Горбачевская округа

Ирина Пархоменко
На полях, холмах безлесных
Пролегли мои пути.
Каждый раз мне интересно
По дорогам здесь пройти.
Нет милей и ближе друга,
Чем родимая земля,
Горбачевская округа, 
Песня  милая моя.
       А.Н.Корнеев

В 1962 году моего отца направили на работу заместителем директора хлебной базы № 51, что находилась в поселке Советском рядом со станцией Горбачево. С тех пор жизнь моей семьи тесно связана с этими местами.

Ничем сверхзамечательным здешняя земля не прославилась: это не Бежин луг, не Ясная Поляна. Однако люди горбачевской округи пишут  свою страничку истории нашей огромной Родины.

На карте России в лесостепной полосе, на равнине с небольшими холмами, в умеренно континентальном климате, на пересечении железных дорог Москва-Крым и Мичуринск-Смоленск, рядом с федеральной автодорогой Москва-Симферополь, примерно в 70 км к югу от Тулы и 18 км от Плавска находится станция Горбачево, давшая название всей округе.
Это сельское поселение, крупнейшее в Плавском районе,  включает в себя ряд сел, по-селков, деревень, таких как Селезнево, Горбачево, Советский, Румянцевский, Михайловское, Никольское, Локна, Горбачевка.

А начиналась история края с села Селезнево. В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895г., стр.757) рассказывается:
«Село Селезневъ колодезь лежит в местности бедной водой, через село проходит Старо-Киевская дорога. Местность, занимаемая селом до 1607 года, была необитаемая и занята лесами. В этих лесах, по рассказам старожилов, были притоны разбойника по прозвищу Селезень. В глухом лесу на пригорке около притона выкопал Селезень колодец», (сохранившийся до нашего времени).
«Деревня выросла в большое село вблизи проходившего перекрестка двух дорог Посольской и Киевского шляха. В 1769 году здесь был построен деревянный храм во имя преподобного Сергия княгиней Щербатовой. В 1849 году за ветхостью церковь была упразднена, и в 1850 году князем Щербатовым был построен новый каменный храм во имя преподобного Сергия. При нем одновременно устроен теплый придел во имя Казанской Божьей Матери. Но строитель умер, не успев довести храм до желаемого благолепия. Из икон наиболее почитается икона Божьей Матери, называемая «Обрадованная».

Российский  естествоиспытатель и путешественник, академик Петербургской АН (1779), выпускник Санкт-Петербургского университета,  автор «Путешественных записок от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 гг.» и первого русского учебника по естествозна-нию «Начертание естественной истории...» (ч. 1-2, 1786), Зуев Василий Федорович (1754-1794), совершая путешествие из Петербурга в Херсон, побывал в наших местах и оставил следующие записи:

«Из села Сергиева переехали мы реку Плаву пониже плотины бродом, и поднявшись на отлогий левый берег, ехали ровными местами до урочища, называемого Сухая Лохня (Локна). Глубокая сия долина… в долине стоит деревня того же имени, и посередине течет маленький ручеек, который весною весьма разливается так, что недели две совсем тут ездить не можно. На некотором расстоянии – другая долина, совсем первой подобная, которая называется Селезнев Колодезь…»

Территория селезневских земель была поделена между помещиками Егорцевым, Щербатовым, Безобразовым и полковником Цивинским, однако «помещичьих» домов в селе не построили.

Так и оставалась бы Горбачевская округа заурядной сельскохозяйственной, если бы в нескольких километрах от села Селезнево в 1868 году не был открыт участок железнодорожной ветки «Москва-Курск». При участии крестьян села были построены деревянный вокзал, водокачка, ряд хозяйственных построек. Появились пять двухэтажных домов из красного кирпича, дом для начальника станции, амбулатория, баня, пакгауз, который только недавно был разобран. Станция получила название ГОРБАЧЕВО. Версий происхождения названия несколько – по имени строителя инженера Горбачева, по расположенной неподалеку д. Горбачевка, или по крутой «горбатой» местности.  Последние находки при ремонте одного из кирпичных домов эпохи Александра III показали, что в нем находилась пожарная каланча, (по не уточненным пока данным), выстроенная помещицей (то ли княгиней, то ли графиней) Горбачевой, привидение которой, якобы, до сих пор обитает в  нынешнем здании почты, возведенном в это же время. Так что, может быть, станция и названа в честь этой дворянки.

Узловой станция стала 21 декабря 1899 года, когда через нее прошел первый железно-дорожный состав по только что открытой ветке «Данков-Смоленск». Появлялись поселки Ру-мянцевский, Рабочий.

В деревянном здании вокзала, пережившем войну, останавливался попить чаю Лев Толстой, делая пересадку до Оптиной Пустыни. В 1910 году гроб с его телом перегрузили с одного поезда на другой, чтобы доставить в Ясную Поляну.

В 1905 году 8-20 декабря проходила стачка и забастовка рабочих и служащих станции, подавленная губернскими властями. Вызвана она была тяжелыми условиями изнурительного ручного труда и низкими заработками.

Александр Иосифович Кауль, известный тульский революционер, помогал Крапивенскому уездному комитету партии в борьбе с контрреволюцией. В своих воспоминаниях он пишет:
 «Весной 1918 года нам пришлось выступать против контрреволюционного движения, организованного эсерами и меньшевиками среди крестьян ряда уездов губернии. Мне, как особому уполномоченному губкома и губисполкома пришлось выехать на места с листовками, разъясняющими положение. В моем распоряжении был отряд войск, предназначенный для по-давления мятежей. Около станции Горбачево мы встретили большую массу мятежников, кото-рая намерена была добраться до Москвы и оказать помощь контрреволюционным силам в свержении центральной власти. Мы приняли меры, чтобы рассеять эту толпу, а главари мя-тежников были арестованы.

На ст. Горбачево, являющемся железнодорожным узлом, к этому времени были доставлены трупы продработников, павших жертвой кулацкого террора. В специальных вагонах с красными траурными полотнищами, в сопровождении усиленного караула они были отправлены в Тулу для погребения».

Во время гражданской войны разведчики армии Деникина в Селезнево не попали, поскольку в селе находился корпус латышских стрелков.

На станции Горбачево перед красноармейцами, отправляющимися на фронт, выступал председатель ВЦИК М.И.Калинин.

В 1928 году в селе Селезневе организовали ТОЗ (товарищество по обработке земли), просуществовавшее до 1930 года, когда в селе был образован колхоз «13 лет Октября».

В 1938 году стали создаваться МТС (машинотракторные станции). На МТС при колхозе «13 лет Октября» работал будущий Герой Советского Союза С.И. Бойко. Он участвовал  в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой на Орловско-Курской дуге.

В 1937-1939 гг. возводилась хлебная база № 51. Вокруг неё сформировался поселок Советский. Был вырыт пруд, облицованный кафелем. Но недолго удалось проработать двум красавцам-элеваторам: перед оккупацией поселка зерно безуспешно пытались вывезти (вагоны были заняты воинскими грузами). Поэтому хозпостройки взорвали, а зерно подожгли букваль-но за день до захвата немцами горбачевской округи.

Немцы элеваторы бомбили, но полностью не разрушили, и впоследствии использова-ли как наблюдательный пункт и склад.  Наверху была установлена пулеметная точка.

Станцию немцы яростно бомбили (с начала войны по июль 1943года) днем и ночью, иной раз  было несколько налетов за день. О прибывающих на станцию составах радировал один из беженцев, живший неподалеку от вокзала. А разоблачить его помогли ребятишки. Ро-дители боялись отпускать детей гулять из-за частых бомбежек. На что дети ответили: «Сегодня налета не будет, дедушка в погреб не спускался». Но даже после ареста предателя бомбежки не прекращались. На расстоянии 1,5-2 километров от станции земля была буквально перепахана. Железнодорожники после каждой бомбежки засыпали воронки песком (в некоторые приходилось выгружать по целому вагону! А попробуй, погрузи вручную состав песка, хотя карьер недалеко!). К тому же обязательно надо было восстанавливать поврежденное полотно: менять рельсы, шпалы, так чтобы через 2-3 часа после налета движение эшелонов возобновилось. Здесь же заправляли паровозы водой, топливом (а его тоже надо было привезти, погрузить вручную), чинили подвижной состав. Нередко под разрывами бомб, машинисты отгоняли составы с боеприпасами в более безопасное место (под «воловский» мост).

От хлебной базы до шоссе, по которому шли  к Туле танки Гудериана всего 1,5 км. В лесополосе автодороги был блиндаж пулеметчика, сохранившийся до недавнего времени. И недалеко за моим домом, в поле, был окоп, откуда вездесущие мальчишки таскали «трофеи»: саперные лопатки, каски. А из пруда после войны достали неразорвавшуюся бомбу, пистолет, несколько штык-ножей.

Оккупация округи длилась с 25 октября 1941 года по 20 декабря 1941 года, когда кон-ная армия генерала Белова освободила станцию, отогнав врага к Мценску.
Во время оккупации на станции находился  гестаповский отряд, ищейки которого рыскали по селам, разыскивая партизан, коммунистов, руководителей колхозов и сельских Советов. Над д. Горбачевка в это время был сбит советский самолет. Летчики, чтоб не попасть в руки врагу, застрелились. (Впоследствии их останки были перезахоронены в г. Плавск).

До войны колхоз занимался посевом зерновых, в основном ржи. Ферма была небольшой. Когда началась война, мужчин мобилизовали на фронт, работали практически одни женщины. Перед приходом гитлеровцев зерно спрятали в ямы, трактора разобрали и закопали. Немцы, простоявшие в селе полтора месяца, в декабре бежали от яростных атак Красной Армии, и весной 1942 года колхоз снова заработал. Во главе его поставили женщину, на восста-новленных тракторах тоже работали женщины. Пахали даже на оставшихся коровах, поле вручную засевали сбереженным  зерном.

До осени 1943 года в селе формировали воинские части, отправляющиеся на фронт. В селе Селезнево располагался штаб 18-го запасного полка, была санчасть. В селе стоял и железнодорожный батальон. Станцию  после освобождения защищали бронепоезд и 4-я отдельная зенитная батарея.

В марте  1943 г. зенитная батарея, базировавшаяся неподалеку от  станции, сбила са-молет, но бомбежка продолжалась. И тогда некоторые раненые и железнодорожники укрылись в подвале, где раньше хранился керосин. Но прямое попадание бомбы сразу унесло жизни более 50 человек. На этом же месте  впоследствии была устроена братская могила, куда пере-несли прах всех погибших при обороне станции и мирных жителей, в том числе девушки-зенитчицы Марии Лебедевой, заживо сгоревшей, но не оставившей своей пост.

Закончилась война. Как горькая память об этой поре стоит рядом со зданием современного вокзала памятник над братской могилой.

Строительство нового здания вокзала  началось в 1945 году. Военнопленные немцы вырыли котлован,  оборудовали фундамент, подвальное помещение. Затем стройка по каким-то причинам остановилась, С ее завершением людская молва связывает следующую историю.

«...В один из дней 1949 года на станции остановился поезд «отца народов» — И. В. Сталина. Глядя на котлован и незавершенные стены, вождь поинтересовался у одного из со-провождающих, когда будет готов вокзал. Последовал ответ, что через два года. Поезд ушел, а работа на стройке закипела. Сталин  не любил, когда подчиненные бросали слова на ветер. Каменные работы выполнили русские специалисты и немцы-военнопленные, отделочные — рабочие из Тулы и художественного училища. Ровно через два года вокзал принял первых пассажиров».

После войны станцию полностью восстановили, в 1957—58 гг. железную дорогу электрифицировали. К 45-летию Победы братскую  могилу реконструировали. В 2010 году Тульское отделение Московской железной дороги заменило гранитные плиты на мраморные, поставило новое ограждение.

Восстановили элеваторы на хлебной базе, началось большое строительство во всей округе. В 1965 г. заасфальтирована центральная улица от Харковского шоссе через весь поселок почти до школы (около 4 км). Теперь все улицы имеют твердое покрытие.

Колхоз «13 лет Октября» просуществовал до февраля 1960 года. Затем его передали сельскохозяйственной опытной станции, он стал ОПХ (опытно-производственным хозяйством) «Федоровское», по причине соседства д. Федоровка. В него вошла и реорганизованная к тому времени машино-тракторная станция.

В 1979 году предприятие отделилось от  опытной станции (Тульский НИИСХ), стало самостоятельным и получило название совхоз «Горбачевский». Этот статус давал право самим выращивать элитное зерно, и продавать его для посева другим предприятиям.
Комбикормовый завод на площадке «Заготзерно» (участок хлебной базы № 51) из-за проблем с финансированием строился с мая 1976 года по август 1982 года. Вначале велись подготовительные работы: разобрали мехмастерские, проложили шоссейную и железную дороги, построили барак для спецконтингента, а также 5 двухэтажных домов для вновь принятых рабочих.

К тому времени проект устарел, и в 1984 году была проведена первая большая реконструкция технологических линий, а вторая - в 1992 году, особенно изменилось при этом дробильное отделение. Завод был госпредприятием до 1996 года, став затем акционерным обществом - но контрольный пакет акций находится в государственном фонде имущества. Он мог производить комбикормов 540 тонн в сутки, как гранулированных (в виде шариков), так и россыпных, причем не только для свиней, но и для крупного рогатого скота, птицы, пушных зверей, рыб. Основными потребителями были тульские предприятия, а также поставляли корма в Тверскую, Московскую, Новгородскую, Калининградскую и другие области России.

Завод, как победитель соцсоревнования, был награжден переходящим Красным Знаменем, материалы о нем печатал журнал «Мукомольное производство», в 80-х годах его показы-вали в киножурнале «Хроника дня». С первого колышка до закрытия завода на нем трудился мой брат, Пархоменко М.В., который был и инженером по технадзору, и руководителем госприемки во времена перестройки, и генеральным директором.
Следующая волна жилищного строительства связана с восьмидесятыми-девяностыми годами – возведение комбикормового завода, перестройка, распад Советского Союза (и, как следствие,  большое число переселенцев из бывших республик).

Жизнь потихоньку стала налаживаться, но… выпал злосчастный «чернобыльский» дождь. Уровень радиации в горбачевской округе третий по району после Плавска и поселка Молочные Дворы. Проводились дезактивационные работы, где-то вырубали особо зараженные насаждения  и вывозили грунт, где-то асфальтировали, проводили обработку полей. Но абсолютно всю почву не обработаешь, не вывезешь, поэтому  до сих пор часть территории округи  находится в зоне отселения.

И постепенно наступили лихие времена для предприятий округи - обанкротились комбикормовый завод и хлебная база, ставшая уже ОАО «Карина», развалился совхоз (уже СПК), многие горбачевцы отправились искать работу в других городах и весях.

И не слишком радует тот факт, что за счет так называемых «чернобыльских» средств выстроены несколько улиц,  газифицирована большая часть поселков горбачевской округи, (остальным, надеюсь, недолго осталось  ждать своей очереди). Пустеет округа, негде работать людям!

Но история горбачевской округи неотделима от истории школы. Именно школа объединила жителей всех поселков. Она не только учит и воспитывает новые поколения, но и помогает раскрыть недюжинные таланты детей.

В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула. 1895 г., стр. 757) говорится, «что в селе, которое называется Селезень Колодезь... существует с 1870 г., хоть и с перерыва-ми, земская школа».

Маленькое деревянное здание школы до революции находилось на выгоне около церкви. Оно состояло из одной классной комнаты и учительской, служившей и квартирой для учителя. Обучение было трехгодичное. Преподавал один учитель. После революции стала школа двухкомплектной, обучение четырехгодичным. Помещалась она в том же стареньком здании, которое к концу 20-х годов пришло в негодность. Некоторое время занятия проводились в церковной сторожке, а затем в поповском доме (в 1929 году церковь была закрыта, священник уехал).

В 1931 году под школу был передан кирпичный дом бывшего мельника. Во время войны она закрывалась лишь на период оккупации. В селе Никольском, неподалеку, была семилетка. Многие дети ходили учиться туда. На станции  же учились дети железнодорожников.

С сентября 1949 года школа была реорганизована в Селезневскую семилетнюю школу. Сделали  пристройку в две классные комнаты, столовую для школы продленного дня, мастерскую, печное отопление заменили водяным, в подвале оборудовали котельную.

После  1957 года, когда в  село провели электричество, при школе стала функционировать вечерняя школа. Педагогический коллектив выступил инициатором  организации школ продленного дня. Об этом начинании писал журнал «Народное образование» в 1963 году. В этой же статье рассказывалось и о трудовых делах школы. Ребята помогали в работе на ферме, за ними закреплены были для кормления коровы. Славился урожаями  пришкольный участок. Ученики школы выставляли свою продукцию и на ВДНХ. Ребят и педагогов за отличную работу наградили путевками в Москву и Ленинград, а  Министерство просвещения подарило «Библиотеку школьника».

Старое  здание не отвечало требованиям современности, поэтому встал вопрос о строи-тельстве школы. В последних числах ноября 1968 года в основании школы  был заложен первый кирпич. Кроме того, было замуровано в баночке из-под диафильма письмо потомкам с пожеланием вскрыть в 2018 году...

Новую школу строили всей дружной семьей: учителя и ученики расчищали строительную площадку, разгружали и складировали кирпич, грузили песок в местном карьере. Позже  вывозили строительный мусор, наводили чистоту в школе.

Через год, 5 сентября 1969 года, состоялось торжественное открытие нового здания Селезневской восьмилетней школы (с тех пор этот день стал отмечаться как день рождения школы). На митинге  выступила с поздравлениями мать Героя Советского Союза А. М. Лукьянова — Мария Ивановна (в то время пионерская дружина носила имя героя-летчика).
В 1969 году школа пополнилась учениками из железнодорожной школы № 25,  проживающими вблизи. Вскоре с нею были объединены другие школы - Толсто-Дубровская (1892-1970),  железнодорожная школа № 25 (1902-1970).

После объединения, Приказом № 186 от 11. 09. 1970 г. по Плавскому РОНО, Селезневская школа, в связи с реорганизацией в среднюю школу, была переименована в Горбачевскую.
В новом здании учились дети с 4 по 10 классы, а здание бывшей железнодорожной школы № 25 отдали начальным классам и интернату. В связи с уменьшением контингента в сентябре 1979 года учащиеся всех классов стали заниматься в здании Горбачевской средней школы.

Первым директором объединенной школы с 1970 по 1983 год был Моськин Н.М., затем Соболева Л. М. (1983-2008), Бурцев С.Г., Кутепова Г.В., которая возглавляет творчески работающий коллектив, продолжающий славные традиции учительства. Нынешняя МОУ «Горбачевская СОШ» остается одной из лучших школ района, является инициатором многих начинаний. Поэтому, совершенно справедливо, в 2002 г. она была признана одной из лучших школ России в номинации «Школа года».

При школе с 1985г. действует ансамбль народных инструментов «Радость» под руководством В.Н. Захарова. Коллектив  принимал участие и, что немаловажно, занимал высокие призовые места в районных и областных смотрах художественной самодеятельности, конкурсе «Играй, гармонь» (Тула – 1988 г., Ижевск – 1989 г.). Его выступлениями восхищались зрители  многих районов Тульской области. Поэтому недаром в 1987 г. ансамблю присвоено звание «Народный коллектив», а в 1999 г. – «Образцовый детский коллектив».

Краеведческий музей при Горбачевской школе (рук. Захаров В.Н.) действует уже десять лет, неоднократно поощрялся за активную работу по патриотическому и эстетическому воспитанию молодежи.

Немало знаменитых людей на Горбачевской земле. Самый известный среди них  Герой  Советского  Союза   Лукьянов   Александр   Михайлович.
   
Александр Михайлович Лукьянов родился 6 июня 1919 года в селе Михайловское ныне Плавского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы. Занимался авиамоделизмом. В 1934 году вместе с матерью переехал в Москву. Окончил ФЗУ при ЦАГИ. Работал в мастерских ЦАГИ, потом на заводе. Одновременно учился в аэроклубе, летал на планерах и самолетах. По путевке Бауманского райкома комсомола города Москвы направлен во 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, после окончания авиашколы в декабре - в 24-й истребительный авиационный полк. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Совершил несколько десятков боевых вылетов. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Младший лётчик 159-го истребительного авиационного полка (2-я смешанная дивизия, Северный фронт). Младший лейтенант Лукьянов 4 июля 1941 года вылетел на истребителе «МиГ-3» в районе города Порхов Псковской области Лукьянов нанёс удар вражескому бомбардировщику корпусом своего «МиГа». Фашистский  самолет клюнул носом и врезался в землю.

22 июля 1941 года А.М. Лукьянову было присвоено звание Героя Советского Союза.
4 января 1942 года Лукьянов вылетел на перехват группы немецких самолетов, на-правлявшихся к Ленинграду. Ведомый Александра Михайловича отстал, и ему в одиночку пришлось вести бой с тремя «Ме-110». Пулеметной очередью Лукьянов повредил два  «мессершмита», и те повернули назад. Но третий продолжал упорно рваться к городу. Продолжая атаковать, Лукьянов израсходовал все боеприпасы и решил пойти на таран. Винтом  отсек хвостовое оперение вражеского самолета и «мессер» камнем пошел к земле. Летчик  произвёл посадку на повреждённом самолете.

Погиб Герой Советского Союза А.М. Лукьянов в воздушном бою на Волховском фронте в районе села Пунышево 28 января 1942 года. Похоронен в городе Волхов.

Его имя высечено на памятнике тулякам - Героям Советского Союза, установленного в центре Тулы и на стеле, воздвигнутой в гор. Плавск Тульской области на холме Славы. Его имя присвоено улицам в Москве и Волхове, школе №3 в Волхове и Никольской школе Плавского района Тульской области.

Село Михайловское Плавского района Тульской области находится в нескольких километрах от станции Горбачево. 3 октября 2007 года здесь состоялось открытие обелиска возле дома летчика, Героя Советского Союза А.М. Лукьянова. Серебристый  обелиск  с силуэтом самолёта венчает красная звезда. На  мраморной доске высечены фамилия, имя, отчество летчика.

Идея создания памятного знака на родине героя-земляка принадлежала бывшему директору МОУ «Горбачевская СОШ» Соболевой Л.М. замысел воплощен в жизнь руководителем музея В.Н. Захаровым вместе с учениками - активистами музейного дела.

Среди жителей горбачевской округи есть орденоносцы, причем не только ветераны войны, коих осталось очень и очень мало. Награждены:  орденом Дружбы народов - Абрамычев Е. И., возглавлявший ранее совхоз «Горбачевский», Почетный гражданин г. Плавска и района, орденами Ленина – Соломатин П.И., Данилов П.С., Ражев Ф.И., Давыдов В.И. - железнодорожники, орденом Знак Почета - Захаров Н.М..

Горбачевская округа - родина  члена Союза писателей,  Корнеева Алексея Никифоровича (1928 г. рождения, уроженца д. Воейково), создавшего гимн поселка «Горбачевская округа» и воспевшего родную землю в книгах «Море за околицей», «Высокая макуша», «Будь ясным, день» и др. (О нем подробнее сказано в статье  «Без Родины – нет человека»).

Продолжателем  литературных традиций известного земляка является и автор этих строк, выпустивший семь поэтических сборников, организовавший выпуск ежемесячного литературно-художественного альманаха «Кристалл» и являющийся его главным редактором, руководитель районного литературного объединения «Светозарник» (с февраля 2010 года), организатор и координатор ежегодного районного литературного конкурса «Плавская осень».

Следует упомянуть Александра Федосеева (род.1955 г.), уроженца Горбачевской округи, после службы в армии оставшегося в г. Севастополь, члена СП Украины.

Член Союза художников России – выпускник Горбачевской средней школы Петровичев Александр Николаевич (1964 г.) изобразил наш край на своих картинах «Закат», «Бала-бан», «Сельская церковь», выставлявшихся в Туле и Германии.

Из живоносных малых родников
Берут начало все большие реки.
Из малых сел и малых городов
России мощь слагается навеки.

В статье использованы воспоминания очевидцев событий, архивные материалы, публикации  в районной газете «Плавская новь». Автор благодарен А.Ю. Старухину и А.В. Дедук за предос-тавленные материалы газеты «Плавский край», а также  Трофимовой С. Г., бывшему учителю русского языка и литературы МОУ «Горбачевская СОШ», автору книги «История горбачевской округи», (1999 г.)