Засуха. Глава 8

Наталья Столярова
Да, милой Маргариты нам не хватает уже много лет. Так случилось, что однажды она исчезла из нашей жизни навсегда. Не оставила ни письма, ни адреса. Что тому было причиной?  Если неудавшаяся любовь, то я невольно сыграла свою роль в этой истории. У моего отца был любимый ученик - Иннокентий Малков, чуть старше меня. И с Марго познакомила его я. Мы жили с ней в соседних домах, пересекались во дворе, но не дружили. Удивились и обрадовались, когда обе поступили на один факультет университета. С тех пор почти не расставались, хотя выходные я всё-таки посвящала Валерии. Та была страшно ревнивой, в своём техникуме фармацевтов отношения с однокурсниками не очень складывались, на вечеринки её приглашали редко, видно, считали гордячкой. Поэтому дружбой со мной она очень дорожила и заводилась «с полуоборота», едва я упоминала о Виктории или Марго.

В университете вид у нашей неразлучной тройки был весьма колоритный: яркая блондинка Виктория в стильных нарядах, жгучая брюнетка Марго – всегда в чёрном, и я – простушка с неприметным лицом, но с косой – ниже пояса. Мы сидели рядом на лекциях, шли вместе в буфет, изредка покуривали в верхнем пролёте лестницы. Кавалеров было – хоть отбавляй, и дня не проходило, чтобы кто-нибудь не передал записочку с приглашением на свидание, или не позвонил с просьбой прогуляться вечерком.

Мы с Маргаритой на подобные предложения не отзывались, а Виктория – с удовольствием, обзывая нас «зубрилками и занудами». Да, учились мы отлично, и впереди нам светили красные дипломы. Марго отлично умела гадать на кофейной гуще, но делала это редко и неохотно. Но раз в год нам везло: мы отправлялись на дачу к Эсфирь Соломоновне, какой-то дальней родственнице Марго, и получали полный расклад судьбы на ближайшее время. Делалось это в большой тайне, потому как не пристало студенткам и комсомолкам верить во всякую потустороннюю ересь. Но именно Эсфирь предсказала Марго ту самую встречу с Иннокентием.

Кеша с отличием окончил политехнический институт по специальности инженер-строитель, но на работу попал под начало моего отца – подполковника ГБ. В то время для работы в органах нужно было иметь безупречную биографию и хорошие способности. Их у Кеши было – с избытком, отец всегда говорил, что из него будет толк. Иннокентий стал частым гостем в нашем доме, мама его тоже полюбила, отмечая безупречное воспитание и врождённую интеллигентность. Увидев первый раз Маргариту, он покраснел и смутился, что было совсем на него не похоже. За обедом не произнёс ни слова, но так смотрел на Марго, что мама мне потом тихо шепнула: «Ну, всё. Пропал наш Кеша….»

Так и случилось, как в воду смотрела. Три года они почти не расставались, отношения  были – на зависть. Да и пара получилась изумительно ладная и красивая, на улице люди оборачивались. И ждали они, чтобы пожениться, только получения диплома Маргариты. На выпускной Кеша пришёл с огромным букетом роз, что тогда считалось  роскошью. Гуляли мы в столовой университета, капустник подготовили такой, что от смеха все чуть под столы не сползали. Славный получился праздник. А через два дня случилось необъяснимое: Марго уехала из города, никому не оставив адреса. Мы с Кешей ездили к Эсфирь Соломоновне, он встал перед ней на колени. Но та была, словно кремень, отвернулась и сказала: «Нет. Я слово дала. Не скажу».

Прошла почти целая жизнь, и незадолго до смерти отец начал неожиданный для меня разговор:
- Ида, я повиниться хочу. Ты помнишь историю с Маргаритой?
- Да, папа. Я думала, ты забыл о ней. Потому и не сказала, что Марго меня нашла, я получила от неё письмо, она сейчас в Хайфе живёт.
- Нет, не забыл. Это ведь я им судьбу переиначил: Иннокентию и Маргарите. Я поручил своему помощнику поговорить с ней. О карьере и будущем Кеши. Что если он женится на ней, то путь наверх ему будет закрыт. Вот так. А она сама приняла решение.
- Вот оно что.
- Ты напиши ей, попроси прощения. От меня.
- Хорошо, папа. Напишу.

Отец умер через три дня после этого разговора. Весной, как и хотел. Увидел цветущий сад и даже застал первую майскую грозу. Мама ушла годом раньше, и тоже весной – в апреле, сразу после Пасхи. Они не разлучались всю жизнь, и теперь тоже вместе, в это я верю твёрдо. И надеюсь, что Бог будет милостив и ко мне, уготовив мне встречу с Виктором.

Мы с Марго нашлись через столько лет, и в письмах проживали год за годом время, которое прошло врозь. Маргарита убеждала меня купить компьютер, уговаривая принять от неё деньги. Соблазняла тем, что писать по электронной почте можно хоть весь день, получая весточки в течение минуты. Что есть такое чудо под названием «скайп», когда можно говорить и видеть друг друга. Но я настолько стала неуверенной в себе, что боюсь не освоить сложную технику. Нужно обращаться к кому-то и показывать себя полной старой дурой. Кроме того, существовало одно обстоятельство.... Когда я видела письмо в почтовом ящике, то сердце сладко замирало. Я неспешно поднималась на третий этаж, садилась в любимое вытертое кресло, на несколько минут закрывала глаза, сентиментально прижимая конверт к сердцу.

Потом я шла на кухню, накрывала стол белой праздничной скатертью, ставила мамин чешский сервиз, наливала крепкий чай в две фарфоровые чашечки, и только тогда открывала конверт. Мне казалось, что я ощущаю тонкий запах духов, вглядываясь в убористые строчки, написанные мелким бисерным почерком отличницы. До вечера я перечитывала его ещё несколько раз, находя всё новый смысл, додумывая то, что осталось несказанным.

Сна моего хватало от силы часа на четыре, а снотворные средства я не признаю, полагая, что Бог решил таким образом подарить мне лишние часы жизни. Я полностью высыпалась за это время, но продолжала лежать в кровати, ведя неспешный мысленный разговор с Марго. Утром я принималась за ответ, на который уходило не менее трёх дней. Я писала частями, начиная каждую с нового абзаца. Наверное, больше это напоминало рассказ или короткую повесть. Иногда мы разговаривали по телефону. Звонила всегда Марго, понимая, что я не могу позволить себе роскоши международного разговора. Она говорила, что перепечатывает мои письма и сохраняет в памяти компьютера, потому что считает их готовыми литературными произведениями. Я смеялась и махала руками, будто она меня видит:
- Не выдумывай, Марго. Это тебе просто кажется, потому что ты меня любишь. Вот и льстишь….
- Нет-нет, и не спорь. А хочешь, я отдам их на публикацию? Здесь есть отличные журналы на русском языке.
- Не смей! Они же – личные. Только для нас двоих. И кому интересно читать болтовню двух старух?
- Не скажи…. Мои письма, конечно, особой ценности не представляют, а вот твои – совсем иное дело!

Я писала ей обо всём: о жизни Виктории и смерти Леры, об этих загадочных Огородниках, которые совершенно незаметно заняли мои мысли, о своих подозрениях относительно Элен и многом другом, что казалось мне важным. Однажды написала и об Иннокентии, который всегда приходил в день смерти отца. Мы выпивали с ним положенные три рюмки водки и говорили. Но никогда прежде не вспоминали о Марго. Я не сказала ему о просьбе отца, ведь она касалась только Маргариты. И, честно говоря, боялась причинить боль Кеше. Он пробовал жениться, но брак оказался неудачным, терпения хватило на два года, и всё-таки сам подал на развод. Я догадывалась, что Марго ему заменить не сможет никто. Конечно, учитывая специфику его работы, Иннокентию не составило бы труда разыскать Маргариту, где бы она ни находилась, но он никогда не делал такой попытки, уважая и принимая её решение – исчезнуть из его жизни.

Следующий конверт оказался самым толстым из всех: Маргарита писала ответ, наверное, целую неделю, и я заметила в некоторых местах следы слёз, которые падали на бумагу. Это был сумбурный рассказ о любви, которая стала её радостью и горем. Прошло много лет, но ничего не изменилось: столько же боли в словах, и столько же горечи в сердце. Всё-таки удивительно: люди стареют, меняется до неузнаваемости внешний облик, а душа остаётся прежней. И эта душа такая ранимая……

Так волей судьбы я получила собеседника, о котором можно только мечтать: я доверяла бумаге все свои мысли и знала, что буду понята, и меня не осудят за самые нелепые выводы и предположения. В своём последнем письме я подробно описала Марго поездку в Дрозды, которая повергла меня в состояние шока.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/06/04/304