Экоцентризм - справка из Википедии

Виктор Постников
Экоцентризм ( от греческого: oikos, "дом") – термин, используемый в эколого-политической литературе для определения природо-центрической – в противовес человеко-центрической - системе ценностей. Аргументы в пользу экоцентризма обычно базируются на онтологическом восприятии* и вытекающей из него этики.  Онтологическое восприятие отрицает существование каких-либо экзистенциальных различий между человеческой и нечеловеческой природой, достаточных для того, чтобы объявить людей либо (a) единственными обладателями внутренней ценности либо (b) обладателями большей внутренней ценностью, чем не-человеческая природа. Вытекающая из этого экоцентрическая этика провозглашает равенство  внутренних ценностей человека и всей не-человеческой природы, или ‘биосферический эгалитаризм».[1]

Согласно Роу (Rowe):[2]

Экоцентрическое мировоззрение базируется на убеждении, что в сравнении с важной частью природы - человечеством-, вся экосфера безусловно важнее: она инклюзивнее, сложнее, интегрированнее, креативнее, прекраснее, загадочнее и старше самого времени.  «Окружающая среда», которая определяется антропоцентризмом, как «материалы, предназначенные для использования  людьми, для служения потребностям человека»,  на самом деле является глубочайшим источником и поддержкой человечества, гениальной и творческой матрицей Жизни. Экоцентризм идет дальше биоцентризма, который сконцентрирован на организмах;  экоцентрическое мировоззрение неотделимо от неорганической/органической природы и включает ее.  Это частицы и волны, тело и дух, растворившиеся в окружающей нас энергии. [3]

И далее:

Для перевода современной западной культуры на экополитический путь потребуется найти радикально новое мировоззрение и изменить образ жизни. Это должно стать важным прорывом нашей естественно-научной культуры. Мне кажется, что экоцентризм - единственное универсальное мировоззрение, вытекающее из ценностной переориентации Homo sapiens на планету Земля. Научная аргументация поддерживает такую смену ценностей. Все организмы эволюционировали из Земли и поддерживаются Землей.  Таким образом Земля - центр Жизни и креативности. Земля – это целое, а люди – лишь ее вспомогательные части. Такая фундаментальная философия придает экологическому сознанию всеобщую материальную основу.

Экоцентризм - это не лозунг о равенстве всех организмов, как и не лозунг против человечества, или против тех, кто ищет социальную справедливость. Он признает существование мириад человеческих проблем. Но он отходит в сторону от мелких, быстротечных проблем, чтобы увидеть Экологическую Реальность. Он занят экологическим статусом всех организмов, для него экосфера – это Бытие, превосходящее по важности  бытие отдельных существ, даже тех, кто провозгласил себя «разумными». [4]


Происхождение термина

Начало экоцентрической этики было положено Алдо Леопольдом(Aldo Leopold)[5]. В ней признается, что все биологические виды, включая людей, это продукт длительного эволюционного процесса и поэтому они взаимосвязаны в своей жизнедеятельности [6]  Труды Алдо Леопольда  и его идея "Этики земли" (land ethic) и «правильного» отношения к окружающей среде – ключевые моменты этой философии. В экоцентризме биотическое сообщество рассматривается как единое целое; задача экоцентризма - сохранить полноту экосистем и экологических процессов.[7]  Этот термин также отражен в первом принципе Движения за глубинную экологию, сформулированном в 1984 г. Арне Нейссом и Джорджем Сешнсом [8], в котором указывается, что антропоцентризм, полагающий человечество центром вселенной и осью мироздания, представляет собой серьезное препятствие для экоцентризма [9].


Предистория

Философию окружающей среды и различные ветви экологического движения часто разделяют на два интеллектуальных лагеря:  антропоцентрический (или «человеко-центрический»)  и  биоцентрический ( или «жизне-центрический»). Это разделение также описывается с помощью другой терминологии, а именно,  “поверхностной” экологии в противовес “глубинной” экологии,  или “техноцентризма” в противовес “экоцентризму".  Экоцентризм можно также рассматривать как одно из философских течений внутри движения за сохранение окружающей среды (environmentalism**, зеленое движение) -  политическое и этическое движение, направленное на защиту и улучшение качества природной среды посредством изменения экологически- разрушительной человеческой деятельности и перехода к экологически-дружественным формам политической, экологической и социальной организации, а также переосмысления отношений между человеком и природой.  Зеленое движение в различных своих проявлениях  выступает за то, чтобы  не-человеческие организмы и природная среда заслуживали равного внимания при моральной оценке политической, экономической и социальной политики.[10]


Отношение к другим философиям

Антропоцентризм

Экоцентризм рассматривается своими сторонниками  как радикальный вызов давно укоренившемуся антропоцентризму в западной культуре, науке и политике. Антропоцентризм предположительно ответственен за разрушение не-человеческой природы, т.к. последняя  использовалась человеком по его прихоти и в его целях.  Экоцентрическая этика, напротив,  направлена на разработку систематического базиса для защиты природной среды.  Критики экоцентризма заявляют, что он открывает лазейку для анти-гуманистической морали, которая может поставить под угрозу благополучие человека ради туманного «большего блага»[11] 

Глубинный эколог Арне Нейсс определяет антропоцентризм как главную причину экологического кризиса, перенаселения человечества и вымирания многих нечеловеческих видов.[12]  Другим подтверждением постепенного исторического прозрения людей в том, что они не находятся в центре всех вещей, служит тот факт, что “несколько сот лет назад, с большой неохотой, западные люди признали: планеты, Солнце и другие звезды не вращаются вокруг них.  Другими словами, несмотря на то, что наши мысли и представления всегда антропоморфны, они не обязательно должны быть антропоцентрическими.” [13]

Техноцентризм

Экоцентризм также противостоит техноцентризму  (ценности которого связаны с техникой), отражая два противоположные взгляда на технологию и ее способность влиять, контролировать и даже защищать окружающую среду.  Экоцентристы, включая глубинных и «темнозеленых»  экологов,  рассматривают людей как подчиненных природе, а не контролирующих ее. Они не верят в современную технологию и связанную с ней бюрократию.  Экоцентристы считают, что  мир природы следует уважать за происходящие в нем процессы и его дары, и что низкий технологический уровень и самообеспечение  человека - более верный путь, чем технологический контроль.[14]  Техноцентристы абсолютно привержены технике и промышленности, и твердо верят, что люди должны управлять природой. Несмотря на то, что техноцентристы могут соглашаться с существованием экологических проблем, они не считают, что их можно решить путем снижения объема промышленного производства. Напротив,  по их мнению, экологические проблемы могут быть решены с помощью науки.  В целом, техноцентристы  уверены, что дальнейшее развитие промышленно развитых и развивающихся стран, и решение экологических проблем, зависит от научно-технического прогресса.[14]

Биоцентризм

Различие в определениях биоцентризма и экоцентризма расплывчато. Для экоцентризма важным является взаимодействие живых и не-живых систем, в то время как для биоцентризма центральным является взаимодействие живых организмов.[15]

Манифест Земли

В  2004 г. Тэд Москвин [16] и Стэн Роу опубликовали Манифест Земли в журнале Biodiversity. Он представляет собой синтез положений экоцентризма и содержит Наши убеждения и Главные принципы, за которыми следуют Принципы действия.[17] Вот выдержки из Манифеста:

Наши убеждения

Каждый человек ищет смысла в жизни, убеждений, которые могут быть разными у людей. Многие ищут веру, игнорирующую или отрицающую важность этого мира; они не представляют себе, насколько глубока связь с породившей и поддерживающей нас Землей. В современной индустриальной культуре представление о Земле как о родном доме, к сожалению, не стало самоочевидным. Лишь очень немногие задумываются о чудесной матрице, из которой мы вышли и в которую, в конце концов, все возвратимся. Выйдя из Земли, люди еще плохо понимают всю гармонию суши, морей, небес и смысл существования бесчисленных прекрасных организмов, населяющих этот мир.

Мы уверены, что пока Экосфера не будет рассматриваться как единственная общая основа любой человеческой деятельности, люди будут продолжать руководствоваться прежде всего своими личными интересами. Без экоцентрической перспективы с упором на ценности и цели, превышающие таковые для нашего биологического вида, разрешение политических, экономических и религиозных конфликтов невозможно. До тех пор, пока мы не расширим свое узкое видение человеческого сообщества на экосистемы Земли, – прежде всего на местные экосистемы, где мы обитаем, – программы оздоровления планеты и нахождение устойчивого образа жизни будут недееспособными.

Искреннее доверие к Экосфере, эстетическое растворение в окружающей нас природе, чувство восхищения перед Живой Землей и ее загадочной гармонией, еще далеко не востребованы человечеством. Возродившись, наше любовное отношение к природе снова придет к тем, кто живет в индустриальном мире. Важные экологические цели, стертые цивилизацией и урбанизацией, появятся вновь. Главная цель – возродить красоту и разнообразие Земли, превратить наш расточительный вид в ответственного, этического члена экосистемы, способного к сотрудничеству.

Главные принципы

Принцип 1. Экосфера – главная ценность для человечества.
Принцип 2. Творчество и производительность экосистем Земли зависят от их полноты.
Принцип 3. Экоцентрическое мировоззрение поддерживается естествознанием.
Принцип 4. Экоцентрическая этика зиждется на понимании нашего места в Природе.
Принцип 5. Для экоцентрического мировоззрения главной ценностью является разнообразие экосистем и культур.
Принцип 6. Экоцентрическая этика поддерживает социальную справедливость.

Принципы действия

Принцип 7. Защищать и беречь творческий потенциал Земли.
Принцип 8. Содействовать разумному уменьшению населения Земли.
Принцип 9. Уменьшать потребление ресурсов Земли.
Принцип 10. Содействовать установлению экоцентрического правительства.
Принцип 11. Распространять это послание.


См также:

Deep ecology
Earth liberation
Ecocentric embodied energy analysis
Environmentalism
Ecological humanities
Ecofeminism
Gaia hypothesis
Holocentric
Technocentrism

Литература

1. Political Dictionary.. Retrieved 13 June 2009.
2. Stan Rowe, biographic profile.
3. Rowe, Stan J. (1994)."Ecocentrism: the Chord that Harmonizes Humans and Earth." The Trumpeter 11(2): 106-107.
4. Rowe Stan J. "Ecocentrism and Traditional Ecological Knowledge."
5. Leopold, A. 1949. A sand county almanac. New York: Oxford University Press.
6. Lindenmeyer, D. & Burgman, M. 2005. Practical conservation biology. CSIRO Publishing, Collingwood, Australia. ISBN 0-643-09089-4
7. Booth, D.E. 1992. The economics and ethics of old growth forests. Environmental Ethics 14: 43-62.
8. Naess, Arne & Sessions, George 1984. "A Deep Ecology Eight Point Platform" cited in Deep Ecology for the 21st Century, Readings on the Philosophy and Practice of the New Environmentalism, ed. George Sessions, Shambhala, Boston and London, 1995.
9. "Ecocentrism and the Deep Ecology Platform".
10. "environmentalism". Encyclop;dia Britannica. 2009. Retrieved 13 June 2009.
11. Ecocentrism at answers.com
12. Naess, Arne 1973. "The Shallow and the Deep, Long-Range Ecology Movement". Inquiry 16: 95-100
13. see Rowe
14. "Earth, ecocentrism and Technocentrism".
15. "Ecocentrism". The Oxford Pocket Dictionary of Current English. 2009. Encyclopedia.com.. Retrieved 13 June 2009.
16. Ted Mosquin, biographic profile.
17. Mosquin, T. & Rowe, S. (2004). "Manifesto for Earth."Biodiversity 5(1): 3-9.
18.Curry, Patrick (2006) (in English). Ecological ethics: an introduction. Polity. pp. 60. ISBN 9780745629087. http://www.proza.ru/2007/12/23/382 (in Russian)

Дополнительная литература

Bosselmann, K. 1999. When Two Worlds Collide: Society and Ecology. ISBN 0-9597948-3-2
Eckersley, R. 1992. Environmentalism and Political Theory: Toward an Ecocentric Approach. State University of New York Press.
Hettinger, Ned and Throop, Bill 1999. Refocusing Ecocentrism: De-emphasizing Stability and Defending Wilderness. Environmental Ethics 21: 3-21.


Источник:
http://en.wikipedia.org/wiki/Ecocentrism
* Здесь имеется в виду отношение к бытию и/или реальности - ВП
**Употребляемый иногда прямой русский перевод «энвайронментализм» представляется неудачным по двум причинам: во-первых, трудно произносимый, во-вторых, плохо понимаемый. – ВП.