Сатира или трагедия?

Геннадий Муриков

3 мая в Мариинском оперном театре Санкт-Петербурга состоялся премьерный показ оперы Родиона Щедрина  «Мертвые души». Впрочем, в программе жанр этой постановки был определен как «оперные сцены». Это и правильно, и неправильно одновременно. Родион Щедрин известен зрителю и слушателю с разных сторон. Его «Поэтория» на стихи А.Вознесенского привлекла к нему внимание как к ярко выраженному «шестидесятнику», а «Очарованный странник» по Лескову мог навести на мысль о том, что композитор  вступил в ряды модных ныне «православных» деятелей  культуры… И вот – новая премьера – и снова все обновилось.
  Разумеется, не нужно лишний раз повторять, что о творчестве Р.Щедрина  имеются самые противоположные мнения. Одним не нравится его склонность к атональной музыке; другим – балансирование между авангардом и традицией на потребу публике. Говорят и об отрицательном будто бы влиянии его супруги Майи Плисецкой…
            Но нужно сразу сказать – «Мертвые души» (либретто композитора) удались именно как опера, а не как отдельные сцены. Дело в том, что пути современной музыки, не говоря уже об оперной драматургии, не просто прихотливы, но и порой прямо противоречат друг другу. «Модернистская» постановка вагнеровской оперы «Тристан и Изольда» в том же Мариинском вряд ли может вызвать иные чувства, кроме недоумения. Все дело в уровне художественного вкуса.
            «Мертвые души» в трактовке Р.Щедрина, – это может показаться слишком преувеличенным, –  предстают как великая трагедия русского народа, а подчеркнуто атональная музыка это подтверждает с огромной убедительной силой. О Гоголе совсем недавно в связи с его юбилеем было произнесено немало громких слов, но не было сказано, может быть, самого важного: Гоголь – это атональность русской жизни. Вспомним  потрясающий  «Нос» С. Прокофьева, который  также входит в репертуар Мариинского театра, но крайне редко идет на сцене. А в других театрах  раньше его вообще не ставили  по причинам несоответствия  канонам «соцреализма», а теперь? Может, силенок не хватает?
             «Мертвые души» в постановке представлены достаточно тщательно и в меру «модерново». Режиссер -  Василий Бархатов; художник-постановщик – Зиновий Марголин; художник по костюмам -    Мария Данилова. Некоторые сцены просто потрясают – встреча Чичикова с Ноздревым ( актеры Владимир Мороз и  Виктор Луцюк), эпизод с Собакевичем (Олег Сычев) и сцены на балу у губернатора (Александр Морозов). Можно смело сказать, что трагический надрыв атонального стиля  здесь не просто уместен, но и необходим. Чичиков и его  окружение в умелой сценической драматургии выглядят не просто персонажами некоей исторической постановки, но  буквально нашими современниками… А может, этого и хотел добиться Гоголь, если он понимал свою «поэму» как  анти-Илиаду русской жизни, сейчас скажем – российской?
Ясно одно – перед нами большая удача и композитора, и постановщиков, и актеров, но все же следует сказать и то, что не обошлось и без определенных просчетов. Почему Манилов и его супруга были наряжены в какие-то скафандры, якобы для защиты от пчел? Почему так шумлив и бестолков последний эпизод на балу у губернатора? Плюшкина весьма остроумно играет женщина (актриса Елена Соммер). В общем контексте это выглядит нетрадиционно и талантливо, но… Впрочем, может это прерогатива постановщиков. Спектакль впечатляет. Зрители – а их было немного (такого рода музыку и постановку любят далеко не все) многократно вызывали актеров и дирижера - Павла Петренко. Трудно сказать, как сложится дальнейшая сценическая судьба оперы – она слишком необычна для нашей сцены, - но в ней есть немало такого, о чем стоит задуматься.