Сотворить чудо

Екатерина Шульга
Вот удивительное дело, школа это была самая обыкновенная, а на учителей ей везло. Не то, чтобы туда сознательно подбирали лучших педагогов и учителей города, ничего подобного, просто так уж сложилось, что работать там могли только хорошие люди. Так вышло и в этот раз. В школе появился новый человек. Владимир Александрович Сахновский был принят руководителем театральной студии. Она делилась на две секции: драматический кружок и кукольный. В драматический ребята ходили неохотно, а вот кукольный кружок, любили. Да и как могло быть иначе. Даже те редкие игрушки, которые имелись в наличии школы, доставляли ребятишкам огромную радость. Теперь же интерес ещё более вырос. Объяснялось все просто. Купить игрушки школа не могла, а для Владимира Александровича это не стало проблемой. Узнав о бедственном положении кружка с игрушками, он пожал плечами и сказал.
- Нет, так нет, -  и отправился в мастерскую.
С этого момента комната, в которой он расположился, и в самом деле превратилась в мастерскую. На глазах детей происходили удивительные вещи. Обычный комок глины приобретал форму шарика. Несколько нехитрых манипуляций и податливая глина преображалась. Дети, наблюдая за умелыми руками, пытались угадать - кого лепят. И конечно, узнавали безошибочно. Так на белый свет появился Колобок, потом Клоун, затем родился дед, за ним бабуся, собака и кот.
Чуть позже, к ним присоединились все представители леса. Ребятня, наблюдая за тем, как мягкий комочек превращается в куклу, пищали от восторга и ждали от своего учителя следующих чудес. И были вознаграждены. Он раздавал кусочки глины всем присутствующим и позволял лепить все, что взбредет в голову. Но, самое интересное, происходило потом. Сформировав голову, Владимир Александрович отливал с нее гипсовую форму.
 После сушки, наступала очередь окрашивания. Красили ученики. Каждый на один день мог стать художником. Владимир Александрович, глядя на медленные жесты ребятишек, подгонял.
- Увереннее, ребята, увереннее. Кисть любит сильную руку. Держите её твердо, но без панибратства.
И юные созидатели старались. Вот появился глаз, потом второй.
- Теперь нарисуем рот, - приговаривал Владимир Александрович, –  раскрасим бровки.
Он смотрел на то, что получается у ребят, и нахваливал.
- Молодцы! – а потом направлял. – А вот чёлка, должна быть чуть-чуть кудрявой.
Счастливчики, которым выпадала эта честь, чувствовали себя героями. Правда, случались и казусы. Чаще всего, раскрашенные ими игрушки были не очень красивы. Юлька так вообще чуть не заревела от обиды за своё творение.
Она минут двадцать возилась с волчонком и всё без толку.  Один глаз у бедняги, вышел больше другого. Волк выглядел обиженным. Юлька ему сочувствовала. Обидишься тут, когда тебе вместо глаза достался светофор. Её волчок смотрел на всех голубыми глазами и ворчал. Именно это она читала на его физиономии. А Владимир Александрович, погладил её по голове и спокойно сказал.
- Смотри-ка, Юленька, он наблюдает за тобой и думает: чего это девчонка на меня вылупилась. Съесть ее? Кожа ещё не наросла. Так напугать? Проку не будет, только раскричится, всю школу всполошит.
Подперев лапкой, этакую вот мордашку, волк вещал.
– Нее! Наверное, я обожду. Пусть подрастет, потолстеет.
Юлька млела. Волчок уже не казался уродом. Он просто размышлял. А утром, её волк сиял абсолютно одинаковыми глазами, показывал ей красный язычок и улыбался. Она была счастлива. И так было со всеми. Чудовища, которые садились в печь, на следующий день, возвращались в студию, со своим характером и нравом. Они были смешными, потешными, язвительными, но, ни один из них, не был уродцем. Никто даже предположить не мог того, что Владимир Александрович, позволяя своим ученикам проявить индивидуальность и собственное видение героя,  потом, уже дома, заново работал над игрушками -  перекрашивал, обжигал, а затем наряжал в незатейливые наряды, которые шила жена.
Их возвращение в студию становилось событием. Ребят удивляло: стоило игрушкам приодеться, и они становились, разговорчивы и капризны. Маленькая подсобка не могла уместить всех желающих посетить кружок. И было от чего. Куклы размахивали руками, поддразнивали ребят и очень убедительно играли роль хозяев «Теремка». Владимир Александрович, лишь улыбался на шутки новорожденных кукол и молчал. А говорить начинал, только когда эти маленькие болтуны замолкали. Ребята с трепетом ожидали появления каждого нового персонажа. Услышав в первый раз картавый, немного хрипловатый голос петрушки, Юля, как и все испугалась. Казалось почти чудом, что тряпичная кукла с глиняной головой говорит, ведет беседу и ждет ответа. Но любопытство оказалось сильнее страха, и заставило думать. Отвечая на вопросы привередливого Петрушки, Юлька внимательно наблюдала за педагогом и поняла. Игрушки не говорят. Это не их голос. Такой голос мог быть только у него, Владимира Александровича. Сообразив это, она полюбила его ещё больше. Игрушки, как были, так и оставались игрушкой, а вот он, удивительный человек говорил с закрытым ртом так звонко, что голосистого Петрушку могли слышать даже в коридоре. Нового руководителя кружка ребятишки не только любили, но и уважали. Во-первых, потому что он никогда не ругался, а во-вторых, никому и никогда не делал замечаний. Всё это делали за него игрушки. Ну и кроме всего прочего, Владимир Александрович любил пошутить. Ребята с первой и до последней минуты занятия, хватались за бока, ложились на столы, короче зависали в фокусе эйфории. А занятия шли. Тексты разучивались, читались, проигрывались. Никто не шумел зря, не шалил. Как это удавалось при той обстановке, что витала в комнате, было непонятно. На занятиях кружка было интересно всем. Со временем, стало известно. Сахновские – москвичи. Работали в театре Образцова. Название ребята, поняли по-своему. Оно было образовано от слова «образ». А поскольку человек, которого они знали, действительно, за одну секунду, нацепив на руку любую игрушку, мог превратиться из злобной старухи в ласкового котёнка, это казалось единственно верным объяснением. Только много времени спустя, они впервые увидят представление театра по телевизору и будут изумлены тем, что большеротые, насмешливые, колоритные персонажи театра были им не только знакомы, но и понятны.

Владимир Александрович и его жена работали в этом театре. Но, состояние здоровья Татьяны Петровны, было настолько слабым, что, по настоятельной рекомендации врачей, они вынуждены были, покинуть родные пенаты. Смена климата, как обещали врачи, поможет. О Татьяне Петровне ребята знали мало. Вскользь, брошенные слова объяснили. Она была очень маленькой, хрупкой женщиной, но хорошей актрисой. Для неё, чтобы она могла дотянуться до ширмы, был сооружен специальный стульчик. Талантливые интересные люди, вынуждены были бросить всё. Выбор пал на Красноярск. Найти жильё в большом городе оказалось не просто. Поэтому-то, предложение, стать руководителем театрального кружка в школе-интернат, Сахновским показалось привлекательным. Пугающее, своей непроглядностью начинание, на самом деле оказалось не таким уж страшным. Ребятишки поддерживали учителя во всём.
Наконец, создание игрушек было завершено. Дело оставалось за малым; выбрать сценарий. Владимир Александрович написал сказку. Распределение ролей протекало с шутками и смехом. Вот, в это-то время, Любка Станичкина притащила на репетицию своего дружка. Мальчика звали Миша. Он плохо ходил, ещё хуже разговаривал, но при этом был необыкновенно ласков и общителен. Оказавшись в шумном коллективе кукольного кружка, мальчишка сразу вцепился за первую, попавшуюся игрушку и потом долго не хотел ее отдавать. Конечно, впервые увидев множество игрушек, которые открывали рот, двигались и были абсолютно безобидны, он был очарован. Ребёнок, горячо воспринял увиденное. Глядя на Владимира Александровича восхищенными глазами, он показывал на небо, размахивал руками и что-то лопотал. Любка, поглаживая мальчишку по плечу, уверенно объяснила.
- Это он летать хочет.
Учитель внимательно посмотрел на мальчишку и спросил.
- Тебе нравятся птицы, Мишенька?
- Кырл, Кырл! Я птичка! – махал руками мальчишка. – Летать, Летать! Хочу летать. Кырл! Кырл!
Владимир Александрович пообещал.
- Отлично, Миша, нам, как раз на эту роль, мальчик нужен. Будет тебе птица. Ты, Миша, её и сыграешь. Приходи завтра в это же время, начнем репетицию.
Надо было видеть глаза ребенка.
 Через час Любка мальчика увела, а ребята ещё несколько минут поговорили о нем. Всех занимал один вопрос. Понимает ли мальчик, что он болен? Никто не знал ответа. Не знал этого и Сахновский, но, пообещав ребенку птицу, он тут же приступил к её изготовлению. Сказка была переписана. В ней появился новый персонаж - орёл. Придерживая птицу за штырь на брюшке, Владимир Александрович, при помощи двух других, соединённых вместе, приводил в движение крылья птицы. Глядя на новое чудо, которое родилось в коллективе, ребята заволновались: сможет ли Мишенька заставить птицу летать. Однако всё сложилось самым наилучшим образом. Миша разобрался с механизмом быстро и, бегая по комнате с орлом, кричал.
- Кырл, кырл! 
Ребята улыбались. В исполнении Миши, слова звучали песней. Мальчик стал частым гостем кружка. К нему привыкли, но, однажды, он не появился. Любка переживала.
- Владимир Александрович, скоро наш показ, а Миша не репетирует. – глядя на педагога с тревогой, она спрашивала. – А если он совсем пропадет, кто будет птицу играть.
- Никто, – ответил Владимир Александрович. – Это Мишина роль. И если он не придет, её никто играть не будет.
- Почему? – удивились ребята.
- Всё просто, – объяснил Владимир Александрович. – Если бы его не было, мы играли бы тот вариант, который разучивали самый первый раз. Помните? Орел ведь и появился, потому что к нам пришел Миша.
Ребята это знали и помнили, но теперь, когда птица полетала  у них над головой, играть что-то другое не хотелось. Без птицы, сказка теряла привлекательность.
***
Время шло. Постановка была готова к показу, декорации тоже. Актеры выучили слова, нашлось необходимое музыкальное сопровождение. Именно в это время Владимир Александрович посоветовал своим воспитанникам.
- А вы, не хотите сходить к Мише и узнать, что с ним?
 Юлька и Люба приняли это предложение с энтузиазмом. За территорию школы выпускали не часто, а тут появилась возможность побродить по городу. Чтобы найти Мишу, пришлось проявить смекалку. Любка из слов тёти Зины, знала только одно - они жили в одном из ближайших дворов, а к ним в школу приходили на прогулку. Найти семью с мальчиком инвалидом оказалось просто. Эту пару: маму и мальчика на инвалидной каляске, знали многие. Поднимаясь на второй этаж, Юлька с замиранием сердца ждала, что они услышат. Двери открыла тётя Зина. Увидев Любу, она удивилась, а, узнав причину появления девочек, тепло улыбнулась.
- Миша болен. На голову стал жаловаться. Болеть голова стала часто у моего мальчика. И кричит, курлычет, летит куда-то мой сыночек. Но, вы проходите, девочки. Он будет вам рад.
На глазах женщины выступили слезы. Любка закричала.
- Тётя Зина, он же в нашем спектакле птицу играет. Он репетирует. Точно, точно! Вы не плачьте, это он не от болезни курлычет, а потому, что переживает за свою роль. Он же знает, что у нас скоро показ. Вы ему скажите, мы его ждем.
- Сами скажете. Пока Миша отдыхает, мы чай попьем. Спит он чутко и совсем недолго, так, что скоро присоединится  к нам. Когда выйдет, вы и порадуете его новостью.
Девочки прошли в зал. В квартире было чисто, светло и сразу чувствовалось, что в доме живет ребёнок инвалид. Всюду лежали игрушки и прочие приспособления для больного ребёнка. имелся даже маленький тренажерный уголок. Когда закипел чай, осмотр комнаты был прекращён. На столе появилась горка карамели и прянички. Они тихо переговаривались, пили сладкий чай, рассказывали женщине о своих школьных делах. Мишка проснулся, действительно, быстро. Узнав, что к нему пришли гости, он обрадовался. Было слышно, как он громко о чём-то говорит, мешая, матери наряжать себя. У девочек при виде мальчика сдавило сердце. Всё-таки он очень серьёзно болел. Это чувствовалось, и потому, как он похудел, и по его, несколько, неуверенным движениям. Тыкая на Любу и Юльку пальчиком, он размахивал руками, показывал на потолок и говорил, говорил о чём-то понятном только ему. Спустя час, тётя Зина тихонечко, чтобы не заметил сын, выпроводила их в школу, а прощаясь, сказала.
- Он придет девочки. По тому, как он обрадовался вашему появлению, я думаю, ему не помешает эта прогулка.
Грустно улыбнувшись, она погладила Любу по голове и сказала.
- Даже не знаю, как тебя благодарить. У него никогда не было друзей.  А теперь! Он так счастлив. - Женщина опять погладила Любку, но теперь уже по плечу и повторила грустно. – Он придет.
- Тётя Зина, у нас представление состоится двадцать четвертого.
- Да, да! – думая о чём-то своём, ответила женщина. – Я слышу, девочки. Он придет на представление. Обязательно придёт.
***
Школа с нетерпением ожидала день, когда «Теремок» представит на суд зрителя свою работу. Казалось время стоит на месте. Однако столь долгожданный день и час пришел. В актовом зале, на сцене, стало тесно от большого количества декораций. А зал зрительно уменьшился из-за огромного количества стульев. Их принесли заранее. Ни один зритель не должен стоять на ногах.
****
Никто точно не мог сказать, придет Миша или нет, поэтому-то, его кукла, до самого последнего момента, висела на стене. Но, они появились. Бросив маму, мальчишка сразу же  схватил орла. Женщина была взволнована. Она наблюдала за сыном и грустно улыбалась. Любка, увидев женщину, подошла к ней.
- Здравствуйте! Это сказка о мальчике. Однажды, он по глупости потерял свое сердце и, чтобы не стать злым, заснул. - На глазах женщины выступили слёзы, и Любка поспешила успокоить. - Но всё закончится хорошо, его спасет любовь брата
 Спектакль ещё не начался, а все присутствующие наблюдали за худеньким мальчишкой. Со сверкающей улыбкой на губах, делая большие взмахи, он то поднимал птицу ввысь, то опускал её к самому полу.
- Кырл, кырл! – звучало то в одном конце зала, то в другом.
А потом начался спектакль. Он стал продолжением этого полёта, и все: от мала, до велика, наблюдали за этой игрой. Странное это было представление, главным героем, которого, стала большая птица. Звонкий голос мальчишки, не переставая, кричал, звал, окликивал кого-то. Размах крыльев то становился глубоким, то вдруг затихал. Мальчишка уставал. Он ненадолго приседал на стул, но, сделав вдох, снова поднимался и пускал свою птицу в новый полет. Сказка, невероятным образом, приобрела новый, более глубокий смысл.
Понять это смогли не все, но то, что птица из фона, переместилась в главные герои, почувствовал весь зал. Спектакль удался. Даже час спустя, после его окончания, "кружковцы" не могли разойтись. Они говорили, обсуждали, вспоминали все события этого волнительного дня. Миша с мамой давно ушли, а о них всё говорили, говорили. Об  убогости мальчика забыли. Для всех он просто был другим. Другим и всё! Радость от общения с ним была столь ощутима, что её хватало на всех.
****
Незаметно прошел месяц. На улице потеплело. Девочки стояли у окна и наблюдали за невысокой женщиной. Она несла птицу. Если бы не это, Юлька никогда не узнала бы в этой маленькой, сгорбленной фигурке тётю Зину. Смутное предчувствие беды, скрутило живот. Юлька, прижалась к окну и зажмурила глаза от страха. Получив толчок в бок, она оглянулась. Каким-то чужим, натянутым голосом, Люба прошептала.
- Орла несёт. А ты заметила, Юлька, они гулять перестали.
- Тсс! – Прошептала Юля и подруга удивилась.
- Ты чего?
Приложив палец к губам, Юлька замотала головой. Проводив женщину, они встретились глазами и, не сговариваясь, пошли в класс. Они что-то рисовали, о чём-то говорили, даже спорили. Договориться не смогли. До начала продленки, сидели в кабинете, не выходя. Впервые, не пошли в "Теремок" - забыли. Разбежались по своим классам - в четыре.
****
Вечером лежа в кровати, Юлька вспоминала Мишу. Навернувшиеся, было слезы, высохли быстро. Сообразив, что она жалеет мальчишку, Юлька разозлилась. Чего его жалеть, он, конечно, болеет, но несчастным его назвать нельзя. Он же не знает, что он не такой, как все, а значит, счастлив. Вспомнив его глазёнки, она улыбнулась. Ну, нельзя без умиления вспоминать такого славного паренька.  Как он изменил их сказку. Владимир Александрович написал простую сказку о верности и преданности, а благодаря Мише, она превратилась в волшебную сказку о Душе. Юлька улыбнулась. Немного неуклюжий, медлительный, он притягивал взгляд, но вызывал не жалость, а умиление. Не зря они его полюбили. Он удивительный мальчик.
***
Ночью она видела птицу. Знакомым голосом орел выводил незатейливые мелодии. Птица парила у неё над головой. О чем она пела? Задрав голову, Юлька не отрывая глаз, наблюдала за полетом. Покружив несколько минут над нею, птица умчалась вдаль. Темный силуэт ещё некоторое время  царапал глаз, а потом пропал. Сглотнув слёзы, Юлька проснулась. Опять вспомнился Миша. Полежав немного, она задремала. И снова над ее головой висело небо. Синее, тихое и почему-то, страшное. Юлька смотрела на эту синеву и ждала. Может птица вернется. Нет! Небо, как и прежде, оставалось безоблачным и чистым. Синее, синее, такое же синее, как глаза маленького мальчика.
***
На следующий день стало известно, Миша умер. Тётя Зина принесла в студию большой пирог. Поставив его на стол, попросила.
- Помяните моего мальчика.
Ребята молчали. Любка всхлипнула. Женщина подошла к столу, села рядышком с нею. Закрыв лицо, минут пять сидела молча, а потом, подняла голову.
- Не надо плакать. Он был счастлив. Я не знаю, как тебе это удалось, но за последний месяц он так изменился. Благодаря тебе, девочка моя. Благодаря тебе, он вырос, повзрослел. Знаешь, он смотрел на меня и успокаивал: «Ты не бойся. Я просто хочу научиться летать. У меня не получается, но это – пока, а когда я взлечу, ты поймешь». Он так много говорил о тебе, о птице, о всех вас. Ты научила его быть счастливым. Ты сотворила это чудо. Мой мальчик понял свою значимость. Он был птицей и стал ею. «Я научился» - сказал он мне вчера и улыбнулся. - Она замолчала, потухшим взглядом обвела маленькую комнатку и прошептала. – Так и уснул с улыбкой на лице.
Юлька с жалостью смотрела на подругу. Как-то она переживет смерть мальчика. Это ведь она с ним дружила, играла, возилась. Это она привела его в кружок. Она подсказала, что Миша любит птиц. На полдник никто не пошел. Они принесли чайник в студию, и сидя за большущим столом, кушали яблочный пирог. Все кроме Любы. Она не прикоснулась к пирогу, отказалась от чая. Не смогла. И рыдала, рыдала еще дня три, всякий раз, когда приходила в студию. Черный силуэт птицы тихо висел на гвозде и казался траурным изваянием. В конце концов, Владимир Александрович, поглядев на Любу, завернул орла в газетные листы и убрал. Больше его никогда не доставали. Впрочем, для этого не было причин, потому что и спектакль тоже ни разу, с того дня, не играли. Артисты театра «Теремок»  начали разучивать новую постановку.