Жизнь в полоску

Елена Микитенко
1961 год оказался богат на впечатления.
Апрель одарил всех людей планеты Земля сообщением о полете человека в космос. Жители поселка Оксочи Новгородской области ликуют, поздравляют друг друга, передавая из рук в руки газеты с фотографиями первого космонавта мира. Радости нет предела.
Вера не может оторвать взгляда от доброжелательного красивого человека, только что вернувшегося из космоса. В семье все на него любуются, племянник Андрюшенька трех лет от роду тоже суетится среди взрослых, выражая свой восторг. Тут же и Вера, и Полина Васильевна обратили внимание на то, что Андрейка похож на Гагарина. Это открытие усилило радость от происходящего. 
А Вера дала себе слово: если у нее когда-нибудь родится мальчик – она назовет его Юрой.
В честь Юрия Алексеевича Гагарина.

Но жизнь не всегда приносит радостные сюрпризы.

Беда нагрянула неожиданно.
Анатолий Фёдорович пошёл провожать на электричку своих дорогих родственников, поднял на перроне мешок с картошкой, чтобы погрузить его в вагон, и почувствовал: в левой половине груди, ближе к плечу, у него что-то оборвалось и теплая волна побежала по телу.
Он упал. Поезд задержали, папу на этой же электричке доставили в соседний посёлок Веребье, где есть больница. Врачи обнаружили у него инфаркт миокарда.
Для выздоровления требовалось, как говорили тогда, полгода лежать без движений.
Но Анатолий Фёдорович решил, что уже идёт на поправку, и нарушил постельный режим.
В больнице он побыл две недели. Домой папу привезли в гробу.

Вера до последнего момента не верит в его кончину. Ведь бывали случаи, когда люди засыпали летаргическим сном, вот и папа проснётся. Только бы его не похоронили живым…

После похорон мама долго горюет, плачет, во всем винит себя: «Не уберегла. От шахты спасала, а злая судьба настигла на ровном месте».
Вера мучается: «Зачем поехала тогда вечером навещать папу, подошла к окошку, а он увидел меня, обрадовался и встал с кровати».
 
Дочь не знает, как утешить маму. Они страдают не сообща, а каждая в отдельности.
И кажется, их горе бесконечно. Оно постигло их в начале июня 1963 года, когда особенно обильно цвели сады…

В райсобесе Полине Васильевне и Вере назначили пенсию по случаю потери кормильца, всего шестнадцать рублей на двоих. Но в посёлке нашёлся грамотный человек, он сам послал запрос в Тульскую область по вопросу папиной зарплаты на шахте. И пособие им пересчитали, оно выросло до сорока рублей в месяц.