Скромная, но очень красивая маммилярия из Соноры

Тина Хеллвиг
Несколько лет назад апрельским утром я гуляла по территории вокруг дома. Вдруг в траве обнаружила какие-то серые клубочки. Раздвинув траву, увидела, что это семейство каких-то кактусов, которые спряталась недалеко от дорожки в густой траве. Быстренько сходила в дом за книжкой «Растения пустыни Сонора», и определила, что это маммилярия Грэма (Mammillaria grahamii var. microcarpa).

Я расчислила территорию вокруг растений, обложила их камнями, добавила «скульптурные остатки» от старой чойи. Получился симпатичный мини-садик. Я подумала, что маммилярия должна почувствовать себя лучше после моих «нововведений». 

Дальше настало время поближе познакомиться с моими новыми подопечными. Оказалось, что маленький красивый кактус является излюбленным объектом  выращивания для коллекционеров. К настоящему времени описано около 400 видов рода маммилярия. Но этот кактус очень изменчив по окраске цветов. Генетический анализ показал, что количество видов значительно меньше, но  каждый вид имеет несколько разновидностей (вариететов). Например, мой кактус принадлежит в виду маммилярия Грэма, вариетету мелкоплодная.

Маммилярия, растущая в Соноре не превышает 15 см в высоту. Кактус покрыт колючками, которые собраны пучки, расположенные очень близко друг другу. Каждый пучок игл находится на  длинном бугорке. Основные колючки – мелкие, но в каждом пучке есть одна длинная игла, изогнутая наподобие рыболовного крючка. Бугорки с иголками располагаются на каждом растении в виде двух спиралей: одна идет по часовой стрелке, другая – против.

Каждый день, отправляясь на утреннюю пробежку, я навещала моих «новых друзей». В один прекрасный день я заметила, что на кактусах появились цветочные бутоны, а через день раскрылся первый цветок. Таким образом, благодарное растение ответило на мою заботу.

С каждым днем цветов на кактусе становилось все больше. Цветы были розового цвета, размером до 3 см каждый. Они располагались кольцом на верхней части каждого растения.

И вот настал день, когда растение «взорвалось» фейерверком цветов. Моему взору предстала картина из нескольких цветущих кактусов. Это было так красиво, что я застыла на месте в полном восхищении от увиденной картины!

Я нашла очень интересную информацию о том, что для маммилярий в пустыне Сонора характерна цикличность в развитии: максимум плотности поселений этого вида и спад при катастрофических условиях окружающей среды. Например, в 1937 году большая часть популяции маммлярия  Грэма пострадала от сильных заморозком. До 1980 года этот вид считался редким. Однако в последние 30 лет популяция кактуса восстановилась и достигла обычного состояния. Сейчас этот вид широко населяет пустыню Сонора.
 
Но вернемся к моим «друзьям – серым мышкам».  К осени на месте каждого цветка образовались плоды ярко красного цвета. Они напоминали красный перец, воткнутый острыми концами в тело кактуса. Эти плоды съедобны. Но из-за небольшого размера  их трудно собирать, почти так же муторно, как чернику в лесу. Но тем не менее, индейцы племени О'одхам собирали их и использовали для своих нужд. Кстати, эти индейцы называли плоды маммилярии «лапами койота».

«Красные перчики» на моих кактусах постепенно исчезали. Птицы, привлеченные их яркой окраской, охотно поедали их и тем самым способствовали расселению маммилярии. К весне не осталось ни одного плода.

Мне стало интересным, использовало ли коренное американское население маммиллярию Грэма еще для чего-нибудь.  Оказалось, что да. Во-первых, индейцы отваривали кактус, а затем использовали его для лечения  ушей. Они просто закладывали внутрь уха «свареное содержимое кактуса», держали некоторое  время, а потом забывали о своих «ушных проблемах». Помогало с первого раза.

Во-вторых, индейцы использовали этот кактус для специальный тайных ритуальных церемоний.  Дело в том, если съесть кусочек кактуса, то у человека возникают галлюцинации. Чтобы войти в состояние глубокого транса во время церемонии индейцы накануне выпивали специально приготовленный отвар из кактуса. Есть свидетельства очевидцев, что если съесть кусочек кактуса, то можно  спасть в состояние сонливости, а если еще добавить еще кусочек, то перед глазами «радуга заиграет всеми цветами».

Каждую весну «мои друзья» радуют меня первыми весенними цветами. Я очень внимательно наблюдаю за состоянием семейства. Недавно появились новые молодые кактусы. Это значит, что семья чувствует себя хорошо.

Вот такая необычна история о дружбе «скромных сереньких – маммилярий»  и человека.