Журналист получил задание стать фотомоделью

Людмила Геннадьевна Гаврилова
Каждый раз, разглядывая очаровательные зубки и безупречную фигурку какой-нибудь Синди Кроуфорд, улыбающейся с глянцевой страницы, невольно вздохнешь и подумаешь: вот повезло - и красота, и известность, и журнальные обложки, и Гуччи всякие глаза мозолят, а я... Махнешь рукой, достанешь из холодильника пачку мороженого и заешь горе сладким. А между тем, при должном уровне упорства даже в провинциальном Хабаровске можно найти трамплин для старта в светлое модельное будущее.

Так много девушек хороших

Как и во всем цивилизованном мире, в Хабаровске таким трамплином является модельное агентство, цель которого - продвижение девушек с соответствующими внешними и интеллектуальными данными на мировой рекламный рынок. Ну, с внешностью все понятно - рекламу смотрим - рост не меньше 170, пропорциональное телосложение (не 90/60/90, а именно пропорциональное), здоровые волосы, чистая кожа... Короче, после 22 лет уже редко становятся моделями.
Девушки, которые мечтают чеканить шаг в лучах софитов, должны тщательно следить за собой: не пережигать волосы осветлителями, соблюдать режим питания, не злоупотреблять косметикой и ни в коем случае не курить. Помимо этого, необходимо ориентироваться в соответствующей литературе (начать можно с книги Мари Андерсон "Модель"), уметь поддержать беседу, в том числе на английском языке – в современных условиях при наличии самого раскрасивого личика без знания английского мечты о мировом подиуме останутся только мечтами. Скаутерам (агенты, занимающиеся поиском потенциальных топ-моделей в чужих странах) невыгодно иметь дело с неподготовленными девушками - лишние траты.
В Хабаровске на международном уровне работает только одно модельное агентство - Театр Мод. Хотя ему всего два года, на сегодня это самое "древнее" агентство в городе. Летом прошлого года на кастинге, проводимом в рамках первого Дальневосточного фестиваля мод "Золотое лекало", четыре девушки получили международные контракты, причем три из них - "воспитанницы" Театра Мод. А международный контракт дает возможность работать в элитных модельных агентствах в странах с развитой индустрией моды, но если девушка не сумеет себя подать, ее не долго думая, отправят назад на историческую Родину.

Стоп, сказал папа "топ"

Шестимесячный курс обучения (хореография, дефиле, визаж) в модельной школе Театра Мод стоит 1800 рублей. Если девушка успешно освоила курс обучения и с ней целесообразно сотрудничать, ее оставляют в агентстве. После этого «перспективная модель» должна подготовить портфолио - серию фотообразов (18-20 совершенно различных фотографий формата А4, в некоторых странах портфолио должно состоять из журнальных вырезок), помимо лица и тела показывающих, насколько девушка умеет перевоплощаться. По сравнению с Москвой в Хабаровске цены на портфолио достаточно низкие и редко превышают планку в 100 долларов. Если моделью интересуются скаутеры, но у девушки нет денег, то на первых порах расходы на портфолио, устранение некоторых дефектов (например, исправление прикуса, оздоровление волос и кожи), заключение международного контракта (перевод, проверка), страховку, билеты может взять на себя агентство. С условием, что после получения и отработки контракта долг будет возвращен.
Как правило, моделями являются студентки и школьницы. Поэтому перед тем, как заняться продвижением модели на мировой рынок, агентство заручается согласием ее родителей. "Был печальный случай, когда в силу совершеннолетия модели мы не сочли нужным посоветоваться с родителями. В итоге, когда мы уже вложили какие-то деньги, внезапно появился родитель и сказал: "Стоп, я ее кормлю, я оплачиваю ее обучение в институте и я не хочу, чтобы ей делали карьеру модели". Мы напрасно потеряли время, деньги и силы", - рассказала Анна Карпусь, директор Театра Мод.
В Хабаровске тоже можно работать моделью - для телерекламы, fashion-показов. Однако, здесь это не тот род деятельности, который приносит стабильный доход - можно заработать три тысячи за съемку, а потом многонедельная тишина. В любом случае, дефицита в девушках, мечтающих о карьере модели, нет. То и дело возникают так называемые "шарашкины конторы", обещающие златые горы и звездное будущее. А после того, как дорогостоящий курс обучения пройден, "без пяти минут топ моделей" предоставляют самим себе со словами "вас не востребовали, ничем помочь не можем".

В нее ударила молния

Чтобы на собственной изнеженной шкурке испытать, насколько "легки" модельные будни, я отправилась в "деловые гости" к Александру Демьяненко, молодому, но уже известному в Хабаровске фотографу. Помимо пирога к предсъемочному чаю, я захватила с собой косметичку, лак для волос, два платья и громоздкие туфли "продвинутого" фасона. С помощью всего этого Саше предстояло слепить из меня несколько образов, достойных быть запечатленными на фотопленку. Между нами говоря, мне здорово повезло, что Саша является одновременно фотографом и стилистом - сам делает моделям прическу, макияж, подбирает одежду. Иначе пришлось бы мне иметь дело с целой съемочной армией, и тогда уж точно никакой тональный крем не смог скрыть мое краснощекое волнение. "Сейчас мы из тебя нимфетку сделаем", - со знанием дела заявил фотограф.
- Почему ты решил, что я сойду за acpid-Лолиту?
- В одном лице живет множество характеров. Профессиональная модель должна, как актриса, обладать "резиновым" лицом. Правда, если человек совершенно не обладает артистическими способностями, для съемок я стараюсь подобрать тот образ, в котором он чувствует себя комфортно.
- С какими сложностями ты сталкиваешься в процессе работы?
- Если я вижу девушку впервые, то не знаю, на что она способна перед камерой, я же не ясновидящий. Когда мы работаем как команда, и интереснее, и результат лучше. Если девушка "деревянная", не владеет языком тела и требует от меня ежесекундных указаний, я предлагаю ей набор дежурных поз. Иногда бывает так, что приходит "серая мышка", я думаю: боже, что мне с ней делать? Мы начинаем работать, и она совершенно преображается.
- Что ты думаешь о модельном бизнесе в Хабаровске?
- Я не думаю, что у хабаровских фотомоделей много работы. Я не знаю ни одной девушки, которая бы постоянно участвовала в показах, снималась для журналов и рекламы. Для большинства это скорее хобби, чем способ заработать себе на жизнь.
- Наверняка есть какие-то особые требования к фотомодели?
- Ты знаешь, сегодня одни тенденции, завтра другие. Кейт Мосс, например, кривоногая, да к тому же косолапая, и ничего.
- А может, Наоми Кэмпбелл косоглазая?
- Ага, я тебе сейчас обо всех расскажу, а вдруг мне потом с ними работать придется?
Пока мы перемывали косточки топ моделям, Саша колдовал надо моим лицом. Когда я наконец смогла посмотреть на себя в зеркало, не поверила своим глазам: из Зазеркалья на меня смотрела кокетливая девчонка с двумя шальными хвостиками. Я нарядилась в синее короткое платье, Саша вручил мне плюшевого медвежонка, наладил свет, и мы принялись за работу. "Сядь по-турецки", "смотри вправо", "встряхни волосами", "подбородок выше", "сделай обиженный вид", -командовал Саша. Вспышки слепили глаза, губы дрожали от напряжения. Стоило на минуту замереть в неудобной позе, как мышцы свело предательской судорогой. Прошло больше получаса прежде, чем я пообвыклась, перестала моргать в самый неподходящий момент и заливаться нервным смехом начинающего актера, впервые выступающего перед большой аудиторией. Хотя моей "большой аудиторией" был один Саша, я никак не могла забыть о беспристрастном взгляде объектива.
"А девушка пьяна уже который день, по уши влюблена...", - задушевно надрывался магнитофон голосом Земфиры Рамазановой. Вспомнив о нетленном восточном облике Земфиры на обложке летнего "Ома", мы загорелись идеей трансформировать нимфетку в гейшу. Когда образ "восточной хищницы на отдыхе" был исчерпан, Саша разрисовал мое лицо серебристыми молниями, помог обернуться внушительным куском блестящей фольги и попросил, чтобы я "возомнила" себя королевой Амидалой (героиня космической саги "Звездные войны"). Хотя после четырех часов работы мы оба порядком устали, неестественная красота фольги произвела какой-то магический эффект - одна за другой в голове начали вспыхивать лампочки озарений. В итоге, не удовлетворившись образом величественно-печальной королевы, мы дофотографировались до "марсианской невесты" в длинном сверкающем "платье" и "корреспондента в роли инопланетного головастика".
Когда облачаясь в свой привычный костюм, я взглянула на часы, оказалось, что до последнего автобуса остались считанные минуты. Пришлось, наскоро распрощавшись с Сашей, прямо в гриме бежать на остановку. Пассажиры автобуса - люди, по всей видимости, остроумные - следующим образом прокомментировали мой "космический макияж":
а) она вышла на тропу войны;
б) в нее ударила молния;
в) девушка так и не удосужилась умыться после Хэллоуина (празднуется в последнюю ночь октября).
И ни словечка о космосе!

Хабаровск, для "АиФ-Дальний Восток", портрет автора статьи выполнен Александром Демьяненко