Народный владыка. Воспоминания Н. Мухина в обработ

Валентина Абакумова
В1987 году я принимал участие в работе курсов усовершенствования руководящих работников сельских советов. Среди лекторов этих курсов был и уполномоченный по делам религии Вадим Николаевич Рагозин. Именно от него я впервые услышал о Владыке Леонтии. В те времена Владыка Леонтий служил архиепископом Оренбургским и Бузулукским. Он отзывался о нём как о человеке большой души, называл его молитвенником Оренбургского края. Его рассказ о Леонтии вызвал у меня неподдельный интерес к нему. На этих же курсах Рагозин рассказа о том, что у нас в городе живёт ещё один необыкновенный человек – святогорец отец Серафим, который около 10 лет прожил в монастыре святой горы Афон. Так оказалось, что отец Серафим (Михаил Константинович Томин) проживает в бывшем доме моего родного дяди. Я и решил воспользоваться этой ситуацией, чтобы как бы невзначай познакомиться с отцом Серафимом. Мы подружились с ним и до сих пор сохраняем тёплые отношения. К владыке Леонтию отец Серафим относился с глубоким почтением. И надо сказать, взаимно. Когда владыке нездоровилось , он именно отца Серафима звал к себе помолиться во здравие. Но вот что интересно, отец Серафим мне рассказывал, что Владыка Леонтий не однажды летал в Москву с той же миссией к патриарху Московскому и Всея Руси Алексию.
А в эти времена в нашем селе, селе Ташла Тюльганского района, шла подготовка к празднованию 230-летия со дня основания села. Село наше известно как исторический и культурный центр области. И поэтому я посчитал возможным обратиться к владыке с просбой приехать к нам на этот праздник, чтобы освятить место под строительство церкви. Меня поддержало культурно-просветительское общество «Возрождение Ташлы», которое было создано несколькими годами раньше известным краеведом Светланой Емельяновной Сорокиной. Общество «Возрождение Ташлы» полностью взяло на себя хлопоты по проведению этого праздника.
Повод у меня был серьёзный и поэтому я попросил отца Серафима познакомить меня с владыкой. Очередной раз убедив меня в своей непритязательности, отец Серафим влез в кабину грузовика, и мы отправились к дому Владыки Леонтия. Пока ехали, отец Серафим наставлял меня, как надо подойти к Владыке, как благословения испросить, как руки сложить под благословение.
Встретил нас сам Владыка, и знакомство, и благословение получились сами собой, всё случилось так просто, Владыка Леонтий оказался человеком настолько доступным для простого смертного, что это располагало к открытому общению.
Первое, что меня удивило, что жил он не в хоромах, а в простом сельском доме, где было тесно от книг, но это не исключало уюта, который создавали и старинная мебель, и стулья, по старинке одетые в белые чехлы, и самотканые дорожки, сейчас такие только в музее можно увидеть, и белая скатерть, накрывающая круглый стол. А более всего привлекали внимание бесчисленные иконы, они висели на стенах, прятали за собой углы, стояли на столах и смотрели из-за стёкла книжных шкафов.
Прежде чем начать разговор со мной, он взял листок бумаги, ручку с пером, которую нужно макать в чернильницу, записал моё имя, откуда я, и в последствии отмечал на этом листке все важные пункты нашей беседы. Его говор, подчёркивающий звук «о», подкупал отеческой интонацией, он выслушал меня с большим вниманием, не раздумывая, согласился приехать к нам в Ташлу на праздник, и более того, проникшись участием, дал несколько дельных советов в организации праздника.
Беседа наша завершилась чаепитием за этим необыкновенным старинным круглым столом с белой скатертью, к чаю нам были поданы прекрасные пироги с калиной, которые мне напомнили детство и тепло маминых рук, от чего моё сердце дрогнуло в очередной раз, и я навсегда проникся к Владыке чувством светлого доверия и расположения.
На прощанье Владыка Леонтий подарил мне молитвослов, который стал моей настольной книгой.
Следующая наша встреча состоялась в Ташле 14 октября 1993 года, в день престольного праздника нашего села – день Покрова Пресвятой Богородицы, когда мы праздновали юбилей села всем районом. А вот область представлял, что было особенно приятно, Владыка Леонтий. Осень выдалась дождливая, боялись, что мероприятия, запланированные на улице, могут не состояться. Но напрасно мы переживали.
Вместе с Владыкой ехал к нам и хор певчих Никольского кафедрального собора вместе с отцом Василием. Не могу не заметить, что автобус для этой поездки организовал бескорыстно наш земляк Владимир Мерзляков. Так вот певчие рассказывали, что их тоже смущал бесконечный дождь, но как только они выехали за город сквозь тучи прорвались солнечны е лучи, которые сопровождали их до самого села. И, действительно, когда они въехали в село, тучи разошлись и солнце до самого вечера не покидало небосвода.
На месте старой разрушенной в годы Советской власти церкви Владыка Леонтий провёл служебный молебен, в котором приняли участие жители села, гости из соседних деревень, и вся творческая интеллигенция, принявшая участи в нашем празднике. Многие участники молебна впервые увидели православную службу. Позже на месте этой службы был установлен памятный знак по инициативе председателя Ташлинского культурно-просветительского общества «Возрождение» Николая Ивановича Даньшова.
По окончании службы состоялся большой праздничный концерт, в котором приняли участие и профессиональные, и самодеятельные артисты, детские коллективы, оренбургские поэты и писатели, И, несмотря на почтенный возраст, Владыка, не жалуясь на усталость, с удовольствием и неподдельным вниманием смотрел его до конца.
Завершился этот день праздничной трапезой, в которой принял участие и Владыка. При этом обратил на себя внимание тем, что умело обращался со столовыми приборами, так, что такое мы могли видеть только в кино. А ещё он запомнился тем, что легко поддерживал светскую беседу, скрашивая её мудрыми цитатами и простыми побасенками. С одной из них мне хочется поделиться.

Один помещик в беседе с родственником из другой губернии жаловался: « Три года подряд со мной случились три несчастья: раньше всего – засуха, в прошлом году – наводнение, а в этом - Владыка в гости приехал!».

А вот для нас такой гость проблемой не стал. В отличие от некоторых официальных лиц, Леонтий не нуждался в подношениях, а у нас, честно говоря, даже мысли не возникло одарить его чем бы то ни было, настолько всё, что он делал, было от чистого сердца.
В последствие я неоднократно встречался с Владыкой Леонтием, но особенно мне была приятна следующая за ташлинской встреча. Прошло несколько месяцев. На рождественской службе 1994 года я был в Дмитриевской церкви г.Оренбурга. Службу вёл Владыка. По завершению службы верующие расступились, давая
Владыке Леонтию выйти. Я же оказался недалеко от выхода. Владыка увидел меня, остановился, назвал меня по имени и отчеству (запомнил!), справился о житье-бытье Ташлы и благословил. Я был приятно поражён его памятью, участием и благожелательством.
Воистину был Народным Владыкой. Таким и останется в нашей памяти.