Что ты вьешься, черный ворон? Легенда

Валентина Майдурова 2
           Ковыльная степь – бесконечное седое поле. Что помнят его ковыли, о чем молчит ее разнотравье? Люди не живут там, стаи птиц не бороздят небо. Лишь весной и осенью печальное  курлыканье  и жесткий шелест крыльев пролетающих стай будят ее тишину, и тогда   ветер памяти вступает в свои права. Мягко склоняя  метелки ковыля,  шепчет он усталой земле:
           – Вспомни, вспомни, как было! Вспомни, что было!

          Было это  в  стародавние времена, когда люди и птицы понимали друг друга без слов. Люди  трудились на земле: пахари возделывали поля,  по степи  со стадами кочевали племена.  От набегов жужаней (банд степных разбойников)  оборонялись вместе.  Птицы властвовали в небе. На шелест крыльев пролетающих над жилищами людей ворон земляне  поднимали глаза к небу и из-под руки смотрели на стаи пернатых друзей. Их белое оперение сверкало в лучах солнца и несло мир и  покой душам  людей.
          – Все мир-р-но! – кричали вороны, пролетая. –  Все мир-р-но!
          Казалось, ничто не могло омрачить  их мирной жизни.         
          Вороны были как люди.  Создав семейную пару, не вступали в связь с другой вороной  вплоть до смерти  и старость встречали в одиночестве. В семье каждый раз рождались два птенчика: самец и самочка. Два маленьких  комочка, которые постепенно покрывались белым оперением. Расправив серебристые крылья, они  покидали родительское  гнездо и вили свои гнезда. Пары складывались на всю жизнь.
         И в семьях людей рождались дети.  Требовалось все больше пространства для новых семей степных племен.  Настало время, когда за поле бескрайнее, за степь ковыльную  началась битва великая меж  племенами пахарей и кочевников.
          На битву  за поле  старшее поколение послало сыновей своих. 
          Истоптан  ковыль.  Он отряхивает метелки свои от крови людской и тянет их к солнцу, просит мира, просит прекратить сечу кровавую, сохранить детей для отцов, послать весть утешительную матерям. Но не слышит  небо криков безмолвных.
          Тяжкий  хрип и стон стоит над степью.  Воинская доблесть за правду СВОЮ и злоба на врага, захватившего поле, клокочут в груди воинов.   Расцветает степь алыми пятнами. Все гуще покрывается  она  красными маками.  Лишь к ночи стихает кровавая сеча.  Не ароматом  разнотравья, а горечью остывающей крови пропах воздух над степью.  Знали вороны, что не только свидетелями побоища были они, а станут еще и вестниками горя великого. Многие погибли в сече страшной. Обезлюдеет земля молодыми.
         Прилетела, закружила стая над селением. Кричали-торопились рассказать вороны, что убиты их сыновья в великом противостоянии: к-ка-кар, ка-а-ар, каа-ард, к-ка-а-ар, к-кар, ка-ар!!! 
        От надрывного крика запеклись навсегда в уголках вороньих клювов капельки  красной крови. Ничем не могли помочь вороны людям.  От  переживаний за друзей почернело их белое оперение. И уже черной стаей понеслись они  к другим селениям, неся черную весть о великом горе: обезлюдела земля молодыми.

          С тех пор пошло поверье, что, если вьется  стая воронья с надрывным криком,   жди беды.


Примечания:
-  читать вороны с ударением на первый слог.
– Жужани (шушани)  – банды степных  разбойников, около 350 г.н.э.

–  Словарь  звуков-значений древнеславянских   и их сочетаний:
К – тело, стремление к …
Кар – сотворенное человеком, кровь …
Как – славить, доносить …
Ка – душа, возлюбленный …
Ард – разлетаться, убивать …
Ар – преданный Всевышнему, землепашец …
Ара – противостояние, бей, бой …
Ари – воинственные отряды …
Р – проделал …
А – не (частица) …

          Фото из Интернета