Приход, закалённый в огне

Александр Раков
Пять лет назад в посёлке Карташевская, что за Гатчиной, случилась беда. Загорелся местный храм во имя Свв. Апп. Петра и Павла. Столетний деревянный храм, большую часть своей жизни бывший, впрочем, клубом. На месте иконостаса в нём много лет висел экран, и на месте святых икон светились «иконы» советского времени — звёзды кино… Что говорить, история-то самая обычная: какой старый храм миновала подобная участь? Но почему-то именно Петропавловская карташевская церковь не потерпела такого поношения, и Господь судил ей совершенно обновиться.
Загорелось ночью. Загорелось внезапно. Пока спохватились, церковь уже горела свечой. Пламя высоким, совершенно прямым столбом уходило к небесам. Помогла ли тут молитва сбежавшихся прихожан или труды тех, кто боролся с огнём, или изначально был таков Божий промысл, но только, кроме церкви, не сгорело ничего. Даже деревья, плотно обступавшие храм, остались целы, церковные же постройки и вовсе не пострадали. У очевидцев сложилось впечатление, что пожар был послан именно для того, чтобы уничтожить старый Петропавловский храм, — только его и ни одной щепочки сверх того.
— Потом, когда всё уже сгорело, приехали пожарные, облили водой угли и окружающие постройки, — рассказывает настоятель, отец Николай Груздев. Постояли мы на пепелище и пошли в нашу трапезную помолиться… Холодно в ней: мороз за тридцать градусов, электричества нет — одни свечи горят. На душе, сами понимаете, не сладко. А мы молимся…
— О чём же молитва в такой печальный час?
— Как о чём? Благодарственный молебен читали, — улыбается батюшка.
— Благодарственный?..
— Да. Что вас удивляет? За всё слава Богу. Послал Господь нам испытание, а что от Господа — благо, за благо же следует и благодарить. Да и с другой стороны: ведь пожар был сильный, ветер мог перенести его в любую сторону, и тогда сгорело бы у нас всё дотла. Но ведь этого не случилось — значит, слава Богу!
Первый молебен после пожара прошёл в трапезной, — трапезная же и стала отныне новым храмом — во имя Святителя Николая. И тесно в ней, и душно, и снаружи не очень-то похоже на церковь, а всё-таки храм — и свои, особенные святыни в нём есть: таких вы нигде не найдёте, хоть весь православный мир объедете. Святыни эти явлены Господом именно для укрепления и ободрения Карташевской общины: пожар, уничтоживший в храме всё, что могло и что не могло гореть, превративший колокола в безформенные медные комья, каким-то чудом пощадил две вещи — голубка, висевшего над Царскими вратами, и латунную икону Успения Божией Матери. Обе эти вещи находились в самом средоточии жара, но пламя не причинило им вреда. Сейчас прихожане благоговейно чтут эти залоги помощи Божией — обетование скорого возрождения Петропавловской церкви. И ещё одна интересная черта: вместе с храмом сгорело всё облачение отца Николая, но осталось хранимое в другом месте скромное, ветхое облачение, подаренное когда-то отцу Николаю протоиереем Василием Ермаковым. Отец Василий подарил его, когда храм только открылся, — на первый случай, пока не появится более достойное, — и вот этот подарок снова пригодился!..
И с тех пор для общины началась эпоха восстановления. Постоянно при храме живут трудники.
— Мы рады принять у себя всех, кто хочет помочь нам своим трудом, — говорит отец Николай, — но предупреждаем, что порядки у нас монастырские: не то чтобы очень строгие, но… Кого попало мы не принимаем. И конечно, мы будем вечно молить Бога за всех, кто внесёт свою лепту в наше строительство. Сколько всего нужно строящемуся храму: и кирпичи, и лес, и цемент, и песок… Металл на кровлю, арматура… Полный набор колоколов… Господи помилуй, — да не перечислить всего!.. Однако вспомните, что обновление карташевского храма происходит по явному Божиему промыслу, под особым присмотром Святителя Николая. Так уж получилось, что Святитель взял своё шефство над строительством: во имя его назвали нынешний храм в трапезной, и с тех пор все важные для прихода события неизменно происходят по четвергам, когда Церковь читает акафист Мирликийскому Чудотворцу. Это уже само собой выходит: мы планируем такое-то дело и на вторник, и на среду, — а события обязательно сложатся так, что приходится всё перенести на четверг. Удивительно, — но и радостно: с нами угодник Божий, — с нами и с теми, кто нам помогает.
Удивительно и то, что карташевскому приходу хватает сил не только на восстановление старого, но и на создание чего-то нового. Не так давно возле храма, рядом с братской могилой воинов Великой Отечественной, был установлен поклонный крест в память Евгения Родионова «и иже с ним за Веру и Отечество живот свой положивших» — протоиерея Анатолия Чистоусова и 13 молодых гатчинцев, погибших на Чеченской войне. По этому случаю мать воина Евгения написала храму такое письмо: «Примите искренние слова благодарности… Два памятника рядом — крест и звезда. Разные времена, разные войны, а судьбы солдатские одинаковы. Ненависть убила, а любовь подняла к Небесам. Всем низко кланяюсь как солдатская мать». Теперь все, кого сердце зовёт поклониться памяти воина Евгения, могут отправляться в Карташевскую: здесь, у святого креста, молитва ваша будет и законной, и доходчивой.
— Среди строительного хлама,— вспоминает отец Николай,— мы обнаружили две бочки гидроизоляции и решили покрыть ею фундамент. Пока мы раздо-бывали валики и по инструкции в тазиках готовили состав, вокруг собрались взволнованные происходящим дети наших прихожан — от подростков до малышей. Быстро расхватали все валики: мы и глазом моргнуть не успели, как работа закипела и в тот же день была завершена! А ведь никто не звал их на помощь, они сами вызвались!.. Для меня это тоже добрый знак: если дети сами вложили свой труд в будущий храм, значит, благословение на нас лежит сугубое! И всякий помогающий нам будет к этому благословению причастен.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ
Адрес Никольского храма: 188347, Ленинградская обл., Гатчинский район, пос. Карташевская, Красная ул., д. 28,
т. 8-(813-71)-54184. Электрон. адрес: otetsnikolay@list.ru.Проезд от Балтийского вокзала до станции Карташевская.