Линия горизонта

Виктор Балдоржиев
Глаза мои не круглые и не овальные,
как и у всех степняков.
Вам кажется, что они меняют форму...
Линия - вот основная форма моих глаз.
Я люблю смотреть на линию горизонта.
Эпическая линия степи радует мои глаза.
Степь рождает элегические мысли.
Экспансия чужда эпичности и элегичности.
В степи невозможно скрываться и скрывать.
Степь открыта!
Движение возможно на просторе,
Познание движет от горизонта к горизонту.
Но и все войны происходят и завершаются
на просторе. На просторе открыт человек.
Степь открыта! Открытость учит человека.
Линия моих глаз, состав моей крови, ритм
моих движений - формировались тысячелетиями.
Нет людей абсолютно бесстрашных,
Мало людей бескорыстных,
нет людей, сумевших объять необъятное.
Но степь диктует бесстрашие,
степь говорит о бескорыстии,
степь напоминает о беспредельности.
Похоронив войны, степь говорит о мире и покое.
Иначе здесь не выжить. Такова диктатура степи!
Дипломатия сердца воспитывается веками.
Все, что скрытно или не договорено чуждо степи!
Дипломатия сердца воспитывается веками.
Лицемерие не живет долго в степи,
для которой век только миг.
Все пришедшее из вне либо примет законы степи,
Либо вымрет. Семя, принесенное ветром с юга
и ставшее деревом на севере, уже не южное дерево!
И линия этого дерева будет иной, пусть даже
дерево и не знает об этом.
Это знает степь, где все на виду, ибо она
взрастила это семя, а семя - степь.
Когда я встречаюсь с двоедушием, то линия
моих глаз только становиться уже, ибо я знаю,
что двух душ в человеке не бывает - значит
передо мной еще не человек,
Глаза мои распахиваются, как горизонты,
не от изумления, а от радости.
То, что радостно сердцу - приятно глазу.
Вот почему я рассмеялся вчера, когда старый
степняк сказал мне:
«У меня украли корову и несколько овец.
Мне восемьдесят лет. И я рад, что все еще
могу кормить того, кто станет
когда-то человеком...»
Мы долго пили с ним чай не закате
и смотрели на линию горизонта,
где солнце золотило осенние травы...


1997 г.