Сирота

Владимир Шаповал
               

(котёнок)
Закончился сезон. Дачники, забрав пожитки и домашних животных, покидают летние резиденции, уезжают в благоустроенные городские квартиры.

Но, к сожалению, находятся несознательные граждане, которые оставляют щенков и котят на произвол судьбы. Нередко эти животные приспосабливаются к суровым условиям, ловят птичек и особенно мышей, которые к зиме приходят с полей в дома и хозяйственные постройки. Весной многие из них встречают своих черствых хозяев, превратившись в матерых хищников. Последующие зимы им уже не страшны, да и летом они не очень-то нуждаются в таких хозяевах.

Но очень трудно приходится маленьким домашним животным, имевшим несчастье появиться на свет за полтора-два месяца до окончания сезона. У них еще нет жизненного опыта и охотничьих навыков. Чаще всего они погибают от холода и голода или становятся добычей диких зверей.

В ту осень, о которой пойдет речь далее, я покидал садовый участок одним из последних. Осталось убрать инвентарь, приземлить малину, чтобы снег прикрыл ее от лютых морозов. Отъезд намечен на завтра.

Иду зачем-то к дому и вижу у порога стоит котенок белый с серыми пятнами на спине, вытянулся вперед и нюхает воздух, вероятно, определяет, есть ли кто в доме. Увидев меня сзади, прижался к земле и жалобно замяукал, как будто просил:
   - Пустите погреться, - или - приютите на зиму.
   - Ну проходи, - предложил я.

Котенок проворно шмыгнул в открытую дверь, будто понимал человеческую речь. В помещении, бегло осмотревшись, быстро освоился, попросил что-то поесть. Я угостил его молоком, оставшимся от моего обеда. Котенок насытился, захотел на руки. Пришлось взять. Он мирно замурлыкал и задремал. Я старался какое-то время не тревожить его, а сам обдумывал, что же делать с ним. Проблема в том, что с нами жила старенькая бабушка, у которой была аллергия на кошачью шерсть. Значит взять котенка с собой никак не возможно. Поэтому было принято решение еще раз покормить пришельца и выставить на улицу и чем раньше, тем лучше, чтобы не привык к уюту или поискал себе еще кого-то. Может возьмут.

Так и поступил. Вечером сижу печальный у теплой печки, горько думаю о судьбе несчастного маленького существа. Вдруг, слышу стук в окно. Я подумал, что какой-то человек зовет меня. Всматриваюсь в темень и вижу, что на карнизе стоит котенок и стучит лапкой по стеклу. Выскакиваю, забираю в дом, ласкаю. Спать ложимся в одну постель. А утром объявляю о своем решении:
- Я остаюсь на несколько дней на даче, будем жить вместе, научу тебя добывать пропитание и только потом уеду.

Живем день, другой. Он не отступает от меня ни на шаг. Вот подхожу с ним к куче старого навоза, заготовленного для удобрения. Там всегда водились мыши. Их запросто можно увидеть, если постоять тихонько несколько минут. Мы притаились, ждем. Вскоре один серый зверек показался, посмотрел на нас бусинками глаз и скрылся в норке. Через некоторое время он уже смелее вылез из укрытия, огляделся и побежал вдоль кучи навоза. Я бросил туда котенка, а тот ничего не понял и даже обиделся на меня за такое грубое обращение. Ничего не оставалось, как ловить мышей самому.

Не сразу, но мне удалось это. Держу добычу в руке и даю понюхать котенку. А он опять не соображает. Тогда я пошел на крайние меры - убил мышонка и положил перед бестолковым котенком. Он немного поигрался, осторожно трогая лапкой, но вскоре отвернулся и стал просить кушать. Вот этим обстоятельством я и воспользовался. Конечно, это коварство, но другого выхода не было. Я надрезал ножом тушку мыши. Котенок, учуяв кровь, оживился. Сработал инстинкт хищника. Сначала он тщательно обследовал убитого зверька, а потом с нарастающим аппетитом стал поглощать его.

В следующий наш визит к куче навоза котенок уже не был безразличным к шорохам и пискам, доносившимся из нор. Я оставил своего воспитанника возле мышиного логова, а сам занялся своими делами.

Через некоторое время котенок пришел ко мне и с гордостью положил к ногам пойманного мышонка.
    - Теперь ты не пропадешь, - сказал я. - Пища у тебя есть, хватит на всю зиму. Жить будешь под домом, там сухо и тихо. А мне надо уезжать, извини.

Мне показалось, что в глазах моего юного друга блеснула печаль. Он проводил меня за ворота и долго, долго смотрел в след, пока машина не скрылась за поворотом.

Зимой я наведывался на дачу. Видел котенка. Он окреп, возмужал, стал взрослым. Пушистая шерсть лоснится, значит, живется не плохо. Но он почему-то дичился и не подходил ко мне. Может, забыл, а может, обиделся

Наверное, у него были основания на то.