тот же миг. Но реакции не последовало.
     Надо было дать понять собакам, что они совершили нечто ужасное. Они должны были запомнить этот случай надолго.
     Не я это придумала. Какой-то древний гений, который воспитывал своего сына без моральных и физических унижений, однажды изменил себе. Когда ему понадобилось сообщить нечто, что он считал архиважным для ребенка, он выманил его загород и в пути неожиданно отвесил пощечину. Все сказанное отцом после этого сын запомнил навсегда.
     Мелких собак я наказываю прутиком по заду. Делаю раз в несколько лет. Одного удара хватает, чтобы урок усвоился. Крупных трясу за шкирку, как это делает хищница-мать. До сих пор действовало даже на чужих собак.
     И вот я, вооружившись прутиком, спустилась с крыльца, чтобы провести экзекуцию. Для меня важно, чтобы собака сама подошла, зная, что предстоит испытать.  Так урок лучше усваивается.
     Сначала позвала мать. Она, прекрасно понимая, что после одного неубойного удара ей простятся все грехи, бодро приблизилась и сразу завиляла хвостом, когда наказание свершилось. Ее младшая дочь, очень похожая на нее, повторила то же, но без виляния. Это была первая примета ее оценки моего поведения.
     А средняя по возрасту и самая маленькая по размеру, жесткошерстная в папу, не дошла до меня нескольких шажков и увернулась от прутика, когда я потянулась ее огреть. Снова приказала ей подойти, и снова тот же маневр с ее стороны.
     Младшая сестренка не смогла остаться равнодушной к происходящему, как их мамаша, и попыталась вырвать прутик из моих рук. Совершив несколько безуспешных попыток и поняв, что я не собираюсь отступаться, она закрыла сестрицу собой и подставила свой зад еще раз.
    Тут уж мои руки опустились, и стыд за содеянное не отпускает до сих пор. Альтруизм как врожденная черта? Иммануила Канта поражал «нравственный закон внутри нас». Так у собак он тоже есть? И дан не всем, как и людям?
     Мне все же кажется, что они верят в нас ровно настолько, насколько мы этого заслуживаем, и любят нас, несмотря на все наши недостатки. Подчиняются не только силе, но и слабости. Ну  что, мол, с тобой делать? Бей меня, если тебе так приспичило драться.