Казаки в Африке. Дипломат Власов и негус Менелик

Николай Бичехвост
   Власов Петр Михайлович, дипломат,
 действительный статский советник

Его насыщенная жизнь из эпохи крутого колониального раздела Африки достойна затейливого пера литературного романиста.

Петр Михайлович родился в 1850 году и происходил из знати Войска Донского. Закончил отменно отделение Восточных языков при Новочеркасской гимназии. 13 октября 1869 года начал спокойную службу в атаманской канцелярии в Новочеркасске, не помышляя о международной хитроумной дипломатии.

Спустя четыре года году он был принят в Азиатский департамент Министерства Иностранных дел. А затем… был отправлен в беспокойную Персию (Иран) в распоряжение российской миссии. В возрасте 23 лет перед ним открывалась государственная карьера!

Молодой Петр Власов проявляет себя как пытливый и ответственный сотрудник. Наступает 1882 год.

Его назначают консулом в сложный мусульманский город Решт. С 1888 по 1897 год он работает уже генеральным консулом в Мешхеде, в котором английские секретные агенты нацеливались на рубежи Средней Азии. Власов оказывает содействие русским военным специалистам, географам, занимающихся вопросами безопасности на южных границах России.

В течение 24 (!) лет Власов искусно проводил государственную политику России по налаживанию дружеских отношений со сложной соседней Персией.

Держава высоко оценила неустанные труды Петра Михайловича. Он был удостоен орденов святого Станислава 1-ой и 2-й степени, Анны 2-ой степени, иностранных орденов: австрийского, французского, венесуэльского, прусского, бухарского и персидского.

Власов хорошо владел спецификой взаимоотношений в этом непростом национальном и религиозном регионе. Показал себя великолепным и выдержанным дипломатом, и сумел выразить главное - веротерпимость и добрососедство соседних народов.

На Африканском континенте тогда шло ярое соперничество Англии, Италии, Германии и Франции за установление жесткого влияния над независимой христианской Абиссинией (Эфиопией).

В 1897 году император Российский поручил Власову возглавить первую русскую дипломатическую миссию, в составе врачей, военных, инструкторов, к императору Абиссинии Менелику Второму, желавшему защиты единоверной России. Империалистическая Россия преследовала цели укрепления своих позиций в этом африканском регионе и обеспечения морских, военных путей своего флота на Дальний Восток.

Огромный караван миссии Власова в Абиссинию охранял в опасном пути через пустыни, дебри и горы конвой из казаков под начальством сотника П.Н. Краснова, будущего Белого донского атамана. Из-за испепеляющего зноя, безводья, козней владельцев верблюдов, происков иностранных агентов этот поход
был равносилен подвигу. «С моей стороны, - докладывал Власов,- потребовалось много силы воли, спокойствия и железной организации, дабы довести это дело до конца. После всех, вынесенных мною в пути нравственных и физических испытаний, я, перед Богом, могу заверить, что не в силах был бы пройти через таковые вторично, не подвергая себя серьезному риску».

4 февраля 1898 года русские, преодолев более 500 км по горам и пустыням, прибыли в Аддис-Абебу, столицу Абиссинии.

«Картина, вскоре открывшаяся перед миссией, поразила ее своей живописностью. На площади перед столицей был выстроен в каре личный корпус императора Менелика и наличный состав местного гарнизона в количестве не менее 6 тыс. человек под командой двух расов, зятьев императора. Мужественный и гордый вид солдат, их загорелые серьезные лица, крайне оригинальная одежда, пластичность движений и быстрота построений приковывали к себе глаз. Войска эти по приказу Менелика собрались приветствовать первую миссию России дружественной Эфиопии…

Император ждал миссию, сидя на троне, окруженный именными сановниками»,

Власов в Адисс-Абебе, преодолевая острые интриги алчных придворных Менелика, заслужил личное расположение его и мудрой супруги Таиту. Он оказывал императору и стране посильную медицинскую, финансовую и другую помощь, в том числе в объединении и укреплении обороноспособности границ страны, раздираемой междоусобными распрями.

С ведома Петра Михайловича в состав военностратегических экспедиций в глухие места Абиссинии были направлены опытный офицер и путешественник А.К. Булатович, полковник Генерального штаба Л.К. Артамонов с донскими казаками Архиповым и Щедровым. По поручению Власова П. Краснов в короткий срок доставил из Африки императору России секретную информацию, за что был награжден.

Обследуя в дебрях и равнинах слабо укрепленные гарнизоны в важных стратегических пунктах, Булатович оперативно сообщал Власову о необходимых мерах по их усилению. Менелик с благодарностью выслушивал советы Власова по устранению недостатков в обороне рубежей.

Петр Михайлович стремился преодолеть напряженные отношения с фаворитом Менелика, русским офицером в отставке, кубанским казаком Н.С Леонтьевым, оказывающим на грани авантюры военную и другую помощь императору Абиссинии, который возвел его в чин генерала и графа с выделением обширных земель. По некоторым сведениям Леонтьев выполнял здесь, возможно, поручения высших российских властей в качестве разведчика-нелегала.

Власову приходилось учитывать в Африке неблагоприятное мнение французских эмиссаров. Они в глаза порицали Россию за экспедицию атамана вольных казаков Н. Ашинова из Царицына, направлявшегося в Абиссинию и устроившего на опекаемом Францией берегу Красного моря казачью станицу, разгромленную французскими крейсерами. Миссии Власова французы устроили экономическую блокаду, задержали денежные переводы, пока в дело не вмешался лично Менелик.

Доставляли Власову хлопоты обосновавшийся в стране отряд независимых русских добровольцев бывших офицеров Сенигова, Шедевра и других, принятых на службу императором Менеликом вместе с офицером Н.С. Леонтьевым Власову приходилось нейтрализовывать враждебное отношение к русской миссии находящихся при Менелике крупных иностранных дипломатов, которые старались провоцировать заговоры и восстания внутри страны. Император Менелик ценил усилия и советы Петра Михайловича, пожаловал ему орден «Эфиопской звезды» 1-ой степени и другие награды.

«Менелик… старался подчеркнуть свое расположение к России перед аккредитованными при нем европейскими дипломатами, выделяя посланника России из всего дипломатического корпуса», подчеркивает современный историк.

Напряженная и сложная работа, о которой не перескажешь в короткой заметке, непривычный климат, внезапная смерть жены в Абиссинии, постоянные интриги иностранных агентов и другие казусы, подорвали расшатанное здоровье Власова и заставили его просить Петербург о немедленном отозвании.

11 февраля 1900 года Власов выехал в Россию.

Император Менелик горячо благодарил царя за миссию Власова и оказание помощи: «Говорим чистосердечно, что для Эфиопии нет других помощников, кроме Бога и России…».

С 1900 по 1902 год Петр Михайлович был направлен министром-резидентом в Черногорию, становящуюся на ноги после освобождения от турецкого владычества. В Черногории с Власовым в дипломатической миссии трудится переводчик и исследователь Павел Ровинский, из казаков, обосновавшихся в имении Гусевка Царицынского уезда. Ровинский много лет жил в Черногории и написал о ней ценный капитальный труд, изданный в России.

В 1902 году Власов, хорошо знавший повадки Востока, направляется чрезвычайным посланником и полномочным министром в неугомонную и коварную Персию. Находясь на этом дипломатическом посту, Петр Михайлович Власов в мае 1904 года внезапно скончался. Его непростой путь в чужеземных странах прошел под сенью русского двуглавого орла и родного знамени в три колора.

В истории русской дипломатии Петр Михайлович Власов был в числе первых международных деятелей, прославивших имя донского казака в Азии и Африке.

Архив Министерства Иностранных дел России бережно хранит интереснейшие материалы о деятельности П.М. Власова на его многотрудном посту. Автору пришло оттуда приглашение описать необычную и внушительную жизнь Власова…
     Слава Богу, есть у нас россияне Дона, которыми можно гордиться и с кого брать великие примеры!

                ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ЗДЕСЬ:  http://www.proza.ru/2011/06/22/466