Памяти погибших подводников Северного флота

Герман Андреевич Ануфриев
При проходе берегов северной Норвегии я никогда не забывал, что где-то здесь, возможно под нашим килем, покоятся погибшие подводные корабли Северного флота вместе с экипажами, что неизменно возвращало меня в военное детство.


.В годы Великой Отечественной войны территория бригады подводных лодок в Полярном была для нас, троих мальчишек, начальной школой суровой прозы жизни, особой средой обитания, куда мы проникали, несмотря на глухие заборы и запреты.

 Мы провожали уходящие корабли, мчались встречать их после первых победных залпов на входе в Екатериненскую гавань, держась на почтительном расстоянии от высокого флотского руководства. Как правило, торжественные встречи с оркестром проводились на пирсе, вплотную примыкавшем торцом к юго-восточной части основной причальной линии.

 Лодка швартовалась к нему по ходу следования в гавань.Усталых, но счастливых и оживлённых подводников ждал краткосрочный отдых. К глубокому сожалению, скорбный список потерь подводных кораблей продолжал увеличиваться. В июле 1943 года погибла "Щ-422", командир Ф.А.Видяев, наиболее яркая личность среди подводников бригады.

Крепкая мужская дружба связывала Фёдора Алексеевича с комндирами лодок А.М.Каутским и К.М.Шуйским. Во время редких встреч они любили посидеть за разговорами, покурить на небольшой скамейке, здесь же , у пирса, рядом с лодками, откуда просматривался вход в гавань. После гибели "Щ-422" именно здесь, по инициативе друзей, был поставлен памятник-бюст Ф.А.Видяеву, кавалеру трёх орденов Красного Знамени.

 Автор работы Алексей Кольцов. На церемонии открытия бюста из троицы присутствовал только А.М.Каутский. Лодка К.М. Шуйского в октябре 1943 года из похода не вернулась, предположительно подорвалась на мине.С наступлением 1944 года число погибших подводных кораблей Северного флота достигло цифры девятнадцать.

Личным составом бригады при поддержке Военного совета флота было принято решение установить на территории береговой базы подплава памятник подводникам - североморцам, павшим в боях с врагом. Памятник сооружался на средства, собранные экипажами подводных кораблей. Это была первая большая скульптурная работа Льва Кербеля.

 Он тщательно разработал проект памятника, выбрал удачное место. Установка его была произведена перед внушительным фасадом здания береговой казармы экипажей лодок. ( См. снимок ) В её жилых помещениях подводники отдыхали между походами, снова уходили, иные навсегда. Торжественное открытие памятника состоялось 22 июня 1944 года.

Замерли шеренги моряков. Мичман подводной лодки "Щ-402" Сергей Дмитриевич Кукушкин по команде снял покрывало, не подозревая, что по горькой иронии судьбы открывает памятник и себе, и всему экипажу своего корабля. Всего через три месяца "Щ-402" погибнет, уйдёт навсегда её славный командир Алексей Моисеевич Каутский, последний из троицы неразлучных друзей, о которых ранее шла речь.

 Теперь они станут неразлучными в прямом смысле, соединённые навсегда одной судьбой в глубинах Баренцева моря.В заключение церемонии открытия состоялся митинг и парад экипажей кораблей бригады, увиденный мной впервые.

 Все многочисленные высказыванияна на митинге, пожелания моряков сводились, в основном, к одному: после войны здесь будет сооружён мемориал, где в граните и мраморе золотом обозначат названия погибших подводных кораблей Северного флота с именами всех членов экипажей.

 Шли годы, менялось руководство всех рангов, чередовались юбилейные даты, посвящённые дню Победы, а строительство мемориала даже не планировалось, о нём постарались забыть. На помпезных торжествах, посвящённых дню Победы, часто произносимые при этом прекрасные слова Ольги Фёдоровны Берггольц: "Никто не забыт, ничто не забыто" - стали звучать здесь горькой иронией.

 Ветеран войны , член экипажа подводной лодки "С-51" Северного флота Василий Алексеевич Мясников рассказывал мне, что вопрос строительства мемориала его погибшим друзьям - подводникам неоднократно поднимался его соратниками на всех уровнях и каждый раз упирался  в какую - то глухую стену негласного сопротивления. По амбициозным причинам сведения о боевых потерях флота длительное время были полностью закрыты. К глубокому сожалению, В.А.Мясников, его боевые соратники все ушли из жизни так и не добившись положительных результатов. Долги погибшим остались за последующими поколениями.

 

В Германии, недалеко от порта Киль сооружён мемориал погибших подводников. На девяносто восьми огромных бронзовых досках нанесены имена тридцати тысяч немецких моряков - подводников, погибших в годы второй мировой войны, каждый с указанием названия и типа субмарины. Безымянных памятников погибшим  быть не должно. Именно поэтому в Севастополе был, наконец, сооружён памятник морякам-подводникам, погибшим в годы ВОВ.

 На широком пьедестале установлена скульптурная композиция : командир лодки и сигнальщик. В его основание вмонтирована двадцать одна мемориальная доска с именами 983 погибших моряков - подводников Черноморского флота. Сюда могут придти поклониться, положить цветы не только родные и близкие, но и все благодарные потомки последующих поколений.

 К глубокому сожалению, из тысячи имён погибших подводников СФ должным образом сохранена память только капитана 3 ранга Фёдора Алексеевича Видяева, командира ПЛ "Щ -422", да и то, благодаря настойчивости его друзей- командиров, позже также разделившие его участь.

В начале восмидесятых годов группа энтузиастов сделали попытку организовать строительство вышеназванного мемориала. Они нашли соответствующую организацию,выполнили эскизный проект, составили смету.Вся работа оценивалась в сумме пятидесяти тысяч рублей в масштабе цен того периода. Таких денег найти не удалось.

 Цена памяти экипажей двадцати трёх погибших подводных кораблей Северного флота оказалась для страны слишком высокой.Предложение организовать сбор средств добровольных пожертвований разрешения и поддержки не получило. Проект остался не реализованным.

Невольно вспоминаю этот факт при проведении в последние годы дорогостоящих парадов на Красной площади в день Победы, с участием авиации, с присутствием руководителей страны, их прочувственные речи о победе над фашизмом, о вечной памяти  погибших воинов на полях сражений. С грустью подумал, что о Отечественной войне, в отличие от моего поколения, они впервые узнали только за партой, из программы школьных учебников. Лицемерие громких и пустых слов продолжается.


Этот скорбный список погибших подводных кораблей Северного флота перед тобой, читатель. Наши долги перед ними остались не отданными до настоящего времени.

1. ПЛ "М - 172", командир капитан-лейтенант Кунец И.А.               
   экипаж 23 человека.
 
2. ПЛ "М - 173", командир капитан-лейтенант Терёхин В.А.
   экипаж  21 человек.

3. ПЛ "М - 174", командир капитан-лейтенант Сухорученко И.Е.
   экипаж  25 человек.

4. ПЛ "М - 175", командир капитан-лейтенант Мелкадзе М.Л.
   экипаж  21 человек.

5. ПЛ "М - 176", командир капитан 3 ранга Бондаревич И.Л.
   экипаж  21  человек.

6. ПЛ "М - 106", командир капитан-лейтенант Самарин П.С.
   экипаж  23  человека.

7. ПЛ "М - 108", командир капитан-лейтенант Юдович И.И.
   экипаж  23  человека.

8. ПЛ "М - 121", командир капитан-лейтенант Кожакин В.П.
   экипаж  21  человек.

9. ПЛ "М - 122", командир капитан-лейтенант Шипин П.В.
   экипаж  22  человека

10.ПЛ "Щ - 401", командир капитан-лейтенант Моисеев А.Е.
   экипаж  43  человека.

11.ПЛ "Щ - 402", командир капитан 3 ранга Столбов Н.Г.,капитан 3 ранга Каутский А.М.
   экипаж  45  человек.

12.ПЛ "Щ - 403", командир капитан-лейтенант Коваленко С.И.,капитан 3 ранга Шуйский К.М.
   экипаж  46  человек.

13.ПЛ "Щ - 422", командир капитан 3 ранга Видяев Ф.А.
   экипаж  45  человек.

14.ПЛ "Д - 3",   командир капитан 3 ранга Бибеев М.А.
   экипаж  53 человека.

15.ПЛ "К - 1",   командир капитан 1 ранга Хомяков М.Ф.
   экипаж  72  человека.

16.ПЛ "К - 2",   командир капитан 3 ранга Уткин В.П.
   экипаж  68  человек.

17.ПЛ "К - 3",   командир капитан 3 ранга Малофеев К.И.
   экипаж  68  человек.

18.ПЛ "К - 22",  командир капитан 3 ранга Кульбакин В.Ф.,комдив Котельников В.Н.
   экипаж  77  человек.
 
19.ПЛ "К - 23",  командир капитан 3 ранга Потапов Л.С., комдив Гаджиев М.И
   экипаж  71  человек.

20.ПЛ "С - 54"   командир капитан 3 ранга Братишко Д.К.
   экипаж  50  человек.

21.ПЛ "С - 55",  командир капитан 3 ранга Сушкин Л.М.
   экипаж  52  человека.

22.ПЛ "Л - 16",  командир капитан-лейтенант Гусаров Д.Ф.
   экипаж  55  человек.

23.ПЛ "В - 1",   командир капитан 2 ранга  Фисанович И.И.
   экипаж  50  человек.

Не скажет ни камень, ни крест, где легли ...  ( из песни "Варяг" )