Расследование причин аварии на СШ ГЭС

Бикол
Уважаемые читатели Прозы.ру!

В связи с сообщениями СМИ о завершении 23 марта 2011 года Главным следственным управлением СК РФ следственных действий по уголовному делу об аварии 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС разрешите предложить Вашему вниманию следующий комментарий:

1. В результате технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, которое в 2009 –10 г.г. провели Ростехнадзор и Парламентская комиссия РФ было установлено, что „Авария на гидроагрегате № 2 (разрушение конкретного технического устройства) произошла в момент срыва крышки турбины вследствие излома шпилек крепления крышки“, т.е в качестве первопричины аварии на СШ ГЭС была принята „шпилечная версия“!

2. В материалах имеющихся в распоряжении следствия (см., сайты: http://zhurnal.lib.ru/b/boris_i_k/p...a2sschges.shtml и http://zhurnal.lib.ru/b/boris_i_k/p...fysschges.shtml ) дано веское обоснование несостоятельности, точнее- ошибочности, ещё точнее- абсурдности официальной "шпилечной версии“ аварии на СШ ГЭС.
Однако, публикуя сообщение о завершении расследования Следственный комитет РФ, по существу, уклонился от публичной правовой оценки абсурдности официальной "шпилечной версии“ аварии на СШ ГЭС.

3. 16 сентября 2009 г. Государственная дума РФ единогласно проголосовала за создание парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
В обращении депутатов отмечается, что «авария на Саяно-Шушенской ГЭС является не только крупнейшей по масштабам в Российской Федерации, но и беспрецедентной в истории мировой гидроэнергетики». Палата настаивает на том, что все обстоятельства аварии были расследованы и стали известны широкой общественности. «Это расследование необходимо провести для определения путей восстановления станции, оно должно послужить гарантией от повторения в будущем подобных ситуаций» (см. http://www.rosbalt.ru/main/2009/09/16/672436.html ).

Из публикации сообщения о завершении расследования Следственным комитетом РФ уголовного дела об аварии в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС следует, что главной и единственной причиной аварии на СШ ГЭС явилось нарушение эксплуатационным персоналом станции правил техники безопасности.
В действительности это не так: фактически авария на СШ ГЭС стала следствием совокупности непредсказуемых причин прежде всего технического, а уже потом, организационного и нормативно-правового характера.

ВЫВОД:

Опубликованные Следственным комитетом РФ результаты расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС являются неполными и поэтому не отвечают требованиям Государственной думы РФ как в части информирования широкой общественности, так и в части безусловного обеспечения „гарантий от повторения в будущем подобных ситуаций“.
БИКОЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ:
„Схема расследования, результаты“
(сайт http://bikol.narod.ru/rassledchema.jpg )

Численный состав участников расследования катастрофы на СШГЭС
Таблица (см. сайт http://bikol.narod.ru/tabsostav.jpg )

Дополнение 
к публикации от 13.05.2011:

„Схема причинно-следственных связей возникновения аварии гидроагрегата №2“  СШ ГЭС представлена на сайте http://bikol.narod.ru/schemapss.jpg
 
Проведенный с использованием вышеупомянутой схемы причинно-следственный анализ  процесса аварийного разрушения гидроагрегата №2 (см. также схему на сайте  http://bikol.narod.ru/agregatlmz.jpg )  даёт все основания утверждать, что:

1. ПЕРВОПРИЧИНОЙ техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС явилось ЗАКЛИНИВАНИЕ рабочего колеса гидротурбины № 2, вследствие которого на роторе гидроагрегата мгновенно возникли непреодолимые электрогидромеханический крутящий момент и выталкивающая осевая гидравлическая сила, многократно превышающие, в совокупности, силы принятые при расчете гидроагрегата на прочность.

1.1. ЗАКЛИНИВАНИЕ произошло в результате непосредственного механического контакта и трения между вращающимся и неподвижным кольцами верхнего лабиринтного уплотнения из-за недопустимого  увеличения  радиального биения вала турбины...

ВЫВОД:

Для предотвращения подобных аварий в будущем на гидроэлектростанциях, оснащённых радиально-осевыми гидротурбинами, необходимо разработать и внедрить  конструкции щелевых (лабиринтных) уплотнений, исключающие  вероятность заклинивания рабочих колес независимо от величины радиального биения вала турбины.

БИКОЛ
17.06.11

ДОПОЛНЕНИЕ от 17.11.2012
10 июня с.г. я опубликовал в Интернете «ЧАСТНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ технических причин аварии ГА2 СШГЭС» (сайт http://bikol-sajanges.blogspot.de/ ), которое ещё раз целиком и полностью опровергает технические причины («шпилечную» версию) аварии ГА2 СШГЭС, изложенные в АКТе Ростехнадзора и в Итоговом докладе Парламентской комиссии.

Полагаю, что результаты «ЧАСТНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ...» будут учтены в предстоящем судебном разбирательстве уголовного дела по факту аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, происшедшей 17 августа 2009 г., и все лица из эксплуатационного персонала СШГЭС, к которым 27.06.12. СК РФ предъявил обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ,  будут признаны невиновными...

БИКОЛ