Окончательное решение русского вопроса

Михаил Журавлёв
     Цепь исторических преступлений, начатых в середине 80-х похоронной командой СССР и продолженная похоронной командой России, подошла к своей Точке Золотого Сечения. Для тех, кто незнаком, поясню: это точка, делящая отрезок на две части таким образом, чтобы отношение большей к меньшей из частей равнялось отношению целого к большей. Числовое отношение в десятичной системе не измеряется, постоянно ускользая в бесконечных цифрах после запятой. Но именно в этой незримой точке, которую никак невозможно ухватить, происходят все самые мистические и важные вещи, на первый взгляд, незаметные.
     В Точке Золотого Сечения на чёрном отрезке нашей истории реформаторы-ликвидаторы совершили действия, смертельно опасные для будущего нашей культуры. Если до сих пор совокупные усилия погромщиков культуры сводились к медленному отравлению через СМИ и неторопливому удушению через финансовые удавки, то теперь безжалостный скальпель вивисектора нанёс удар по системе формирования ценностей у подрастающего поколения. Причём сделано это с иезуитской последовательностью и соблюдением всего необходимого камуфляжа, чтобы даже среди посвящённых в тонкости у большинства не закралось и мысли об истинных целях нанесённого удара.
     Признанная лучшей в мире советская система дополнительного образования детей не нуждалась ни в каком реформировании. На опыте этой системы сложились аналогичные в некоторых странах - в Швеции и Норвегии, например. Однако до уровня советской они так и не поднялись. Воспитанники этой нашей системы составляют кадровый костяк деятелей культуры и спорта в США, Канаде, Израиле, значительно участие наших воспитанников в Финляндии, Германии, Великобритании, Испании, Китае, есть заметное их влияние в Мексике, Японии, Польше, Швеции. В десятках тысяч спортивных и музыкальных, художественных и театральных школ нашей страны учились миллионы детей, формируя мощный социальный пласт людей, с детства приученных думать, приобщённых к мировой культуре, с привитыми навыками осмысленного отношения к жизни, которых не может дать общеобразовательная школа в силу специфики своего предназначения. Из этой многомиллионной армии детей со временем интегрировались лучшие кадры для всех областей человеческой деятельности. На протяжение десятилетий наша страна занимала ведущие в мире позиции в области инструментального музыкального исполнительства, что подтверждалось практически на всех крупнейших музыкальных форумах и конкурсах, в области театрального искусства, массовой физкультуры и спорта, свидетельством чему были, в том числе, победы наших спортсменов. Система охватывала до двух третей от числа всех детей и подростков. Система выработала свои критерии и методические подходы, которыми с радостью пользовались, перенимая их полностью или частично в Израиле и США, Германии и Франции, Канаде и Австралии... Делегации наших юных музыкантов и их педагогов, юных спортсменов и их тренеров с радостью принимали во всех странах, будучи заинтересованы в приобщении к бесценному опыту. И перенимали его элементы, периодически забывая указывать на первоисточник при создании своих национальных моделей. За десятилетия успешного функционирования системы она выработала свои алгоритмы оптимальной работы, в ней сложилась своя иерархия, позволяющая ей успешно функционировать и развиваться. Уровень бюрократизма в рамках этой системы медленно возрастал по мере её развития, как, впрочем, и во всех отраслях, однако вплоть до недавнего времени он никоим образом не угрожал её существованию.
     Катастрофа, как всегда, началась "в головах". На самом верхнем уровне управления было принято абсолютно идиотское, ни из чего логически не вытекающее решение о передаче всей системы дополнительного культурного образования детей из ведения Министерства культуры в область Министерства народного образования. О том, какие заплечных дел мастера сидят в кабинетах последнего, ныне только ленивый не пишет. Многократно оскандалившиеся с процессом перехода на "Болонский процесс", с новыми "образовательными стандартами" для средней школы, с викториной "Поле чудес" под названием ЕГЭ, всё более отягощаемый тяжелейшими коррупционными схемами, кудесники под руководством Фурсенко "великого и ужасного" принялись, наконец, за один из самых успешных в нашей истории социальный проект - за детское художественное и эстетическое воспитание. И что же они сделали?
      На первой стадии армия методистов из числа бывших учителей физкультуры и географии, физики и химии, по всей вероятности, никогда не учившихся в музыкальных школах и не отличающих рояль от Пале-Рояля, предписала разработать внутренне противоречивые новые учебные планы, в которых отныне одним полагалось учиться 5, другим 7, третьим 9 лет. Дополнительная дифференциация на профессионально ориентированных и любителей предполагалась чуть ли не с ясельного возраста. Воинствующие дилетанты-преобразователи внесли тем самым, сумбур и путаницу в сложившуюся систему планирования, породив массу замечательных возможностей для манипуляций педагогическими нагрузками, чем не преминуло воспользоваться большинство директорского корпуса, естественно, с самыми благими намерениями. После этой "арт-подготовки" следующим шагом стало постепенное выдавливание бюджетных часов с заменой их на "хозрасчётные", иными словами, дополнительное образование ребятишек всё больше делается не просто платным, а неподъёмно для большинства населения платным. Это автоматически означает отток из музыкальных, художественных школ и школ искусств талантливых, но неимущих детишек с одновременным притоком детей из обеспеченных семей, вовсе не обязательно имеющих не то, что талант, а хотя бы склонность к занятиям. Следующий шаг был нацелен на вытеснение из учебных планов целого спектра предметов факультативного ряда - предметов по выбору, куда как раз и устремлялись наиболее одарённые и перспективные дети. Именно из таких вырастали те, кто составил мировую славу нашей культуры. Теперь им положен шлагбаум на пути творческого развития. В качестве обоснования - якобы забота о правах ребёнка, которому де противопоказана чрезмерная нагрузка. Дескать хватит ему обязательного букета предметов, и нечего нагружать бедненького ещё и какими-то факультативами. Был спущен почасовой норматив нагрузки, превышение которого равносильно должностному преступлению. Для значительной массы высококвалифицированных преподавателей этот норматив и связанные с ним ограничения означают резкое падение нагрузки и скрытую безработицу. Для справки, среди преподавателей именно этого факультативного цикла только в нашем городе в системе детских музыкальных школ трудились 2 заслуженных артиста России, 6 заслуженных деятелей искусств России, десятки заслуженных работников культуры, профессоров, лауреатов международных конкурсов. По количеству регалий этот эшелон кадров в системе значительно превосходит основной кадровый состав "предметников". И эти лучшие оказались, по замыслу чиновников, не нужны.
     Дальше - больше. С апломбом воинствующих невеж инспектирующие учебные заведения чиновники предписали сократить время работы учебных заведений на час. Якобы с тем, чтобы детки не возвращались домой слишком поздно. Благие намерения в очередной раз вымостили дорогу в ад. На практике это приведёт к невозможности составления расписаний, к физической невозможности продолжения занятий для многих старшеклассников, поскольку в их график новые временные рамки просто физически не вписываются. А в совокупности с абсолютно бессмысленным требованием установления 10-минутного перерыва между каждыми занятиями - к невозможности уложить нагрузку в прежнее количество рабочих дней. Для педагогов, большинство из которых тратит на дорогу до работы и обратно от 2 до 4 часов в день, дополнительный рабочий день, возникший по вине "оптимизаторов" учебного процесса - это непосильный удар по личной и семейной жизни, да и по бюджету, ведь на дорогу затрачивается до 200 рублей в день. Требование перерыва возникло в невежественных головах от механического переноса практики общеобразовательной школы, где есть переменка, на школу дополнительного образования. Ну, не уложить бедолагам-чиновникам в своих мозгах, что до 75% занятий в этой системе индивидуальны, и составление расписания с подгонкой возможностей ученика и учителя и без того сложнейший процесс, на практике всегда оборачивающийся возникновением каких-нибудь "окон", автоматически дающих возможность некоторого отдыха. Но не по 10 же минут каждый час!!!
     Невежество аппаратчиков вполне проявилось в ставшем притчей во языцех высказывании одного из них. Обходя одно из учебных заведений, он обнаружил в нескольких классах 2 инструмента и сделал замечание: "Если в классе стоит 2 пианино, значит, должны одновременно заниматься 2 ученика, иначе это расточительное использование основных средств". Прямо как большевики, создатели коммуналок, право слово!
     Системное непонимание специфики индивидуального общения преподавателя с учащимся выразилось в новшестве, о котором объявили только что. Теперь каждый педагог обязан написать индивидуальные почасовые планы на каждый урок, заранее предугадав сколько минут потребуется его воспитаннику на физподготовку его аппарата к игре (разминку), на разучивание текста произведения, на работу над содержательной частью, над образом и т.п. Живо представляю себе Леонардо, сдающего вельможе план, в котором значится: "К сентябрю закончить до 25% Портрета Джоконды, в октябре проработать до 40% улыбки Джоконды, к 17 ноября закончить отделочные работы по заднему плану..." Фельетон? Увы, обыденная реальность. Один из моих коллег подсчитал, что для выполнения этого норматива он должен к 22 июня (а задание было выдано 16 июня!!!) написать 268 страниц (!) бессмысленного текста. Вот это нормативы! А сколько макулатуры в стране прибавится!
     Особый цинизм предпринятой "реформы" состоит в новых правилах аттестации преподавателей. Эта практика и раньше не была идеальной. Но, по крайней мере, в ней было немало здравого смысла. Учитывались, в первую очередь, именно профессиональные достижения педагога. Количество подготовленных им мастеров и лауреатов конкурсов, количество поступивших в ВУЗы и средние специальные учебные заведения, наличие и количество публикаций и методических работ, проведённых мастер-классов, открытых уроков, личные творческие достижения и, разумеется, уровень образования и стажа. Система была предельно дифференцирована. Теперь шкала оценки упрощена до 4 позиций, на нижней планке которой появилось нечто прежде просто немыслимое - соответствие занимаемой должности. И оказывается, чтобы ей соответствовать, главное не подтверждённые успехи твоих воспитанников и не твои личные заслуги перед культурой (или спортом - в спортивных школах), а отметка о прохождении курсов "повышения квалификации", которые теперь сделали платными. Количество зарабатываемых таким образом баллов для аттестации в пять раз превосходит количество баллов, учитываемых за почётное звание, присваиваемое Правительством РФ. Что это, как не узаконенная коррупция?
     Массово внедряемое в умы директорского корпуса понятие о том, что эта система занята не широким комплексным воспитанием подрастающего поколения, а "оказанием образовательных услуг", - по сути своей мина замедленного действия. Сейчас, в дни, когда в двух наших столицах проходит 14-й Международный конкурс имени П.И.Чайковского, мы все присутствуем, возможно, при одном из последних триумфов отечественного искусства, а на предстоящих Олимпийских играх, вероятно, будем наблюдать полный закат отечественного спорта. Ведь предпосылки успехов и в той и в другой сферах лежат ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в налаженной работе системы дополнительного образования детей, которую на наших глазах ломают через колено. Молчание директоров понять можно. Они встроены в "вертикаль власти" и не могут не исполнять спускаемых директив, даже если бы и хотели. Всякое несогласие с "генеральной линией" в чиновничьем мире карается просто и эффективно: сегодня ты директор, завтра - никто. Но вот отчего глухой рокот педагогического сообщества до сих пор не выливается в массовые протестные выступления, я понять никак не могу. Ведь совершенно очевидно, что все эти шаги в комплексе призваны привести к резкому, в разы сокращению численности занятых в этой сфере людей. Значит, под угрозой каждый! Если В.И.Матвиенко позволяет себе публично высказываться в том духе, что она хотела бы знать каждого преподавателя высшей категории в этой системе в лицо, то это говорит о том, что угроза обвального сокращения педагогического корпуса не то, что реальная, она уже спрогнозирована нашими властями. Легко представить себе, кем будет эта горстка избранных госпожой губернатором лиц. Это будет тот самый директорский корпус. Единственные в системе люди, у кого есть шанс преодолеть все нормативные рогатки при аттестации, занося себе в актив достижения всех подчинённых скопом.
     Сейчас, когда абсолютно во всех сферах экономической, политической и социальной жизни нашего общества с ускорением нарастают процессы, с математической логикой ведущие к социальному взрыву, как никогда важно сохранить в обществе критически значимую часть мыслящих людей, наличие которой может предотвратить глобальный распад государства. Система дополнительного образования, в которой вся работа построена на индивидуальном общении преподавателя и ученика, как никакая другая формирует МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, закладывая по кирпичику именно эту, мыслящую часть общества. Подлинные, а не мнимые элиты всегда и во все времена формировались из людей, прошедших через подобные системы личного воспитания "от учителя к ученику". Уничтожение этой системы, её унификация, подгонка под мнимые "образовательные стандарты" стремительно приведёт к исчезновению подлинных элит и всеобщей маргинализации общества, за которой наступает фаза неуправляемого хаоса. Того хаоса, в пекле которого в нынешних условиях само дальнейшее существование не только русского государствообразующего народа как культурно-исторической общности под большим вопросом. Под большим вопросом само существование цивилизации. Ведь в отсутствии интеллектуальных элит обозлённое и доведённое до скотского положение маргинальное общество прекрасная пороховая бочка, на которой пытается отплясывать свою похоронную сарабанду Новый Мировой Порядок.
     Точкой Золотого Сечения, неопределяемой, иррациональной, но важнейшей для Бытия любого народа является его культура. В её совокупность входят и искусство, и наука, и спорт, и, конечно же, система образования, воспроизводящая из поколения в поколение культурные архетипы, обеспечивающие жизнеспособность этноса и созидаемого им государства. Государственная машина воплощает культурные коды в государственной идеологии. Без идеологии всякое государство либо не существует как таковое, либо обречено на скорейшее вырождение и распад. Никакая военная и полицейская мощь государства без опоры на эти культурные архетипы не имеет никакого значения. История не раз демонстрировала, как культурно разложившиеся народы, до поры сохранявшие видимость крепкого отлаженного государства, в одночасье рассыпались в прах, в считанные дни теряя государственность под воздействием достаточно малых толчков извне или изнутри. За четверть века сначала расшатывания, а затем уничтожения культуры как целостности мы потеряли идеологию, разрушили собственную экономику, утратили политические позиции в мире, расчленили одну государственность и вплотную подобрались к самоуничтожению видимости второй. Ведомые неизвестно кем и невесть куда, мы потеряли народонаселения больше, чем убитыми в Великой Отечественной. И всё это стало возможным благодаря последовательной утрате культурной составляющей человека. Вытеснение самого понятия "культура" на периферию общественного сознания, на задворки государственного планирования, на "объедки" с финансового стола привело к закономерным итогам. И действия нынешних "хозяев культуры и образования" вполне логично вписываются в эту четвертьвековую цепь исторических преступлений.
     И здесь возникает один вопрос. Затевающие наверху все эти "реформы" господа - они что, дураки и самоубийцы, не понимающие, что в лихую годину "русский бунт, бессмысленный и беспощадный" (А.С.Пушкин) покажется цветочками? В грядущую лихую годину этих господ первыми поднимет на вилы взбесившийся от безысходности люмпен. Здесь уже не станут различать розовых и голубых, евреев и таджиков, девятый вал самого крайнего остервенения похоронит все личные завоевания "новых рабовладельцев". Или же они сознательно подбрасывают хворост в тлеющий костёр, имея надёжные "забугорные" тылы для срочного отступления? Тоже наивно. Если полыхнёт на одной шестой части суши, густо напичканной ядерными боеголовками и отходами, им нигде не отсидеться. Тем более, что безумные наследники бессмертного дела "красных мстителей" с альпенштоком в руках настигнут их персонально в любом уголке земного шара. И в первом и, тем более, во втором случае ради самосохранения общества как такового этих господ необходимо как можно скорее отрешить от возможности чем-либо управлять. Ну а если же они допускают ошибки, ссылаясь на Е.Гайдара, объяснявшего свои реформы, и его подельника А.Чубайса, поныне повторяющего эти слова: "Никто не застрахован от ошибок", то на эту душеспасительную формулу хочется ответить словами И.В.Сталина в адрес одного из проштрафившихся военачальников: "Это не преступление. Это хуже - это ошибка!"

(статья опубликована в газете "Новый Петербургъ" под названием "Замахнувшись на культуру", №25 от 30.06.2011)