Гарольд Харви

Улексия Миссосупова
Harold Harvey (20 мая 1874, Пензанс – 19 мая 1941, Ньюлин).
Английский живописец, яркий представитель художников Школы Ньюлин, один из ведущих британских импрессионистов.
Гарольд родился в городке Северный Парейт, графства Корнуолл, и был старшим из восьми детей в семье управляющего банком Фрэнсиса Харви МакФарланда и Мэри Беллрингер. Гарольд вырос в Пензансе, который в 1870-х и 1880-х годах стал художественным пристанищем многих художников, поэтому интерес к живописи проснулся у мальчика с детства.
ачальное образование мальчик получил дома, затем стал изучать живопись в художественной школе в Пензансе в классе Норман Гарстин (Norman Garstin, 28 августа 1847 - 22 июня 1926).
После окончания Школы живописи в Пензансе Гарольд, как и многие его соотечественники, отправился продолжать обучение в Париж, в 1894-1896 годах он учился в Академии Жюлиана. Преподавателями Харви были художник-ориенталист и портретист Бенджамин Констан (Benjamin Constant, полное имя - Jean-Joseph Benjamin Constant, 10 июня 1845 – 26 мая 1902) и художник, скульптор, один из последних крупных представителей французского академического стиля Жан-Поль Лауренс (Jean Paul Laurens, 28 марта 1838 - 23 марта 1921).
В прогрессивной Академии Жюлиана Харви познакомился с последними тенденциями французской живописи: с одной стороны, с социальным реализмом Жюля Бастьен Лепажа (1848-1884), с другой - с импрессионистами и их последователями. В 1896 году кроме Академии Жюлиана Харви посещал занятия в Академии Коларосси и в студии Эжена Делакруса (Eug;ne Del;cluse).

Харви вернулся из Франции в Пензанс и продолжал писать в Ньюлине.
В 1898 году художник впервые выставился в Королевской Академии.
Собственный стиль художника созрел примерно к 1905 году. Его ранние работы отражают социальный реализм Ньюлинской школы. Темами картин были сельская жизнь и море, они отражали жизнь рыбацкой общины.В 1908-10 годах Харви начал отходить от этого стиля, используя в работах более яркую палитру и простые композиции, новшества были основаны, как и раньше, на идеях импрессионизма.
Как и многие его коллеги и друзья по школе Ньюлин, Харви перестал изображать социальные темы, он стал часто изображать детей. Детей, запускающих воздушные змеи, строящих замки из песка, играющих на солнечном лугу или на морском берегу, очень часто изображали прибывшие в прибрежный городок Ньюлин в 1907 году художники Лаура (1877-1970) и Гарольд Найт (1874-1961) и Альфред Маннингс (1878-1959), ставшие на долгие годы близкими друзьями художника.

Школа Ньюлин представлена двумя поколениями художников. Представители первого – учитель Харви - Норман Гарстин, а также Уолтер Лэнгли (Walter Langley, 8 июня 1852 – 21 марта 1922) и Станхоп Александер Форбс (Stanhope Alexander Forbes, 18 ноября 1857 – 2 марта 1947), который и стал инициатором образования колонии художников в начале 1900-х. Членами этой колонии и стали вместе с Харви приехавшие в Ньюлин художники.Ньюлинская школа первоначально была почти полностью связана с изображением прибрежной жизни, тяжелой жизни рыбаков и их семей, но потом Форбс предложил молодым художникам «повернуться от края океана в сторону сельской общины», и на картинах членов колонии стали появляться поля и переулки деревни Корнуолл, сельчане и их традиционный образ жизни. Эти картины, изображающие молочниц, идущих на рынок, или крестьян верхом на лошадях, являлись точным отображением образа жизни, который современная эпоха скоро уничтожит.Колония в Ньюлине просуществовала до 1918 года.
Харви был привержен принципам пленэрной живописи и его лучшие произведения были написаны на природе, где много солнца, где можно ярко изобразить цвет и свет.
Среди шедевров Харви этого периода «Конец летнего дня» (The Close of a Summer's Day, 1909) – яркое изображение британской сельской жизни. Искусствоведы позже напишут, что, поскольку Харви был местным жителем, а не приезжим, он хорошо понимал местных жителей, знал реалии жизни общины, прекрасно знал окрестности, и это помогало ему в работе.
При этом, желая изображать реальности скромной жизни своих земляков, Харви, как и художники ньюлинской школы, не стал уподобляться многим художникам викторианской эпохи, которые изображали жизнь простого народа с сентиментальными нотками. Как это делали Хуберт фон Херкомер (Hubert von Herkomer, 26 мая 1849 – 31 марта 1914) или Самюэль Люк Филдс (Samuel Luke Fildes, 3 октября 1843 – 28 февраля 1918).
19 апреля 1911 года Гарольд женился. Его избранницей стала художница и его постоянная модель Гертруда Бодинар (Gertrude Bodinar, 1889-1966). Свадьба состоялась в церкви Святого Петра в Ньюлине. Художник из Пензанса переехал в Ньюлин и поселился с молодой женой в коттедже Маен. Дом находился на высоком холме, из окон открывался прекрасный вид на Ньюлин и соседний Пензанс.
Гертруда, как художница, писала в основном натюрморты, она активно занималась прикладным искусством, особенно дизайном тканей и одежды.
У них не было детей, может, поэтому Гарольд так часто изображал их на своих полотнах.
Критики писали, что его картины с детьми представляют собой «настоящий идеальный мир, в котором природа и ее маленькие жители живут в духовном унисоне».
С 1907 и по 1941 год Харви регулярно выставлялся в Королевской Академии художеств, хотя никогда так и не был избран ее членом. Он редко посещал Лондон и предпочитал оставаться в родном Корнуолле. Первая персональная выставка в Лондоне состоялась только в 1913 году в галерее Мендоса. При этом художник часто экспонировался в галерее Ньюлина и других крупных провинциальных галереях.
Голубая дверь Харви
Улекса фон Лу
Дверь на террасу.
Как гармоничен покой
в дугах предметов!

Темза прекрасна!
Рамка вьюна над рекой,
орнамент веток.

Центр композиции - свет
и блюдо яблок,
слышно в гостиной брегет -
мгновений малость.

Жизнь быстротечна, как мысль,
круг - белым светом.
Не испугайся, не гнись
будь лицом к ветру!

Яблоки - знаний, любви
символы, мира.
Сферы гармоний.

Грустны и радостны дни
яркой картины...
Сердцу спокойно...

Гарольд Харви."Голубая дверь"
1910-20-е годы можно по праву назвать расцветом его таланта.
С 1909 по 1913 год Харви является членом Королевской Академии Кембрии в Конвее, в 1910 году вступает в художественное Общество Южного Уэльса, в этом же году (и до конца 1930-х годов) становится членом Общества художников Ньюлина.
Харви. Голубая дверь 2
Улекса фон Лу
Разлилась, поет гармоника,
(кажется, аккордеон),
чуть хрипит, волнуясь, тоника,
ньюленский Наполеон

песню о любвт своей поет,
как хорош его шансон!
и любимая глазами пьет,
за игрой чудесен он!

Рукоделье - для отвода глаз,
девушка чуть смущена,
песню эту слышет первый раз
и, на первый взгляд, грустна!

Летний день манит чарующе,
вдаль по Темзе - корабли,
Ах, аккорд какой волнующий,
золотой свет - о любви!
 
Харольд Харви. "Голубая дверь" (2)
По состоянию здоровья Харви был освобожден от военной службы, поэтому в боевых действиях первой мировой войны участия не принимал и мог полностью сосредоточиться на творчестве.
С 1916 года в творчестве художника кроме «плэнерных» мотивов появляются сложные интерьеры.
Первые интерьеры в картинах Харви появились еще в 1914 году. В основном это были помещения его собственного дома, а героями картин - жена, друзья и местные жители. Эти жанровые сцены включали в себя также небольшие посудные натюрморты.
Основные изменения в технике Харви произошли, когда он познакомился с текущими тенденциями в британской пейзажной живописи. Импрессионизм его ранних работ уступает место четкому разграничению форм. Харви, несомненно, был знаком с работами молодых художников Гилберта Спенсера, Джона Нэша и Джорджа Клаузена, которые в своем творчестве тоже обратились к английской сельской местности, используя принципы геометрии в изображении вертикалей деревьев или округлости холмов. Эти «современные тенденции» особенно ярко видны в картине Харви «Летняя ночь».
Мать и дитя Харви
Улекса фон Лу
Мать и дитя - тьма доверия, нежности,
Свет бесконечности чувств человеческих,
арка над миром любви безмятежности,
слова божественного символ вечности!

Мать и дитя - боль и радость мгновения,
рост и познание мира волшебного
с первых шагов и движений творения,
объединенье земного и небного!

Мать и дитя - антизло, нежный свет добра
и возрожденье, и путь к восхождению,
преодоление терний, ты жизни рад -
мама с тобой, и миры - в сотворении!

Харольд Харви. Мать и дитя, 1918.
В 1920 году вместе со своим лучшим другом, художником Эрнестом Проктером (Ernest Procter, 1886 - 1935) Харви открыл в Ньюлине частную художественную школу, которой руководил до самой смерти.Последнее десятилетие Харви продолжал активно писать, темы картин были традиционны – интерьеры, портреты, пейзажи, религиозные темы и индустриальные пейзажи Корнуолла. Харви писал акварелью и маслом, палитра художника стала еще ярче. Яркие примеры творчества художника этих лет - "Критики" (The Critics, 1922) или "Девушка на скале" (Girl on a Cliff, 1926).
В 1930-х годах Харви добился общественного признания.
В 1918, 1920 и 1927 годах он совместно с женой Гертрудой провел персональные выставки в галерее «Лестер» в Лондоне.
Ранняя весна Харви
Улекса фон Лу
Ранние вёсны.
Как изумруден ковер!
жемчуг - цветочный.

В дымке березы...
Ярок холм, чуден убор!
Мама с сыночком.

Воздух свеж, и мальчик спит,
светлое снится?
Мама идет иль летит
сказочной птицей!?

Кажется, что-то поет,
травы сияют.
А впереди счастье ждет,
канут печали.

Звездочки белых цветов -
благословенье,
неба цветенье.

Мать и дитя - нежность слов,
сил обретенье.
Зелени время.

Гарольд Харви."Ранняя весна.1918"
В 1924 году картины Харви были выбраны для участия в Венецианском Биеннале.
В 1932 году прошла выставка в Барбизон-Хаусе в Лондоне, выставлялся Харви в Питтсбурге (год неизвестен) и Бристоле (1937, 1939).В 1938 году Харви напечатал в журнале «Picture Post» большую статью о художественной колонии в Ньюлине.
Художник продолжал активно писать до самой своей смерти.
Умер Харви 19 мая 1941 года в Ньюлине в возрасте 67 лет и был похоронен на кладбище в Пензансе.

Картины художника находятся в Доме-музее Пенли в Пензансе, музее и художественной галерее Плимута, в Королевском музее Корнуолла в Труро, университете Эксетера в графстве Девон, Национальном музее и галерее Уэльса, музее замка Сифартф, музеях и художественных галереях Южного Шилдса, Бирмингема, Аткинсона, Олдхэма, Лидса и Вулверхэмптона.

Использован материал блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post150261140/