1942 год. Баку и Люфтваффе. 2

Генадий Леонов
          

            В первой статье из серии «Баку. 1942 год» (http://www.proza.ru/2010/11/18/1399) я уже приводил потери дальних разведчиков Люфтваффе при выполнении разведывательных полетов  над Баку. Там же была уточнена архивная запись вермахта [1]:
            
            «14.08.42 Ju88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK), цель задания – Махачкала-Баку, место гибели – неизвестно,  экипаж (Olt. Baumbarter M., Bo.; Ofw. Hegendorfer F., F.;Uffz. Nadansy F., Bf.; Ofw. Heithauer E., Bs.) пропал без вести».
            
            Не пропал он без вести, а был сбит летчиками-истребителями Бакинского ПВО над Хачмасом. Остатки  самолета были привезены в Баку и выставлены на всеобщее обозрение. Тому свидетельство – ютубовский видеоклип [2], на первых 19 секундах которого подробно, с эмблемой эскадрильи показан этот Ju88D-5.

            В ходе очередного поиска информации на сайте летчиков немецких вооруженных сил [3] встретились  сведения еще об одном самолете-разведчике  из приведенного списка потерь.
            
            Из воспоминаний одного из членов экипажа (Max Lagoda)  следует, что буквально через несколько дней, 18 августа 1942 года над городом появился еще один разведчик. И все из той же эскадрильи, с эмблемой черного орла с фотоаппаратом в когтях. Но Баку не был его основным заданием. Основной его целью в тот день были объекты в Персидском заливе, до которых он так и не долетел. Помешала пыльная буря. 

            И на обратном пути, возвращаясь через Иран и Баку экипаж  «отщелкал» до конца пленку в фотоаппарате.  Но возникает вопрос, насколько нужными и важными были эти снимки? Дело в том, что с высоты около 9 километров и с короткофокусным объективом  качество фотоснимков  оставляет  желать лучшего. К этому времени  в распоряжении Люфтваффе уже имелись снимки города от 4 мая 1942 года с гораздо более  четкой проработкой деталей. 

            А лететь ниже разведчик не рискнул и благополучно миновал на этой высоте огонь зенитных батарей и, пользуясь описанным мною ранее приемом  увеличения скорости при снижении, также благополучно оторвался от  истребителей  ПВО.

            Конечно же, в своих мемуарах член экипажа расхваливает эти снимки. Но в необъективности его рассуждений может убедиться любой при сравнении  размещенного в его статье  фотоснимка с аэрофотоснимками на сайте WWII AERIAL PHOTOS MAPS  [4].

            Но не это суть важно. Сейчас ни в одном из публикуемых воспоминаний ветеранов войны (будь то советских, будь то их прошлых противников) нет ни малейшей критики в свой адрес. Все свои действия были идеальными и обязательно судьбоносными для исхода той или иной военной операции.  Ошибался кто-нибудь другой…

            Вот и в этих воспоминаниях я не нашел очень многого.

            Главное, совершенно непонятно, почему после этого полета почти полностью  сменился состав экипажа самолета. Как правило, замена члена в летных экипажах  происходила в случае его гибели.

            Экипаж этого Ju88 состоял  из четырех человек:

            Летчик - Heinemann E.

            Наблюдатель, он же командир экипажа –  Ertel.

            Стрелок-радист  - Max Lagoda

            Стрелок из нижней задней стрелковой установки - Karl Lassig.

            Но вскоре после этого полета  состав экипажа был обновлен.
Откуда у меня сведения о смене экипажа? Отвечу. Ведь этому самолету недолго пришлось безнаказанно летать над советской территорией.

            Буквально через месяц и 8 дней, 27 сентября 1942 года  самолет-разведчик  Ju88D-1  заводской номер  430285 (бортовой код T5+DK), выполняющий задание по маршруту Краснодар - Баку – Махачкала был сбит [1].  И в архивы Люфтваффе с бюрократической точностью попадает запись, что экипаж состоял уже из:  «Ofw. Heinemann E., F.; Fw. Girold H., Bo.; Uffz. Kramer W., Bf.; Fw. Haus H., Bm.»

            Т.е. из предыдущего экипажа остался только Heinemann E.  Какова же судьба других членов экипажа. Однозначно можно сказать, что автор опубликованных воспоминаний убит не был. И в них не пишет ни слова о дальнейшей (очень короткой по времени) судьбе лучшего по его словам летчика эскадрильи.

            Не явилось ли это следствием  полета 18 августа 1942 года? И не был ли он расценен как неудачный?!

            Как бы то ни было, к общему количеству известных на сегодняшний день налетов на Баку следует добавить пятый – 18 августа 1942 года.
Где конкретно были сбиты другие самолеты-разведчики, удалось ли им прорваться к Баку, пока ничего определенного сказать не могу.

            Так что, серия статей о противостоянии Баку и Люфтваффе (другие города в этом аспекте меня не  интересуют), начатая еще в 2010 году,  продолжается и будет наверняка продолжена по мере обнаружения дополнительной информации. В ней еще рано ставить точку…


Upgrade 04.06.2013


            Интересную информацию получил я сегодня от Валерия Флоринского:

            «По рассказам моего отца, Флоринского Павла Борисовича, летчика 266 иап ПВО им был в сентябре 1942 года над Махачкалой сбит на истребителе МиГ-3 немецкий разведчик Юнкерс-88. Точную дату отец не помнит. Сбитый Юнкерс-88, по его словам, упал в центр залива. Один пилт сбитого Юнкерса пытался спастись на парашюте, но застрелился, не желая, видимо, попасть в плен».

            А поскольку в сентябре в районе Махачкалы был сбит только один разведчик Люфтваффе, то автором победы над асом Люфтваффе  Heinemann E. следует считать младшего лейтенанта Флоринского Павла Боисовича. За этот подвиг он награжден 29 апреля 1943 года приказом по 105 Истребительной авиационной дивизии ПВО орденом Красной Звезды.

            В наградном листе Флоринского П.Б. [5] записано:
   
            «Младший лейтенант ФЛОРИНСКИЙ отличный летчик-истребитель. Выполняя задачи по прикрытию порта города Махач-Кала на самолете МИГ-3, сбил самолет противника типа Ю-88, сам получил 6 пробоин в самолете».

            Как видим, победа была не легкой, но мастерство советского летчика обеспечило ему победу.

            Имея на своем счету 129 боевых вылетов, Флоринский провел 7 воздушных боев и сбил в итоге два Юнкерса Ju88. Будучи лейтенантом, награжден 27 апреля 1945 года орденом Отечественной войны 2 степени.



Источники информации:

[1] Авиационная энциклопедия «Уголок неба» )

[2]

[3] Сайт «Gemeinschaft der Flieger Deutscher Streitkrafte E.V.» )

[4] WWII AERIAL PHOTOS MAPS )

[5] Сайт «Подвиг народа» (http://www.podvignaroda.ru/ )