Джен Лундберг - Часть 2. Трансформация

Виктор Постников
26 мая 2011 г.
Culture Change

Почему люди должны предпринимать шаги, чтобы улучшить общество и экосистемы, если коллапс неминуем?  Во-первых, социальный активизм нужен  для смягчения все более ухудшающейся ситуации (все же лучше, чем ничего), во-вторых (и это главное), чтобы (a) практиковать сопротивление и не вступать в порочные сделки, (b) создавать модели устойчивой жизни, совершенствуя навыки и разрабатывая долгосрочные проекты жизни, и (c)  настойчиво поддерживать как традиционные, так и новые проекты коллективной жизни.

Перед тем, как начинать расстраиваться по поводу того, каким трудным будет общество без знакомого всем корпоративного государства и начальников «сверху», полезно вспомнить, каким было природное государство на протяжении большей части существования человека.

Доказано, что племенной и естественный уклад жизни наиболее эффективен и устойчив. Традиционные, аборигенные сообщества жили на протяжении тысяч лет  со своими уникальными культурами. Диапазон культур был колоссален: от матриархата к патриархату, от семейного богатства (часто разделяемого с остальными на праздниках Потлатч)  до эгалитарного коммунизма, от строгих правил жизни до спонтанной и веселой жизни.  Эпизодические случаи насилия, несомненно, имели место, поэтому сообщества раскалывались и люди уходили из племени – однако в этом не было никакой проблемы, т.к. население было небольшим, а места для всех много.

Те, кто отрицают преимущества племенного уклада жизни, умалчивают о том, что древние не могли в таком масштабе портить окружающую среду, как  сегодняшние нефтехимические соединения.  Еще одно возражение против доисторической цивилизации в том, что она уступала нам технологически, а отсюда якобы короткая продолжительность жизни. На самом деле, «примитивные» народы были здоровее нас; все дело в том, что высокая детская смертность, усредненная по продолжительности жизни, статистически уменьшает продолжительность жизни.

Высказывается  опасение, что в будущем невозможно будет спасти массы населения  с помощью энергоемкой, хайтековской  медицины. Человеческая раса потеряет многих недоношенных младенцев и возможно тех, кто родился с кесариевым сечением. Аналогично, не будет стариков, живущих с помощью реанимационных аппаратов, инвалидов, ожиревших и  немощных людей,  существующих за счет медицинских препаратов. 
Но это не значит, что мы на это должны рассчитывать.  Сострадание, это также и умение трезво оценивать ситуацию.

Покончив с комфортом, который сегодня обеспечивают деньги, люди смогут приблизиться к природе.  Против этого  категорически выступают те, кто чувствует себя беспомощным или погружен в техно-игрушки и удобную нефтяную экономику. В самом деле, многие считают, что  жизнь без машин, это чудачество со стороны всякого рода маргиналов и эко-фанатов.  Но когда жизнь без машин станет единственно возможным вариантом -  может быть даже очень скоро – и  у нас будут альтернативные системы транспорта на местном и глобальном уровне (велосипеды, парусный транспорт), мы увидим, что транспортные пробки, загрязнение среды и автокатастрофы – совсем не обязательны.

На место современных городов придут эко-города и экодеревни,   будет достаточно  места для огородов и дикой природы.  Парусный транспорт будет перевозить продукты, произведения искусства и туристов, на большие расстояния.


Детальное описание того, как жить вне системы

Всегда были люди, живущие вне своих социальных систем. В далеком прошлом они могли уходить по своей воле или же изгонялись обществом. Но с приходом тоталитарного сельского хозяйства и  цивилизации, прибравшей к рукам все земли,  отдельные бунтари и изгои обрели другую ментальность, чем массы.

Бунтари, ратующие за другую культуру, всегда вели образ жизни, который предполагал выживание и радость жизни.  Некоторые пытались уйти от системы,  в то время как другие оказывали ей сопротивление. Характерный признак такого образа жизни – это прежде всего экономия денег – на индивидуальном уровне (как это делают отшельники), либо коммунальном (сообщества). Некоторые совершенствуют свои навыки по определенной схеме, другие просто радуются жизни и учат других радоваться. Необходимо отметить, что многие, живущие вне системы люди, достигают лишь частичного успеха, но не стремятся к большему.

Проживающая в предместье города типичная семья менее всего стремится жить вне системы. Здесь работает социальная установка на «разделяй и властвуй», способствующая росту экономики. Рабская жизнь (с рабской зарплатой) и участие в «крысиной гонке» могут в определенной степени терпеливо приниматься рабочим, в зависимости от его психологического склада и материального успеха. Но когда здоровье утеряно в результате (a) сидячей жизни, (b) загрязненной воды, еды и воздуха, и (c) западной фармакологии, ослабляющей тело -   свобода делать покупки и заниматься сексом уже не помогают.  В это время, наверное, уже поздно менять образ жизни и выходить за пределы системы. Но никогда не поздно задать вопрос самому себе «Почему я так живу?»,  и найти некоторую степень освобождения.

По иронии, живущие внутри системы менее ориентированы на коллективную жизнь, чем нонконформисты или бунтари, живущие вне ее.  В самом деле, живущие вне системы, настроены прежде всего на укрепление сообщества. Что достигается в коммунах. Мы видим, что благодаря пропаганде и промывке мозгов слово "коммунизм» демонизировано, хотя его корни в таких словах как «общее» и «общество».  Капитализм же, отделяет тех, кто манипулирует общественными средствами производства и захватывает ресурсы от "простых" людей с невидимым ярмом на шеях. Государственный социализм – не альтернатива капитализму, потому как также поддерживает рост промышленности. Это всего лишь еще один аспект западной цивилизации,  потерпевший фиаско, потому что не сохранил в чистоте дикую природу и свободный человеческий дух.

Движение «Сделай сам» ( Do It Yourself) можно считать частью анархистского движения. Критиковать это движения (и его побратима -  движения "поделись опытом") может только  извращенный капиталист или тоталитарный демократ. Действительно, что может быть плохого в умении справляться с задачей самому, без лишних трат?  Сегодня повсеместно видна странная тяга к неизведанному, к экзотическим навыкам и продуктам на фоне утраты бережливости.  Бережливость означает  быть экономным и не тратится попусту. Но астрономический долг и жизнь в долг  подстегивают экономический рост.  И максимальные траты означают еще большее обогащение элиты.  Сколько «простых» людей не видят в этом ловушки!  Сколько обманутых!  Это указывает на то, что человеку свойственно слепо следовать за другими и не видеть  угрозы.  Корпоративные масс-медиа упорно игнорируют движение «Сделай сам», движение «Поделись опытом» и бережливость, и, напротив, поощряют потребление и страх.

Хватит общих мест. Вот список конкретных дел и методов для тех, кто намерен жить вне системы или подрывать её ради укрепления местного сообщества:

• Поддерживайте тех, кто получает удовольствие от самодостаточности  и уходит от хитростей системы, стремящейся лишить вас природной энергии.  Взаимопомощь поддержит вас и поможет укрепить отношения, которые намного дороже всяких денег.
• Ищите радость жизни и будьте творческими людьми.  Поступая так, вы отсоединитесь от машин, приносящих лишь разрушение и ложное удовлетворение. Например, играйте с друзьями на акустических гитарах вместо электрических инструментов.  Встречайтесь  и говорите с живыми людьми, вместо того, чтобы использовать сотовые телефоны или и-мейл, или Фейсбук.
• Забудьте о времени, и сконцентрируйтесь на качестве ваших действий. Можно быстро слетать на другой континент, выиграв время, но потерять при этом больше.
• Из-за того, что система стала глобализированной торговлей, приводимой в действие нефтью и загрязняющим транспортом, покупать местные товары - значит выполнять акт независимости  или даже неповиновения. Уменьшать дистанцию, на которую перевозятся товары, значит сопротивляться.
• Покупка секонхендовских, а не новых («заграничных») товаров,  еще больше укрепляет местную экономику. Зная продавца или производителя, вы начинаете доверять товару, а может быть, даже сами захотите обучиться этому искусству.
• Защищайте Мать-Природу.  Система ненавидит это, поскольку живет за счет земельных ресурсов,  и превращает дикую природу в асфальт,  бетон или пустырь.  Поля агробизнеса пропитаны искусственными удобрениями и пестицидами, а его техника работает на нефтяном топливе. Бойкот ГМО и выращивание своей собственной еды – самое естественное занятие, которое также можно приравнять к акту неповиновения.
• Жить на природе не означает, что вы должны жить под мостом. Бездомных можно приравнять к работающим.  Образ вечно скитающегося, неприкаянного человека, конечно, ужасен.  Другое дело, если вам нравится переезжать с места на место и жить на природе.  Оплачивать посещение стоматолога, впрочем, может быть вам не по плечу. Американская империя предпочитает не оказывать социальную медицинскую помощь, поэтому многие живут «на пределе».
• Миграция может спасти от несчастий, связанных с изменением климата.  Например бездомные в Портленде, шт. Орегон, хорошо себя чувствуют  летом, но осенью вынуждены мигрировать на юг, в более теплые края.  Становится все сложнее находить  безопасное место  и подножный корм по мере того, как здоровые земли застраиваются, а толпы новых жителей вытесняют тех, кто хочет жить просто.
• Находить выброшенные или оставленные на обочине товары, также может приносить удовольствие.  Зачем платить,  если что-то отдается бесплатно?
• Если у вас низкий доход и вы не платите налоги, это может снизить стресс и дать удовлетворение от того, что налоги не попадут к военным или строителям дорог.
• Самостоятельно воспитывать свой детей, вместо того, чтобы отдавать их незнакомым людям, - часть общей стратегии ухода от системы и воспитания поколения оппозиционеров.
• Некоторые живут вне системы за счет ее обворовывания.  Но при таком образе жизни легко скатиться к неэтическому, асоциальному поведению, унижающему других людей.
• Познавайте другие культуры. Вне пределов американской госбезопасности и корпоративного государства – даже в Мексике с ее экономически порочными WalMarts – существует больше семейной любви и дружеской поддержки, меньше материализма.
• Укрепляйте свое здоровье и выносливость, чтобы снизить зависимость от дорогостоящей медицины.  Более здоровая психика позволит вам легче переносить насилие со стороны системы, принуждающей вас к конформизму и покупке ненужных вещей.
• Инициируйте кооператив, коммуну или общину.  Коллектив – это форма солидарной жизни тех, кто объединился на какой-либо основе. Группа может формироваться из единомышленников, противодействующих индивидуалистической культуре.  Эти акты могут иметь как положительный, так и отрицательный результат;  но в любом случае это необходимый и вдохновляющий опыт.
• В случае болезни или пожилого возраста, или в случае, когда пожилые не могут жить со своими детьми, друзья могут организовать медпомощь.  Это концепция "Племенной медпомощи", о которой говорил писатель Дэниэл Куинн.
• Подготовьтесь к коллапсу со всех сторон,  так, чтобы когда он ударит, вы и ваш коллектив, коммуна, племя и друзья знали точно, что делать.

В результате таких шагов вы почувствуете ясность в отношении того, что еще следует сделать; как опережать события, несмотря на отсутствие широкой поддержки. Вы  будете жить в будущем,   отсоединенном от системы наград за рабское или хищническое существование.

Ваше сообщество – вот ключ от всех проблем, и его надо создавать, даже если система противится этому. Сообщество и взаимная любовь переживут $истему.

* * * * *
Часть 1  эссе «Как туда добраться: Пробуждение»  http://www.proza.ru/2011/05/31/870

Литература:

Degrowth Seminar, Copenhagen Klimaforum09 - Speech by Miguel Valencia
Extinction of Human Languages Accelerating, by Kari Lydersen
Dr. Tim O'Shea: "“The healthiest people in human history were groups who were geographically isolated from “civilization.” Quoted in Inoculation and Deception: The Swine Flu Hoax, by Daniel Zengel
Social Justice Activists Must Take Into Account Ecological, Cultural, and Economic Transformation. Alternet titled it ""Social Movements Will Achieve Little Unless We Embrace the Realities of Petrocollapse" and changed it again to "The World's Political Uprisings Will Change Nothing Until We Embrace the Fact That We're Running Out of Resources."
Pledge for Climate Protection with 10 steps to change lifestyle for not just reversing global warming but getting through petrocollapse
The DIY Movement: Collapse of the petroleum delusion / Rise of the DIY movement, Culture Change Letter #80
John Whitelegg's article "Time Pollution" at sonomatlc.org. The article appeared in the Auto-Free Timesmagazine, Issue 11, 1997.
Dumpstering for Christ, by Sarah Mirk, Portland Mercury
Health care tribe: elder care "insurance" by Jan Lundberg, Culture Change Letter #8, November 2002.