Дорогие мои старики

Эльмира Ибрагимова 3
 
 
Несколько лет назад в женском журнале, где  я работала  и работаю  сейчас был  опубликован   мой  материал   «Невинной старости приют» -  о стариках нашего местного Дома престарелых .  Он  вызвал такую бурю откликов и  писем, что  это еще раз доказало мне  и без того ясное – тема эта  актуальна для многих.    Во все времена индикатором общества  и совершенно справедливым критерием было положение в нем стариков и детей,  но    тема актуальна  не только поэтому. 
Все мы в этом мире бренны, и все,  если    повезет,  вступим в осень своего бытия - старость.  Потому захотелось вынести эту тему  на страницы нашего с вами еженедельника.  И правда, давайте поговорим.  Может кто-нибудь  задумается  об очень важном . А  может, кому -то, чьи родители пока еще живы и здоровы, это будет  еще не поздно.  А кто- то из нас  еще раз задумается – правильно ли  мы воспитываем детей,  все ли в порядке с их душой,  ведь жестокими и бездушными дети не рождаются. Такими их делаем, как ни странно, мы, сами того не подозревая. Иногда,  невниманием к их серьезным ошибкам, иногда –личным примером. 
Я не верю тем, кто говорит , что старость, как и все возрастные времена жизни, может быть счастливой,  что есть в любом  возрасте – хорошее.  Но , как ни крути,  какие слова ни  найди в утешение   любому, кто в нее уже вошел и   кто стоит  у порога старости , - все же это грустное  время жизни.  И я более склонна согласиться с  В.  Сухомлинским, который  писал: “Старость не может быть счастьем. Она может быть только покоем или бедой.  Покоем она становится, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество”.

ОДИНОЧЕСТВО В ТОЛПЕ
Говорят,  одиночество  в толпе  - самое страшное. Хотя любое  из одиночеств - это боль.   «О, одиночество, как твой характер крут» , - этот крик души известной поэтессы,  конечно,  о другом, не о том, что мне довелось видеть в  том грустном доме,  «невинной старости приюте», - как образно  назвали в  песне Дом  для одиноких стариков. Но ведь мы в молодости   редко  заглядываем вперед  и думаем о предстоящей старости и  ее возможных  неприятностях. И потому,   не зная худшего,   зачастую  считаем болью и одиночеством   то, что  можно пережить -  ту же разлуку с любимыми.  А ведь это не самое страшное.  Одиночество этих стариков  при том,  что они живут в коллективе, не без внимания и заботы  чужих для них людей,  трудно  передать словами. Его надо видеть.  Я видела. И забыть не могу.

НЕВИННОЙ СТАРОСТИ ПРИЮТ 
      Правы сказавшие:  нельзя дважды войти в одну и ту же реку.  Это будет уже другая река.  В Дом престарелых  судьба и журналистские дороги приводили  меня  дважды.  В первый раз – очень давно, кажется,  во времена начала перестройки.   Стариков там было очень мало,  а дагестанцев среди них почти не было . Картина  была убогой и безрадостной- разруха  и обшарпанные стены,  старики, жалующиеся  на плохие условия во всех отношениях. Я, написав что- то  небольшое и дежурно- банальное о том, что условия   для стариков могли бы быть   получше, вскоре забыла об очередном задании. Но почему-то  не тогда,  а  именно  во второй раз, когда,  казалось бы,   внешне не было причин  для такой печали и боли, до слез защемило мое сердце .  И так долго потом еще всплывали перед глазами  лица тех стариков, снились их грустные глаза.   И вправду,   для такого настроения и жалости не было  особой  причины -  повсюду царила идеальная чистота.  На  огромной прилегающей к пансионату территории  и в холлах и в  коридорах, обставленных и оформленных со вкусом и любовью, и даже в комнатах  обеспечиваемых, в которых было по домашнему уютно. Повсюду   неторопливо   прогуливались и отдыхали  ухоженные старики. Все у них было – комнаты,  где они жили не более  чем по двое,  прекрасные условия проживания  и отдыха   и   качественное  питание, и медицинское  обслуживание,  и заботливый медперсонал.  Но    у каждого  при этом – своя боль и своя судьба.  Кого - то бросили родные, забыли дети, кто- то пришел сюда сам,  видя, как перебиваются в тесноте и бедности их дети или осознав свой невозможный для совместного проживания с семьей характер. А у кого -  то вообще нет близких и родных.


ДОЛГИ, КОТОРЫЕ МЫ   НЕ ВОЗВРАЩАЕМ  …
Наверное, кто- то из древних  в утешение себе и другим   выстрадал мудрость  : “Дети никогда, даже при большом желании,  не смогут сполна отдать свой долг родителям. Они возвратят этот долг позже - своим детям. “ Такова  эстафета жизни.
 Ведь   что бы они ни сделали для своих родителей - этого все равно не хватит. Недаром, согласно легенде,  самому благодарному из сыновей, сделавшему как будто бы все для своей матери, в Судный день, было сказано : Ты не рассчитался с матерью даже за тот  период, когда она с нежностью и любовью носила тебя под сердцем”.
Но  о   расчете  со своими детьми родители никогда и не думают, они  не делают ничего в долг  и ради отдачи. Они  всегда остаются родителями- и даже здесь, в заведении, в котором по большому счету не должны находиться , имея     близких и родных. Речь о другом  – когда  нарушаются, казалось бы, неоспоримые  законы жизни.  Например,  законом  на   все времена было, чтобы рядом с родителями в их старости и в последний час были дети, чтобы именно они облегчали страдания и боль давшим им жизнь людям, вселяли уверенность в том, что жизнь прошла не зря.
Но, к сожалению, жизнь вносит свои коррективы    даже в такие,  казалось бы,  вечные традиции, как уважение к старшим, долг перед родителями. А многие старики , живущие в пансионате, имея родных, согреваются   теплом  сердец чужих для них людей.

«…СТРАШНЕЙ УКУСА ЗМЕЙ ДЕТЕЙ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ» -
 - что-то мне сегодня  чаще обычного  на ум приходят  изречения классиков, пословицы, крылатые слова.    И вот опять – Шекспир и его несчастный Король Лир.  Что ж, понять можно – проблема  отцов и детей   вечная, как и  часто встречающаяся  по жизни  проблема их  неблагодарности. 
Честно говоря, идя  в пансионат для престарелых, я была твердо уверена, что дагестанцев- стариков там не встречу, что даже самые одинокие из них найдут приют, как это часто бывает, в домах своих дальних родственников. Но оказалось, что их там не меньше, чем  других. Только они сразу же попросили меня не называть их фамилий.
-Люди могут не так понять, могут упрекнуть моих детей, а я этого не хочу. Не считаю их виноватыми, у всех у них своя жизнь, свои проблемы. Я ведь и здесь пожить могу, - сказал мне  тогда А.М., отец четверых детей, ветеран войны.- А им и самим тесно.
К.У обижаться  было  особо не на кого. 15 лет прожила она с мужем, и этот брак, к сожалению, оказался для нее бесплодным. Всю свою нерастраченную любовь и нежность, всю свою заботу отдала  она  трем детям  мужа, оставшимся без матери. Всех определили, выдали дочерей замуж, женили сына. А  когда одной из дочерей понадобилась ее помощь в уходе за детьми, К. , не задумываясь, ушла с работы. И не просто с работы, а с престижной, где она еще и была по совместительству секретарем парткома. Да что там было думать – она  была для них мамой со всеми вытекающими отсюда последствиями.  И благополучие детей было для нее важнее престижа и   карьеры.
В 1989 году К. тяжело заболела, легла в больницу на операцию.  Злые языки принесли сплетню: дочери переживают, что за ней смотреть придется, выхаживать, а ведь она и не мать им вовсе. За что, дескать, нести им этот крест теперь, когда она надолго или навсегда сляжет? Вот так   она  узнала, что    не стала родной  и близкой для тех, кого считала своими детьми,  кому долгие годы изо всех сил старалась заменить мать. Боль в душе затмила все остальное: и болезни, и проблемы, и даже страх смерти. В семью она больше  не вернулась.  Жила какое-то время у племянника, у двоюродной сестры, а потом попросила подругу проводить ее в пансионат.
СЛАВА БОГУ -У    ДЕТЕЙ ВСЕ ХОРОШО,
- эту фразу  мне не раз приходилось  слышать в день посещения пансионата.
Особая гордость стариков - их успешные талантливые дети, их перспективы, должности.
Одна старушка с гордостью рассказывала мне о том, что внучек у нее адвокат.   Много лет назад умерла ее единственная дочь,  оставив ей   маленького внука.  Когда  мальчик  подрос,   его забрал к себе отец. 
- Я  все глаза тогда выплакала, когда дочь умерла, - с горечью говорила старушка ,- остался у меня на всем белом свете только внучек мой. Думала, как же  ему плохо   будет, когда помру ?  Спасибо его отцу, мальчика на ноги поставил, выучил. Жаль,  мать так и не увидит, каким он стал, на адвоката выучился.
А на вопрос - не навещает ли внук ее в пансионате , помолчав и заметно погрустнев , ответила : “ Почему же, приходит иногда. Правда, в последнее время редко - последний раз в прошлом году был. “ И тут же попыталась его оправдать:
-Так ведь не бездельник он какой-то - адвокат. Некогда ему. Вот в прошлый раз заскочил ко мне на пять минут: “Ну как ты , бабуль...” и побежал. Машину,  говорит, за забором оставил, украсть могут. Уж как я обрадовалась - машина, значит, у него теперь своя... Я не обижаюсь, понимаю, что занят. Вот как -нибудь только бы  знать - все ли у него хорошо.
-Чем они могут мне помочь ? Им  сейчас и без меня очень трудно, жаль, что поддержать их ничем не могу, - с болью сказал  другой старик  о своих детях, жалея  их.   
У Р.Р., с которым я тоже  здесь  познакомилась,  дочь  уже в то время была  банкиром,  жила  в Санкт Петербурге,  имела семью, двоих детей,  была хорошо обеспечена. Отец  рассказывая мне о ней,  гордился,   столько сил и средств вложил когда-то в ее учебу. Работал он   главным экономистом в одном из богатейших совхозов Саратовской области. Каждый месяц кругленькую сумму посылал, чтобы лучше всех дочь была обеспечена, одета, ездил к ней часто. А вот теперь заболел и, видимо, стал ей не нужен. Но это уже мои комментарии. Р.Р.  на дочь не жалуется.
-Я здесь не скучаю, персонал хороший,    односельчане и дальние родственники не забывают. Навещают меня  часто, приносят вкусненькое. Сушеное мясо, например, я очень люблю...
Надо было видеть, как  светились гордостью его глаза, когда он говорил о своей хорошо устроенной во всех отношениях дочери. 
- Она у меня умница.  Я так рад , что  в  это трудное время крепко стоит на ногах, и слава Аллаху, все у нее отлично: и муж хороший , и дети, и работа престижная. Я  могу теперь уйти  за нее спокойным. 
               
                ШОКОЛАДКА ДЛЯ ВНУКА

Да, они     несмотря ни на что безгранично любят своих детей и внуков.  Ни один из стариков ( за очень редким исключением) не скажет, что у него плохие дети: черствый сын или недобрая дочь. Они и другим не позволят так сказать. Найдут для своих детей любые оправдания : длительная командировка или серьезная болезнь, бедность или теснота, могут и себя упрекнуть в неуживчивости. Сами же гордо и с любовью будут хвалиться их успехами, показывать фотографии...
А еще я видела завернутые в салфеточку шоколадки, которые одна из бабушек припасла для внука.
-Придут ко мне , я их и порадую, - поделилась она со мной.
Рассказывали мне в пансионате и о том, что старики экономят каждую копейку  из той скромной доли пенсии, которую им выдают на личные расходы.
Пытаются   как- то помочь своим детям этой мелочью,  купить внукам куклу или фрукты. На их столиках и прикроватных тумбочках - фотографии близких и родных, а если их нет - фотографии соседских детей или  “ пионеров” ( как они здесь называют шефствующих над пансионатом школьников). А иногда и просто  вырезки из журналов, на которых пусть чужие , но дети.

                “ЭТО ЗДЕСЬ ОНИ ТАКИЕ ОДУВАНЧИКИ ...”
Некоторым  из обеспечиваемых  ( так  по- новому называют стариков пансионата)   повезло больше , чем остальным, – к ним иногда , хотя и не часто, но  приходят.   А  к большинству из них, к сожалению, ходить некому,  или о них просто забыли.
Я повторю здесь инцидент, который   приводила в том своем   материале.  Уходя из пансионата уже вечером , не могла не обратить внимания на одну из подобных встреч. Это была очень грустная картина.
В холле старушка прощалась со своей посетительницей, женщиной лет сорока. Бабуля была по- домашнему уютной и опрятной – милая, аккуратная, в белом ситцевом платочке. Она украдкой вытирала слезы, а женщина довольно раздраженно ругала ее за это, грозясь не приходить, если та будет расстраиваться.
-Не буду, больше не буду, - повторяла старушка, глотая невыплаканные слезы.
Женщина вышла из пансионата вместе со мной , нам обеим предстоял довольно длинный путь по всей территории к выходу.
-Это ваша мать ?- спросила я ее.
-Ну не совсем, - слегка растерялась женщина,- это мать моего мужа.
-А где он сам? - спросила я и тут же испугалась возможного ответа, подумав, что его просто нет. Ведь иначе, подумала я, старушка не оказалась бы здесь или   в крайнем случае   он пришел бы  с женой к своей матери.
-Ждет меня в машине, - спокойно ответила женщина... Она совсем  раскисает, когда его видит... Единственный он у нее.  А у него больное сердце, давление, вот я и ограждаю его от этих ненужных переживаний.
-А ей  никак нельзя пожить с вами, раз она так переживает и страдает здесь? – не выдержала я  и на свой страх и риск задала мучивший меня вопрос.
-Вот это уже не Ваше дело, - озлобившись на меня , огрызнулась попутчица. Легко Вам со стороны советовать. У меня дети, у них трудный возраст, у мужа проблем со здоровьем полно, так что мне забот и хлопот и  так хватает. А она, к Вашему сведению, сама попросила меня отвезти ее в пансионат, понимает же, что не очень  нам   легко  с ней.
Это здесь они такие одуванчики -попробуйте,  поживите с ними...


ВОСПИТАНИЕ ДУШИ
Осень вызывает  у нас  разные ассоциации. Для одних это  сырое,  дождливо- слякотное грустное время , для других – золотая пора. Очей очарованье.
Наверное,  потому, что старость часто называют осенью жизни , я вдруг вспомнила
других стариков, которых   видела в    благополучных , дружных  семьях, где   смогли  сделать  осень жизни  близких им людей  безоблачной, золотой , спокойной, безболезненной.
Вспомнились маленькое табасаранское селение Пилиг , бедная семья, где 12 детей (!)  кормит лишь один работающий отец, да и то получающий мизерную зарплату. Семья живет в основном на детские пособия. В доме почти нет мебели,  а игрушками детям служат деревянные брусочки.
В самой светлой , лучшей комнате  лежит тяжелобольной столетний старик, дядя многодетного отца. Он ухожен, обласкан и взрослыми, и детьми. Рядом у изголовья тихо мурлычет что- то под нос трехлетний малыш. Дети постарше по очереди ухаживают за стариком, взбивают подушки, поправляют одеяло.
- Я  его двоюродный  племянник,  - говорит хозяин дома. - Вся семья его  умерла: и жена, и дети, и он вот уже десять лет с нами. И вообще, я один у него остался.
-Тяжело , наверное, вам с ним,- искренне сочувствую я, думая о том, как удается хозяйке и за двенадцатью детьми поспевать, и по хозяйству, и со стариком  больным управляться. Ведь это даже   не свекор ей, а двоюродный дядя мужа. Да  еще    при их такой  бедности...
-Нет, что Вы…Он нам не в тягость. Как говорится,  своя ноша плеч не давит, а дом без стариков и детей - мертвый дом, - отвечает мне собеседник. Мы   тоже состаримся , нельзя об этом забывать. Жаль только, редко получается   побаловать его чем-нибудь  вкусным, особенным. А так   даже дети все самое лучшее  ему несут. Не поверите, угостит их кто-нибудь конфеткой или яблочком, сами не съедят, старику принесут. Любят они его. Иногда удивляюсь - он ведь старый, не говорит почти, не играет с ними.  А они все равно тянутся к нему, крутятся вокруг, иногда выгонять приходится из его комнаты, чтобы дядя отдохнул.
Он удивлялся , а я -нет,   потому что понимала - не могли вырасти рядом с таким щедрой души человеком плохие дети, не могли они не усвоить уроки любви и уважения к старшим, не узнать,  что такое долг перед родителями, который платежом красен.
И не беда, что они в чем-то обделены сейчас – игрушками и  вкусняшками, хорошей одеждой  и условиями – все у них будет . Потому что  папа и мама уделили  внимание самому главному – воспитанию их души.
И  они могут быть уверены, какой бы трудной ни была жизнь этих ребят в дальнейшем, как бы все у них ни сложилось,  в их доме- неважно, богатом или бедном, просторном или тесном, - всегда найдется самое дорогое и почетное место для родителей.

ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЕ    НАМ  ТЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ
Но несмотря на наши веками устоявшиеся   местные традиций  и исламское   мировоззрение,   по которому «Рай наш»,   согласно  хадису Пророка,-  у ног матерей»,  где  законом жизни является уважение и почитание старших,   идеализировать ситуацию  с отношением к   родителям, старшим, пожилым людям   и  у нас, в нашей   республике, в которой, казалось бы,  их так  почитают, я бы не стала.  Более того,  ситуация требует  того, чтобы задуматься : а что  будет дальше ? 
Никогда не забуду , как одна из моих знакомых  после евроремонта  была страшно озабочена: и куда девать свекровь, живущую  в проходном зале.
-Она   часто лежит,  тащит туда подушку,  свои мелочи там разложит.. Никакого вида у комнаты..
-А вы дайте свекрови   отдельную комнату,      квартира  у вас четырехкомнатная,  а  она  старенькая, больная, и вправду  лежит все время,  ее, наверное, и телевизор вечно включенный беспокоит, и хождение  через нее, - посоветовала при мне наша общая знакомая.
-Рада бы! Но как это сделать. Одна комната у сына, во второй - две дочери ,   в третьей  наша с мужем спальня.  –А так – я  бы с удовольствием.
Не  только эта старушка, отдавшая свою квартиру детям, а  теперь  не вписывающаяся  в  интерьер  их  гостиной ,  столкнулась с бесчеловечностью  детей. Фактов неуважения, более того – жестокости, порой  и издевательств над старыми родителями  достаточно много. Есть они и в   милицейской хронике,   и  даже в нашей редакционной  почте. Так что  не все так хорошо и у нас.  А значит есть нам чем задуматься- и в семье , и в школе, и вообще всем нам.  Потому что проблема – общая.
СИНЯКИ  ОТ «ДОБРОГО»  СЫНА
  Мы все в редакции еще помним,  как в  рубрику « Человек- человеку» пришло письмо  от  соседей одной   несчастной  старушки.  Они писали   о том, как издеваются над ней ее родные, как выселили в крошечную летнюю кухню из ее же дома,  и что  не просто не помогают ей, а отбирают последнюю пенсию. Чаша терпения  соседей лопнула тогда, когда  невестка  избила свекровь, а сын не вмешался, еще и  кричал на мать: надоела ты уже, тебе на кладбище уже прогулы ставят.  Я ходила разбираться  по тому письму , а бедная старушка ,обезумев   от страха ,все время тряслась  и говорила мне: 
-Зачем Вы пришли?!  Ой, что теперь будет! Они же  убьют меня. Подумают, я жаловалась.  А на вопросы – обижают ли ее дети, - старушка категорически отвечала: Нет.  -Почему же Вы тогда живете в этой каморке , и в огромном доме сына Вам места не нашлось?- спросила я ее.
-Я сама сюда захотела , мне здесь спокойнее.  Сама  себе хозяйка, - жалко улыбнулась старушка.  -  Вы не думайте, что у меня сын плохой. Он просто немного слабохарактерный, добрый очень . Так  говорила   она о сыне, который, как оказалось  не раз жестоко избивал ее..
- В прошлом году  до сотрясения избили, а эти уроды с милицией общий язык нашли,  и бабка, как  загипнотизированная,  повторяла: Я сама упала. А ведь  все соседи видели.
-Чего Вы ее в дом престарелых не определите, - спросила я сердобольных соседей. 
-Так не хочет же, родные ,говорит,  сына осуждать будут.  Доживу здесь, говорит, мне не так много осталось.   Вы внимательно посмотрите на ее руки – она же и сейчас вся в синяках.
Дело было летом.  В  крошечной  бывшей  летней кухне, которая теперь служила бабушке жильем , вмешались  только ее узкая лежанка и  маленькая  тумбочка,  служившая ей столиком.  Старушка  была в летней ночной рубашке.  При мне стала спешно накидывать на себя   старый заношенный халат. Но я все таки успела увидеть  синяки на обеих руках, чуть выше локтя.
-Это Вас   сын так разукрасил ? – спросила я, чувствуя, как сжимаются кулаки.
-Да нет, не помню…  Ударилась, наверное.., - растерялась она.
-С двух  сторон одновременно обеими руками ударилась , - не отставала  я, - соседи тоже говорят  видели,  что это он..
-Да  знаешь ,  милая, кожа у стариков  с возрастом такая становится, чуть тронешь – синяк.  Вот и он, может, и держал меня, но не бил, клянусь тебе - не бил.
Старушка та и с  меня  честное  слово взяла, что писать о ее горе – сыне  в газете , называть его конкретно , не буду. Я слово сдержала,  но  на прощание предупредила  ее сыночка и невестку,  что меня они купить и запугать не смогут. Я  все о  них напишу,  если   еще хоть раз обидят  мать. А  уж  потом  растиражированный  позор в  газете   не даст  им   жить в  этом городе - ни  неблагодарному     и бессовестному   сыну, ни его  жене – мегере. Соседи говорили, что    он после того надолго присмирел.    Но таких случаев, к сожалению, немало.
                МОСКОВСКИЙ СИНДРОМ
А я еще помню времена,  когда уступали место старшим в транспорте, как   бережно и ласково общались со стариками – чужими и своими. Как переводили их, немощных, через дорогу и несли их сумки, как помогали  одиноким   старикам,  живущим по соседству.  Такое отношение  еще сохраняется в селах. Но в городах -  не всегда и не везде.  И это очень большая проблема. 
 Однажды на мое возмущение в Москве, что  места  в метро не уступают даже старикам  и  инвалидам,  что нет  никакого уважения детей к родителям:  месяцами не звонят, не навещают,    наша землячка- москвичка ответила :
- Вам в глубинке  наши реалии не понять. Тут ритмы жизни другие . Москва - мегаполис со своими     дикими законами джунглей.  Мы соседей по лестничной площадке в лучшем случае  в лицо знаем. Здесь  масштабы другие. Потому и все в человеке меняется. Разве не замечала, как меняются и ваши, попадая в Москву.  А потом уже и у вас ведут  себя иначе. Ничего не поделаешь,  это московский синдром.
И я вспомнила, что на самом деле  замечала.   Замечала, как меняются  наши земляки, подолгу или уже  постоянно  живущие в Москве или в других больших городах. Какими они порой становятся далекими даже для близких и родных. Не всегда такое бывает, но бывает. И не редко. А еще   вспомнила , как  девятилетний мальчик, заметив  неладное в близком человеке,   по-детски откровенно сказал  своему молодому дяде, прожившему в Москве более четырех лет :
-Что с тобой случилось ? Ты был у Снежной королевы  и тебе в глаз льдинка попала ? Ты же  нас уже совсем  не любишь.
Наверное,  правы говорящие о мегаполисах и ритмах большого города.  О том, что жизнь не стоит на месте и меняется все, даже традиции.  А я с ужасом думаю о времени, когда  наш город, уверенно  растущий и расцветающий  станет мегаполисом. С другими ритмами жизни.  И с тем же московским синдромом. И этот самый московский синдром  в отношении  к старшим, к родителям  будет пострашнее перенятой моды на открытые пупки и  перетянутые джинсами  бедра.
Но,  может, все таки не будет.  В каких   масштабах  ни рассматривай  родителей и близких, -  они   наше самое родное, самое главное в жизни.  А потому не дай нам Бог ...
ВСЕ МЫ В ЭТОМ МИРЕ БРЕННЫ ...
Не хочу, чтобы мой вышеприведенный материал о стариках  из пансионата  для  престарелых  кто-то принял  за нравоучение. Согласна я  и с тем, что в жизни бывает всякое. У некоторых действительно нет другого выхода, как определить своих престарелых родителей в пансионат   лишь потому, что там им будет лучше. Если они  сами  не в состоянии (по самым разным причинам) создать им нормальные условия, обеспечить уход. Многие живут с семьями на съемных квартирах, перебиваются   сами на хлебе и чае, не могут найти работу или болеют - у каждого есть  причины. Но эти как раз не забывают своих стариков, регулярно проведывают их, забирают на выходные и праздники. И страдают от вынужденной разлуки и безысходности не меньше, чем их старики. Как же можно их осуждать?
Но есть в пансионате и другие старики, забытые и заброшенные своими взрослыми детьми и внуками, теми, кто обязан им жизнью. А среди забывших или, вернее будет  сказать -  предавших их детей, есть и такие, которые   ни в чем не нуждаются.
Понять при желании можно всех и каждого. Да я  и не собиралась судить кого- то, осуждать.  Хотя одна из коллег  после моего материала о пансионате  тогда сказала : 
-Вот возьми и напиши имена и фамилии , места работы и учебы тех, кто бросил  своих стариков  на произвол судьбы и государства.  Надо их просто опозорить.
Но я не собираюсь   этого делать. Да, наверное, и права такого не имею. Каждый сам делает свой выбор, исходя из своих принципов, жизненных установок. И все же есть истины   старые как мир. А среди них одна  в тему нашего разговора - все мы в этом мире бренны, и все в свое время (если только повезет ) состаримся.
И потому, наверное, не надо спорить, искать аргументы “ за” и против”. Надо только не забывать, что старость не бывает счастьем. Она может быть покоем или бедой.  И самое главное – ее не избежать никому в этой быстротечной жизни. Так что все  мы можем легко представить  и даже спроецировать на себя. А наше отношение к родителям зачастую возвращается как бумеранг. Ведь  воспитываем  мы своих детей  чаще всего личным примером.  Так что полезно  нам, может быть, живущим еще в «лете», подумать и о своей «осени».  Ведь все воздается по заслугам,  и мы , живущие еще  в беззаботном и ярком «лете»  , будучи пока  молодыми и сильными , сами того не подозревая,  готовим свою будущую «осень». Какой она будет – ненастной,  серой и холодной или щедрой,  доброй, золотой, созидающей  порой урожая, - во многом зависит от нас самих.