Воспоминания о юности

Нина Вакулова
1966год!! !    Ребята - не набравшие нужное число баллов, при поступлении в институты, не захотели возвращаться домой. В тот год поступало сразу два выпуска - десятые и одиннадцатые классы. Вот как раз тогда и появилась маленькая заметка в газете, что открывается лимитная прописка на базе в Коломягах. Молодёжь, приехавшая поступать в учебные заведения со всех концов, нашей  необъятной  Родины, и ринулась на эту базу. Стали все лимитчиками, или как ещё называли – "лимитой". До этого на этой базе была женская тюрьма,  её расформировали и открыли прописку. На территории имелось двухэтажное сооружение, где жили осуждённые женщины,  его то и переоборудовали под общежитие. О тюрьме напоминала колючая проволока, обтянувшая территорию, и вышки, где когда -то стояли  часовые.
Никто из молодёжи не захотел жить в бывшей тюрьме ; и туда поселили людей случайных – женщин и мужчин постарше. А девчат поселили в женское общежитие, четырёхэтажное здание  сталинской застройки у станции - «Ланская».
Все, только  что оторванные, от родительского дома  немного  сначала растерялись, от свалившейся на них свободы, и не знали  что с ней делать !!
Вот и Инна, оказалась вдруг в комнате на четвёртом этаже, с такими же, как и она девчатами. Их в комнате было пятеро. Люда из Белоруссии; Люба из Молдавии; Лида из г. Калинин; Анна – швея из г. Орёл и Инна из г. Сталинграда, вернее тогда уж переименован в Волгоград. Девчата оказались все не плохими, быстро освоились, стали поговаривать о подготовительных курсах, чтоб на другой год, поступить наверняка. На работу оформились, но ещё не выходили, попали на выходные дни. В понедельник на сороковом маршруте автобуса, поехали на базу. Держались все вместе и попросили, чтобы их поставили в одну бригаду. Попали они в цех по переработке овощей к хорошему человеку – Виктору Степановичу  Степанову, он стал им наставником и можно сказать  вторым отцом. Работа была очень тяжёлая !! Овощи ;  картофель, морковь,капусту и др. перебирали,  наполняли ящики по тридцать пять килограммов.  Когда приходили машины, загружали. Хорошо, если авто – погрузчик давали, а если он занят, то вручную. Машин за день приходило много ! Вечером возвращались в свою комнату и просто падали от усталости.  Сильно болели руки, ноги,ломило спину. Ничего не хотелось.. Никаких развлечений ; кино, танцев.             В выходные как- то пытались придти в себя, отдохнуть, постирать, привести себя в порядок. Зарплата совсем маленькая :- семьдесят рублей, но одно было хорошо, можно было взять не много с собой любых овощей и фруктов. Яблоки или другие фрукты по три штуки, кочан капусты раз в неделю, килограмм картофеля, лук.   Все овощи разрешалось принести и мы с девочками жили безбедно. Мяса,  правда, не покупали, жили на овощах. Готовили по очереди. Нас выручала Анна- она была постарше нас лет на десять, возилась с нами ,была нам за няньку, за что ей очень благодарны.
Женщины,  которые жили в женской тюрьме, нам говорили :-«  Глупые вы,  что отказались жить здесь. Всё тогда у вас было бы  по-другому ». Мы знали, что у них там «золотое дно». Вагоны в основном  ставили по ночам, и выгружать звали, конечно  их. Вот они и несли  к себе всё, что выгружалось, в больших количествах и тут же водителям и сбывали. А мы ходили через проходную. Да и не надо нам было этого ничего, достаточно того, что разрешалось. Они были в том общежитие, люди все опытные, пожившие, а мы- глупая молодёжь.
Как- то Виктор Степанович позвал Инну к себе в контору и спросил :-«  Ты не хотела - бы  возглавить бригаду. У нас открывается новая линия полуавтоматов по расфасовке овощей ;– я вот рекомендовал тебя, как бригадира и твоих девчат. Только надо пройти двухнедельные курсы ». « Конечно хотим »-обрадовалась Инна ; «  и девчата будут рады ! »                Вот так Инка стала бригадиром. Отходили на курсы, и попали в новенький цех с полуавтоматами, где фасовали овощи в жёлтые и красные сеточки. Работа была такая же грязная, но уставали поменьше. На разгрузку вагонов, тоже ходить приходилось. То шли огромные дубовые бочки с огурцами, девчата научились их ловко перекатывать с вагонов в цех. То шли деликатные помидоры, каждый переложен тонкой бумагой и в маленьких ящичках. Это значит идёт импорт; Болгария, Венгрия. То фрукты, персики также в бумажках или в сеточках. Виноград. Импорт всегда шёл, хорошо упакован и в лёгкой таре. Пригоняли на разгрузку и солдат. Инка помнила, как они накануне, посмотрели новый фильм «Кавказская пленница», в перерыве сидели на крыше склада, грелись в лучах тёплого солнышка и пели песню :- «Если б я был султан, я б имел трёх жён».    Подали вагоны с арбузами. Нагнали солдат, нашей бригаде велено, что бы присматривали  за ними. Слышим, их сержант дал указание, арбузы не есть, не колоть, вплоть до наказания. Инке  показалось это не справедливо, всё равно арбузов много бьётся. Пошептались с девчатами и как бы невзначай у них, иногда падали арбузы и кололись. Колотые  хранить уж нельзя, отдавали солдатам. Они были очень довольны, и сержант с этим  поделать ничего не мог.           Да он и сам, уплетал за обе щеки.
Народ на базе был каждый день, разный. Сюда прибывали ;курсанты, студенты,рабочие с заводов и пр. База была огромная. Овощи портились, их надо было перебирать, закладывать на зиму на хранение.                Инка и девчата в работу втянулись, уставать стали меньше. За прошедшие пол – года, сильно сдружились. С работы возвращались всегда вместе, отдыхали тоже. Ходили на каток, в кино. Иногда по праздникам в мороженицу. Свидания тоже назначали в одном месте. Знакомились на базе с курсантами и назначали им свидание, под часами у клуба «Ленсовета», там троллейбус делал кольцо, Мы все вместе приезжали , пассажиры выходили ;а мы прятались за сиденьями и хохотали, глядя как наши кавалеры ждут нас, а потом уезжали.
Однажды, один знакомый парень, пригласил Инну на запрещённый концерт Владимира Высоцкого. Инна с трудом его упросила, что бы смогли пойти и девчата. Так они оказались в старом клубе на станции «Удельная». Народу собралось не так, чтоб много. Никто долго не выходил. Стали аплодировать. Наконец -то стремительно вошёл в зал, не высокий худощавый человек с гитарой. Мы сначала шептались смеялись, не особенно зная, кто он такой этот Владимир, ну слышали некоторые песни и всё. Но  вот он заговорил и своим голосом заполнил всё вокруг. Наступила тишина. Голос был бархатный с хрипотцой. Потом взял гитару и запел. Пел нам свои песни Владимир весь вечер.  В зале были
очень большие его поклонники.     Бурно реагировали на каждую  новую песню. Нам некоторые песни  тоже нравились. Многие были не понятны, казались блатными. Что ещё сказать : глупые были, если б  могли знать запомнили,  каждое слово.
На катке познакомились с ребятами из военно-патриотического клуба. Они там занимались  добровольно с трудными подростками.  Какой- то умный человек в Выборгском районе, организовал этот клуб. Мальчишкам сшили на заказ форму, стали учить военному делу.                В этот клуб потянулись сотни подростков, трудных и положительных. Им всем было здесь интересно. Вскоре это движение охватило весь Ленинград. А потом пошло и по стране. Организовывали слёты. Проводили соревнования.  Эта игра называлась- «Зарница».                Девчата тоже старались внести свой вклад в это дело. Устраивали литературные вечера.       Экскурсии по Пушкинским местам.  Читали стихи. Вместе с этими ребятами объехали на велосипедах, всю Выборгскую сторону. Ходили в походы, где у костра пели под гитару песни Окуджавы; Майи Кристалинской; Ларисы Мондрус. Пели песни  которые исполнял Иосиф Кобзон. Помните :- « А у нас во дворе, есть девчонка одна;   В туфлях на гвоздиках, в тоненьком свитере, глупую мучит тебя лишь одно; и последняя,  Вернулся я домой, а ты не дождалась. У этих у ворот. Шаги твои стерёг, здесь, больше не мелькнёт -твой, тонкий свитерок» .                Бегали на танцы в ЦПКиО. Танцевали  танец под названием «Слонёнок». Танцевали « Летку – Еньку» .Катались по каналам в парке на лодках. Играли в ручеёк. Воевали с дружинниками. По городу и на танцах везде в парках, ходили дружинники ; молодые ребята комсомольцы, с красными повязками на рукаве. Придёшь на танцы в брюках( они тогда только входили в моду)выведут ... В брюках, девушкам не положено ! !                Танцы : Чарльстон; Твист; Рок-н-ролл- танцевать не разрешалось. Музыку сразу выключали. Тлетворное влияние запада !                Мы могли гулять всю ночь  напролёт и никого не боялись. Даже мыслей таких не возникало, что с нами могло, что - то случиться.                Какое было прекрасное время! Да! Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в любовь!!  Наступало время сдачи экзаменов в институт.