Психологические аспекты угасания любви

Лидия Языкова
Лидия Языкова







ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УГАСАНИЯ ЛЮБВИ





ПРЕДИСЛОВИЕ

Тема любви всегда интересовала людей. Философами написано множество трактатов и рассуждений, примером чего является диалог Платона «Пир» []. Физиологами проводилось множество исследований, целью которых было установить зоны головного мозга, «отвечающие» за любовное переживание. Подобные работы будут рассмотрены далее в представленной работе. Но однозначного ответа на вопросы что такое любовь, и по каким причинам она угасает так и не найдено. Это говорит о сложности изучаемой реальности. Психологи также интересуются данным вопросом, сооружая объяснительные конструкты на базе имеющихся исследований со смежных областей, таких как физиология и биохимия.

Однако практически нет чисто психологических эмпирических исследований на данную тематику, хотя такой аспект как восприятие образа любимого человека, например, является психологическим. Таким образом, данная работа посвящена исследованию проблемы психологических аспектов угасания любви.




ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛЮБОВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ: ОБРАЗ ИДЕАЛА

Для того, чтобы разобраться в психологических механизмах угасания любви, целесообразно сначала рассмотреть некоторые аспекты возникновения любви.

Обзор литературы показывает, что предпосылкой возникновения всякого любовного переживания является некоторый период «готовности к любви», «ожидания любви».

Многие исследователи считают, что к этому периоду, как правило, должен быть сформирован идеальный образ, на основе которого будет происходить выбор партнера. Мы считаем, что данный аспект имеет важное значение для понимания механизмов угасания любви. Таким образом, ниже будут рассмотрены теории, объясняющие механизм формирования идеального образа.

Так, З. Фрейд, писал о том, что «процесс выбора объекта имеет прообраз еще в детской жизни» [2, с.48]. Склонность и привязанность к родителям или лицам, занимающимся его воспитанием, с одной стороны, и инцестуозный запрет, с другой, приводит к тому, что во взрослой жизни субъект выбирает партнера, имеющего сходства с родителями (воспитателями). Выбор объекта по данному типу З. Фрейд, называет опорным.

С другой стороны, он выделяет еще один вариант, когда «более поздний объект любви избирается этими лицами не по прообразу матери, а по их собственному. Они, очевидно, в объекте любви ищут самих себя, представляют из себя такой тип выбора объекта, который следует назвать нарциссическим» [2, с. 59].

Таким образом, З. Фрейд, утверждает, что выбор объекта может происходить по двум путям:

По опорному типу любят:

вскармливающую женщину;

защищающего мужчину

(Здесь имеется в виду весь ряд приходящих им на смену лиц).

По нарцистическому типу любят:

то, что сам из себя представляешь (самого себя);

то, чем прежде был;

то, чем хотел бы быть;

лицо, бывшее частью самого себя.

Однако удовлетворить сексуальные потребности с родителем нельзя. Это приводит к поиску замещающих объектов: «если первоначальный объект какого-либо желания утерян вследствие вытеснения, то он нередко подменяется бесконечным рядом замещающих объектов, из которых не удовлетворяет вполне ни один» [2, с. 73].

Наличие некоторой подобной структуры предполагает также и К. Г. Юнг, говоря о том что «каждый мужчина издавна носит в себе образ женщины, причем образ не этой нареченной, а какой-то нареченной женщины вообще. Этот образ, в сущности, бессознателен, представляя собой наследственную массу, берущую свое начало в глубокой древности и запечатленную в живой системе; «тип» («архетип») всего опыта в ряду предков, касающегося женской сущности; осадок всех впечатлений о женственности; передаваемую по наследству психическую систему приспособления» [3, с. 627].

Женский образ идеала у мужчин называется анима. У женщин также имеется мужской архетип, который называется анимус.

Таким образом, в отличие от З. Фрейда, К. Г. Юнг утверждает, что образ у каждого человека присутствует априори, а не складывается в течение некоторого жизненного периода. При этом К. Г. Юнг также подчеркивает важность данного архетипа при выборе партнера. Он говорит, что если во время взросления родители не спровоцировали появление комплексов и прочих феноменов, которые могли бы помешать нормальному развитию событий, то выбор партнера проходит на бессознательном уровне на основе архетипа, имеющегося у данного индивида.

Важно отметить, что в данном процессе имеет место проекция архетипа. В следующей главе мы подробно рассмотрим значение проекции для динамики любовного переживания.

В качестве третьей точки зрения, будет рассмотрена концепция И. М. Сеченова. Он также в качестве первой фазы рассматривает создание абстрактного идеала. Этот идеал также видится им как необходимая предпосылка любви. Важно выделить, что И. М. Сеченов отрицал влияние лиц, которые постоянно окружают ребенка в детстве, на абстрактный образ идеала: «трудно указать на условия, почему ранние половые ощущения ассоциируются непременно вот с образом такой-то женщины <…>. Понятно только, что им трудно сочетаться с представлениями о таких женщинах, которые постоянно окружают мальчика. Этих он давно знает, следовательно, с представлением о них у него связаны уже крепко ощущения, хотя и страстные по природе, но имеющие характер совершенно отличный от половых <…>» [4, с.113]. Свою точку зрения, таким образом, он объяснял законами рефлексологии.

Данная концепция противоречит воззрениям З. Фрейда на этот вопрос, ведь тот указывал, что именно эти лица имеют фундаментальное значение в процессе формирования образа идеала (если выбор идет по опорному типу).

Все эти точки зрения обходят стороной влияние социального фактора, вероятно вследствие этого и возникают противоречия, подобные тому, что было рассмотрено выше.

Н. Н. Нарицын также предполагает наличие некоторых «внутренних критериев» выбора спутника. Судя по всему, данные критерии эквивалентны рассматриваемому нами образу идеала.

Помимо уже рассмотренных нами факторов, таких как схожесть с родителями, автор включает в поле зрения новые аспекты, которые мы далее приведем.

Во-первых, это «родительский сценарий». Причем под «родительским сценарием» Н. Н. Нарицын подразумевает «тот образ, который был внушен родителями как идеальный супруг» [5]. Действительно, при формировании вкусовых предпочтений, в том числе предпочтений сексуальных, трудно отрицать влияние семьи, а также референтных групп.

Во-вторых, рассматривая социальный аспект, выделяется влияние первых навыков общения (детские сады, школы и т. д.). Здесь имеется в виду, что в силу закрепления положительного опыта общения с такими людьми на ранней стадии развития, впоследствии нас привлекают лица, чем-то похожие на первых.

В-третьих, автор выделяет «первые эротические представления, так называемый импринтинг полового созревания». Впрочем, этот аспект также рассматривал З. Фрейд в своих работах [2].

В-четвертых, отмечается влияние определенных генетических признаков. При этом имеется в виду, что предпочтение будет отдаваться лицам, имеющим генетические признаки, которые отсутствуют у того, кто выбирает [5]. Данный аспект, конечно, имеет целесообразность с эволюционной точки зрения, однако не следует абсолютизировать его значение.

Так, болгарский ученый К. Василев пишет, что «выбирая объект любви, мужчина и женщина имеют в виду не только биологические, предопределенные наследственностью его черты, но и чисто социальную его характеристику (положение в обществе, материальные возможности, воспитание, нравственный уровень, ценностную ориентацию и пр.)» [6, с.61]

Отмечая, что симпатия и любовь имеют общую основу в законах функционирования и развития, К. Василев выделяет две группы критериев выбора.

А. Первичные. Сюда входят биологические, анатомические, нейрофизиологические факторы, и подразумевается особенности строения тела, индивидуальные черты внешности, тип нервной системы и т.д.

Б. Вторичные. Они включают в себя социальные, идеологические, нравственные, эстетические, психологические факторы. Имеется в виду общественная среда, мировоззрение, воспитание, вкусы, взгляды на будущее, система ценностей и т.д.

При этом, по мнению автора, первичные факторы способствуют возникновению любви, если они различаются, а вторичные – если они сходны.

Сходной концепции придерживается В. Приходько. Он исходит из положения, что важной составляющей любви является симпатия, без симпатии не может быть любви. Выделяется два вида симпатии: социальная и физическая. Под социальной симпатией подразумевается, что привлекателен тот, кто отвечает требованиям общества, в котором вырос субъект. Подчеркивается влияние семьи и общественных эталонов красоты на формирование образа идеала. «Общность интересов, сходные мировоззрения, возраст, профессия, близость культурного, социального и интеллектуального уровня зачастую располагают к себе. И это тоже является симпатией» [7].

Далее утверждается, что основным инструментом симпатии является образ идеала. Образ нового знакомого подсознательно «сканируется» и сопоставляется с имеющимся образом идеала, на основе чего появляется симпатии и антипатии.

Следующий момент имеет фундаментальную значимость для данной работы. В. Приходько утверждает, что когда человек очень схож с физическим образом идеала, а некоторые черты идут вразрез с социальной симпатией, «последней приходится пренебречь, да еще и приписать человеку эти черты». В подтверждение приведем цитату из монографии К. Василева: «Чувства субъективируют познавательные моменты отношения к объекту любви».

Из вышеизложенного, а также из базисных положений гештальтпсихологии, вытекает следующее. Если рассматривать ситуацию, когда субъект находится в стадии «предчувствия любви», и в поле восприятия попадает человек, внешне отвечающий представлениям о красоте рассматриваемого субъекта, когда образ объекта сопоставим с субъективно существующим образом идеала (имеется в виду физическая привлекательность), то в силу стремления к целостному восприятию, субъект может приписывать объекту несуществующие черты, присущие его образу идеала.

Подводя итог, можно сказать, что большинство психологов сходятся во мнении о существовании некоторого идеального образа ожидаемого партнера. Несмотря на различия в том, на чем образ базируется и когда возникает, практически никто не сомневается в самом факте его существования и влияния на дальнейший выбор субъекта.

Интересным является исследование Helen E. Fisher, Lucy L. Brown, Arthur Aron, Greg Strong and Debra Mashek, 2010.

Исследование заключалось в следующем. Выборку составили 114 мужчин и женщин. Всех испытуемых недавно бросили (в течение 8 недель до проведения эксперимента), 40% испытали клинически измеримую депрессию. Все участники утверждали, что думали о том, кто их бросил (rejector) более 85% бодрствующего времени. В качестве стимулов предъявлялись фотографии бросившего партнера и испытуемых просили думать о событиях, связанных с ним. В качестве нейтральных стимулов предъявлялись фотографии нейтральных знакомых, с которыми не было никаких эмоциональных отношений, и просили думать о событиях, связанных с этими знакомыми, которые не вызывают никаких эмоций, как например просмотр телевизора. При предъявлении обоих стимулов делался снимок головного мозга для выявления зон, активировавшихся во время просмотра той или иной фотографии. Чтобы восприятие первого стимула не влияло на восприятие нейтрального, испытуемый рассматривал на экране некоторое число, а потом начинал считать в обратном порядке, отнимая каждый раз семь.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у рассматриваемого в исследовании состояния и состояния наркотической зависимости (в частности кокаиновой) активируются общие мозговые области (ядро accumbens и orbitofrontal/prefrontal кора). Еще одним открытием является тот факт, что рассматриваемое состояние активизирует области VTA и accumbens, что свидетельствует о мотивационной уместности отклонившего партнера (rejecter). Полученные данные объясняют, таким образом, почему чувствами и поведением, связанным с ситуацией отвержения, трудно управлять [8].

В частности, за несколько лет до этого исследования уже ставился вопрос, протекает ли романтическая любовь, в частности страстная любовь, по принципам эмоции или мотива (whether passionate love operates in the manner of an emotion or a motive). И отмечалось уместность как одних, так и других признаков [9, с. 83]. Таким образом, приведенное выше исследование подтверждает эту гипотезу.

Если коснуться психологических аспектов, можно добавить, что все переживания происходят в психике субъекта, и высоко оценивается и приобретает мотивационную значимость не реально существующий объект, а лишь та его интерпретация, которую мы получили после составления субъективного образа этого человека. При этом, не стоит недооценивать влияние имеющегося образа идеала на восприятие объекта. Вместе с тем, здесь интересна теория В.А. Поликарпова. Основательно теория будет рассмотрена в следующей главе, но, забегая вперед, следует отметить следующее. Автором утверждается, что человек всегда стремится вернуться в ситуацию, наиболее эмоционально окрашенную. Такая ситуация будет существовать в настоящем и, более того, будет создавать настоящее, пока не закончится. Стремление к нахождению внутри такой ситуации – своего рода победа над временем. Такой ситуацией является любовь []. Когда партнер прекращает отношения, такая ситуация (В. А. Поликарпов называет её «сверхатемпоральной») находится под угрозой своего окончания. Поэтому, субъект начинает делать всё возможное, чтобы вернуть объект. Приведенное выше исследование показывает, таким образом, что происходит с субъектом на физиологическом уровне. Но причина всех этих изменений, согласно данной теории, не в разрыве как таковом, а в стремлении вернуться в «сверхатемпоральную» ситуацию, то есть быть в настоящем.

И. Ялом также рассказывает об интересном случае из своей психотерапевтической практике, где имело место влюбленность в фантазию о человеке, но не в самого человека. Описывался случай женщины, которая не просто спроецировала некий образ на бывшего терапевта, но этот образ обрел такую мотивационную значимость, что пациентка без всякой внешней подпитки восемь лет жила лишь воспоминаниями о нескольких днях, проведенных с объектом влечения. Восемь лет звонила ему каждый день и оставляла по несколько сообщений, и при этом ни разу не поговорила с ним. Вместе с этим, по ее утверждению, она желала лишь одного: чтобы он хоть изредка интересовался её делами. Как отмечает сам автор, это скорее навязчивость, чем любовь [11]. Однако для данной работы показательным является то, насколько сильную мотивационную значимость может приобретать воображаемый образ, созданный самим субъектом.

Возникает вопрос, способны ли мы объективно воспринимать человека, видеть не то, что мы хотим видеть, а то, что имеет место на самом деле, любить сущность этого человека? Данный вопрос пока остается открытым.

Далее хотелось бы коснуться вопроса, как именно образ идеала влияет на дальнейший выбор партнеров. Так сказать, рассмотреть «техническую» сторону вопроса. Для этого надо рассмотреть идею квазиграфических объектов В. А. Поликарпова.

Термином «квазиграфический» обозначают то, что можно представить, но нельзя нарисовать. «…квазиграфический объект – это принцип, или метод, репрезентированный субъекту в наглядном образе. <…> Квазиграфический объект – это общее пространство двух образов. Это их частичное совпадение. Оно не может относиться к их сущностям. <…> Оно – сущность чего-то третьего, могущего возникнуть» [12, с. 5]. Это способ организации совокупности элементов, благодаря которому эта совокупность превращается в объект. Благодаря способности к восприятию квазиграфического объекта (иначе говоря, способа (метода) организации) человек способен решать более трудную задачу, если знает принцип решения более простой, но подобной.

Исходя из этого, можно предположить, что образ идеала представляет собой не конкретный образ в психике, но квазиграфический объект, не конкретная совокупность элементов внешности, но способ организации некоторых элементов вообще. И, далее, при выборе партнера происходит сопоставление внешнего образа объекта симпатии с квазиграфическим объектом. Таки образом получается, что не имеет значения конкретный цвет волос, возраст и любые другие физические характеристики, имеет значение только квазиграфический объект, который субъект воспринимает в объекте симпатии.

Ранее, В. А. Поликарпов выдвигал идею о схожести всех образов людей, в которых был влюблен один его испытуемый. Причем автор нашел сходство этих образов с образом самого испытуемого. Однако затем отказался от этой идее в силу того, что испытуемый утверждал, что все портреты так же похожи, как и не похожи [13, с. 74].Новое исследование этого автора, рассмотренное выше, утверждает о возможности, вероятности и, возможно, даже необходимости такого сходства. Надо внести лишь одно замечание. Так как квазиграфический объект не является сущностью некоторого объекта, он и не будет очевиден. Сторонний наблюдатель может даже отметить существенные различия в ряде объектов, бывших некогда возлюбленными, но для самого субъекта весь этот ряд объединен наличием одного и того же квазиграфического объекта, который, в свою очередь, повторим, и является сутью образа идеала.

Итак, нами был рассмотрен такой феномен как образ идеала и рассмотрены точки зрения, объясняющие возникновение данного конструкта.

Таким образом, было показано, что некоторые авторы считают, что образ идеала формируется в детском возрасте на основе образов родителей или лиц, ухаживавших за ребенком, или на основе собственного образа. Другими авторами утверждается, что образ идеала задан изначально и имеется уже при рождении. Третьи авторы вообще отрицают влияние родителей на формирование такого образа. Четвертые критикуют указанные выше точки зрения и утверждают, что человека надо рассматривать как целостную систему. Акцент делается на то, что образ идеала должен включать как чисто биологический (генетический, физиологический и т.д.), так и социальный аспекты (моральные убеждения, социальный статус и т. д.). Еще одной интересной точкой зрения является рассмотрение образа идеала как квазиграфического объекта. Это означает, что субъективное представление о предполагаемом партнере не содержит конкретных характеристик, но представляет собой лишь способ организации некоторых элементов.

Далее были высказаны некоторые предположения о значимости этого образа при восприятии потенциального партнера. Некоторые авторы предполагают, что образ идеала оказывает непосредственное влияние на восприятие партнера. Данный конструкт имеет важное значение при объяснении психологических механизмов угасания любви, которые будут рассмотрены в следующем разделе.




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УГАСАНИЯ ЛЮБВИ

В данном разделе нами будет рассмотрена роль образа идеала в механизме протекания любовного переживания. Также здесь будет представлен анализ основополагающих концепций по изучаемой тематике, и, исходя из всего этого, мы попытаемся решить главную задачу настоящей работы: выявить психологические аспекты угасания любви.

Для удобства концепции, которые будут далее рассмотрены, мы разделим на три группы, в зависимости от роли идеального образа.

Первую группу составляет теория В. А. Поликарпова. Данный автор является создателем уникальной теории любовного переживания. Уникальной она является потому, что там впервые применяется временной фактор для объяснения механизма любовного переживания. Итак, суть теории заключается в следующем.

«Ядро» теории, на наш взгляд, заключено в цитате: «событие становится содержанием атемпоральной ситуации. До тех пор, пока событие сохраняет свое значение и ситуация остается актуальной, она не меняется во времени, потому что остается в настоящем. Собственно говоря, настоящее создано ситуацией, а не наоборот» [, с.9].

Сам термин «атемпоральная» ситуация подчеркивает, что ситуация находится как бы «вне времени», этим, в частности, объясняется, почему мы не замечаем мелкие изменения во внешности наших коллег. Причина в том, что мы находимся внутри атемпоральной ситуации, то есть ситуации, которая все еще актуальна. Пока подобная ситуация не закончится, мы и не сможем почувствовать этих изменений.

Кроме этого, вводится еще термин «сверхатемпоральная» ситуация для обозначения ситуаций наиболее эмоционально окрашенных и имеющих наибольшую субъективную ценность, при этом «создается иллюзия, что она будет длиться вечно» [, с.10].

В частности, такой ситуацией является любовь. Субъект стремится удержать данную ситуацию и те переживания, которые её сопровождают. «Что стоит за опасением потерять переживаемое состояние? Потребность концентрироваться на объекте, вызывающем указанное состояние, искать встречи с ним. Опасение потерять состояние не дает даже на короткое время отвлечься от образа достижения» [, с.11].

В качестве особого условия возникновения любовного переживания рассматриваются препятствия в отношении с субъектом и в установлении половой близости (расстояние, негативно настроенные родители, культурные и социальные нормы). «С момента появления трудностей образ конкретного аттрактора окончательно закрепляется в психике девушки, становится устойчивым и в результате начинает развиваться потребность в общении именно с этим человеком. Так аттрактор превращается в любимого – объект одновременно влечения и идеализации» [13, с.42]. С нашей точки зрения, это наблюдение можно объяснить следующим. За счет того, что образ локализован в психике, взаимодействие с реальным объектом практически не происходит, вследствие чего не происходит корректировки субъективного образа реальным объектом. В силу интенсивных переживаний, как правило, сопровождающих подобные ситуации, образ, вероятно, дополнительно наделяется несуществующими чертами, что повышает уровень мотивации. Следствием такого процесса в совокупности с надпороговым уровнем напряжения, могут быть объяснены невероятные поступки, на которые готов пойти субъект ради воссоединения с объектом.

Альтернативную точку зрения приводит Л. Акимова. Описывая перечень возможных преград на пути к интимности, выделяет такие факторы как «депрессия, наркомания или тяжелое физическое заболевание, чрезвычайно затрудняющие установление близких отношений даже при наличии всех остальных условий» [14, с. 167]. Однако в то же время отмечается, что если интимная близость уже установлена, то она может быть чрезвычайно жизнестойкой. Удовлетворительных объяснений при этом не приводится.

Но вернемся к анализу самой теории. В процессе формирования любви, постепенно складывается «исходное отношение». Судя по всему, под этим понимается совокупность критериев, определяющих данную сверхатемпоральную ситуацию. Важно заметить, что в исходное отношение входит также и субъективный образ партнера.

Еще одной важной отличительной особенностью данной теории является то, что она считает незначительной роль абстрактного идеала в любовном переживании: «ни сексуальный сценарий, ни воображаемый идеал – эти две необходимые квинтэссенции социального – не предопределяют ни выбора возлюбленного (возлюбленной), ни отношения к нему (к ней) как сексуальному объекту» [13, с.84].

Далее, по мнению автора, «особым актом интуиции влюбляющийся открывает в человеке, ставшем объектом его любви, его индивидуальную сущность, особое проявление человеческой природы в данном конкретном индивиде <…>. За индивидуальной сущностью человека всегда стоит целый мир, предполагающий его раскрытие и, как правило, существующий лишь в возможности» [13, с.109]. Возникает вопрос: в какой степени субъект способен познать истинную сущность объекта? Мы придерживаемся мнения, что процесс познания всё-таки испытывает интерференцию со стороны образа идеала. Иначе сложно было бы представить ситуации, при которых любовь угасает. Именно расхождение между нашим образом возлюбленного и его реальной сущностью и делает возможным ситуации, при которых будет изменяться исходное отношение.

Итак, по мнению В. А. Поликарпова, при зарождении любовного переживания образуется сверхатемпоральная ситуация, которую субъект всячески пытается продлить. У субъекта формируется образ объекта любви. Такой образ вместе с прочими критериями составляет исходное отношение, очерчивает рамки ситуации. Следуя данной логике, получается, что угасание любви произойдет, если нечто по каким-то причинам изменит исходное отношение. Может ли повлиять время на чувства? По сути, влияет не само время, а те факторы, которые способны трансформировать объект или ситуацию так, что теряется актуальность исходной ситуации (атемпоральной), и она из настоящего перемещается в прошлое.

Если первая группа вообще отрицала роль образа идеала, то вторую группу составляют теории, рассматривающие полный перенос идеального образа на реальный объект. В медицинской психологии этот феномен называется «трансфер». Он часто встречается во время психоаналитических сессий. М. Якоби, говоря о таком переносе, отмечает, что «отношения, которые складываются в процессе анализа, и земная любовь и по сути, и по цели имеют совершенно разную природу, чтобы их смешивать» [15, с. 154].

Тем не менее, некоторые психологи считают, что именно перенос имеет место в обыденной жизни. В частности, К. Г. Юнг, говоря об архетипах анима и анимус, утверждает следующее. «Так как этот образ бессознателен, то он всегда бессознательно проецируется на избранника или избранницу и является одной из главных причин страстного притяжения или отталкивания» [3, с. 628]. Таким образом, получается, что по К. Г. Юнгу субъект любит не самого объекта, а тот образ, который он спроецировал на него.

Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что любовь угасает в тех ситуациях, которые обнаруживают разницу между образом идеала и реальным объектом, при которых субъект понимает, что образ, который он любит и реальный человек – две разные реальности. И наоборот, счастливый брак - брак, при котором имеет место обоюдная проекция, причем проецируемые образы максимально близки к сущности реального объекта. Эта концепция объясняет случаи, в которых после угасания любви субъект часто не понимает, как он мог испытывать чувства к данному объекту. Вероятнее всего, здесь ранее имело место проекция.

Сходной является концепция И. М. Сеченова. Он выделяет три фазы любви:

создание абстрактного идеала – необходимая предпосылка;

встреча с объектом, похожим на идеал, происходит ассоциация объекта с идеалом;

угасание страсти, становление любви-дружбы.

Таким образом, И.М Сеченов также считает уместной проекцию образа идеала на объект. Автором утверждается, что при встрече субъекта с объектом, похожим на идеал, субъект переносит образ идеала на объект: «Когда же <…> мальчику случилось встретить женщину, похожую по его мысли на этот идеал, то он, как говорится, переносит свою мечту на эту женщину и начинает ее любить в ней» [4, с.114].

После того, как установились крепкие взаимоотношения, и началась половая жизнь, симпатия и платоническая любовь, имевшие место до этого момента, переходят в фазу страстной любви. И. М. Сеченов объясняет этот переход тем, что в фантазиях об идеале половые стремления еще не определены, в реальной жизни, на место этой неопределенности заступают вполне конкретные чувственные переживания, именно они привносят страсть.

Следующей фазой является фаза угасания страсти и становления любви-дружбы. И. М. Сеченов утверждает, что происходит это «на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. В год, в два, при жизни, очень близкой друг к другу, сумма возможных перемен и с той, и с другой стороны давным-давно исчерпалась, и яркость страсти исчезла» [4, с. 115].

Представленный выше закон, на наш взгляд, требует некоторой интерпретации. Можно привести следующую аналогию. Образовавшаяся пара создает некоторую систему. Представим, что случиться, если эта система будет замкнутой. До некоторого времени система будет поддерживаться комбинациями элементов, но затем, ввиду отсутствия поступления новых элементов, комбинации исчерпаются, и система начнет деградировать. Об этом пишет Э. Фромм, говоря, что предпочтительность, обязательно имеющая место в эротической любви, неверно понимается любящими и превращается во взаимное обладание, которое в сою очередь и замыкает систему от внешнего мира и тех элементов, которые могли бы обогатить эту систему.

Вообще, для Э. Фромма основная проблема, с которой сталкивается каждый человек – проблема одиночества, отчужденности. Истинным решением этой проблемы автор считает любовь. Однако некоторые отождествляют себя друг с другом и вместо решения базовой проблемы, увеличивают отчужденность вдвое. Они считают, что отделившись от всего остального мира, они достигнут единения и вечной любви. Э. Фромм говорит, что это иллюзия, вместо единения они достигают еще большего одиночества и ускоряют угасание чувств. Двое влюбленных, создав замкнутую систему, состоящую из них двоих, наоборот, обрекают себя на еще большее одиночество. Ведь идея преодоления отчужденности заключается во взаимодействии, чувстве сопричастности. Однако при создании замкнутой системы, состоящей из двух влюбленных, в определенный момент, когда все возможные комбинации исчерпаются (а они исчерпаются, так как, замкнувшись, они закрыли перед собой всякую возможность саморазвития) проблема вновь возникнет, ведь любовь начнет угасать [16].

Возвращаясь к идеям И. М Сеченова, следует отметить, что, несмотря на угасание страсти, любовь, на его взгляд остается. А именно на место любви-страсти заступает любовь-дружба. При этом, по мнению автора, человек, переживший все фазы любви, «едва ли может страстно любить во второй раз. Повторные страсти – признак неудовлетворенности предшествовавшими» [4, с. 115].

Сам факт угасание любви-страсти не следует воспринимать как нечто негативное. Американские исследователи (H. T. Reis, A. Aron) утверждают, что любовь-страсть и любовь-дружба имеют разные цели. В частности, страстную любовь связывают с трудностями, которые нужно преодолеть, чтобы обратить внимание партнера на себя, привязать к себе, с выраженным желанием близости и контакта. В то время как любовь-дружбу связывают с близостью, заботой, доверием. Таким образом, целью первой является установление контакта привязанности и доверия, целью второй – поддержание и развитие этих составляющих [9].

Вообще, И.М. Сеченов говорит об определенном цикле. При успешном прохождении каждой фазы потребности в поиске новых партнеров не возникает. При этом имеет место перенос образа идеала на объект. В противовес большинству точек зрения, И. М. Сеченов считает, что любовь может быть весьма длительной, при этом рассматривает трансформацию любви-страсти в любовь-дружбу [4].

Далее, продолжая идею о переносах в любовном переживании, рассмотрим воззрения М. Якоби. Прежде всего, следует отметить, что он выделяет такие конструкты как «Я-Ты» отношение и «Я-Оно» отношение. Еще одной особенностью является то, что в отличие от К. Г. Юнга, М. Якоби, утверждает, что перенос имеет место там, где не хватает реальных взаимоотношений. При переносе объект любви не воспринимается как «Ты», не воспринимается индивидуальная сущность объекта, вместо этого имеет место проекция. Такое отношение Якоби, М. называет «Я-Оно» отношение. При здоровых человеческих отношениях, по мнению автора, должно иметь место Я-Ты отношение, которое предполагает «отношение именно к той истинной сущности другого, которая отличает его от остальных, в том числе и от меня самого. Это означает, что Я во всей своей целостности относится к Ты во всей его целостности» [15, с. 88].

Таким образом, касательно переноса мы выделяем несколько точек зрения. К. Г. Юнг и И. М. Сеченов считают это нормой в обыденной жизни, а М. Якоби утверждает, что нормой это не является.

В третью группу мы отнесли концепции В. Приходько и К. Василева. Оба автора в своих концепциях говорят о чем-то среднем между полным переносом образа идеала и, в отличие от первой группы, признают важность этого образования. Это среднее находит свое воплощение в сопоставлении. Имеется в виду сопоставление образа идеала с образом реального человека. При этом отмечается влияние симпатии на дальнейшее восприятие объекта влечения, следствием чего является приписывание несуществующих свойств, отрицание некоторых черт, противоречащих образу идеала с одной стороны. И с другой стороны не отрицается сущность объекта полностью, она познается. Созерцание и познание объекта любви становится источником наслаждения. В итоге получается не полная проекция образа идеала, и все таки не объективный образ объекта, а нечто среднее, испытывающее некоторое влияние образа идеала и стремление познать сущность.

В частности, К. Василев видит рассматриваемый механизм следующим образом. Во-первых, изначально происходит сопоставление образа объекта «с теми мыслями, представлениями, ценностными ориентациями, взглядами, которые уже существуют в сознании» [6, с. 115]. Далее субъект отдает себе отчет, насколько внешний образ и качества другого отвечают его собственным представлениям об идеале. Затем, по мнению автора, если объект отвечает приведенным параметрам, возникает симпатия. Одновременно с этим возникает стремление к дальнейшему познанию.

Касательно угасания любви, К. Василев, видит причину в том, что в силу некоторых обстоятельств, двое «перестают искать что-то интересное и волнующее друг в друге, перестают узнавать и открывать друг друга заново, это означает, что живой пламень отношений уже угасает. Постоянное взаимное созерцание – пища любви» [6, с. 136].

При этом неминуемо возникает вопрос, при каких обстоятельствах снижается познавательная активность. Сам автор его не рассматривает, полный ответ, вероятно, должен включать в себя множество аспектов. Однако можно предположить, что одной из причин прекращения познавательной активности является статичность объекта познания. Если объект не развивается, неминуемо настанет момент, когда он будет познан. Видимо, в этом тоже заключалась вышеприведенная идея Э. Фромма о том, что любовь угасает, когда двое влюбленных отделяются от окружающегося мира. Еще одно предположение, которое мы рискнем здесь представить, состоит в том, что при составлении образа партнера, в этом образе присутствует незавершенность. Именно такой образ вызывает эмоциональное переживание. При этом, угасание любви начнется, вероятно, в тот момент, когда объект будет познан полностью. Новый образ познанного объекта отличается от того образа, когда любовь зарождалась. В том образе присутствовал элемент незавершенности, и именно тот образ вызывал любовные переживания. Однако это только предположение, требующее дальнейшей проверки и обоснования.

Также о сопоставлении говорит В. Приходько. В предыдущей главе мы упоминали о его идее приписывания некоторых черт субъекту симпатии. Всё это приводит к тому, что тот образ объекта, который находится в психике, не соответствует реальности. В этом случае угасание любви настанет тем быстрее, чем большие расхождения имеются между этими образами.

В большинстве рассмотренных выше теорий указывается, что романтическая любовь в силу определенных причин угасает. В качестве альтернативы, ниже нами будет рассмотрено исследование, следствием которого является утверждение, что любовь может быть весьма длительной, и по интенсивности не уступая при этом тем переживаниям, которые испытываются при начальных стадиях становления любви.

Исследование было проведено B. P. Acevedo, A. Aron, H. E. Fisher and L. L. Brown, 2011. Целью исследования было выявление областей головного мозга, связанных с интенсивной длительной романтической любовью. Причем под длительными отношениями понимаются отношения, длящиеся более двадцати лет. А также сопоставление этих областей с зонами головного мозга, активными у пар, которые находятся на ранних стадиях развития любви.

Участникам предъявлялись оцифрованные цветные фотографии партнера, близкого друга, знакомого, малознакомого человека. При этом после каждого стимула, на экране предъявлялся перечень эмоций, и просилось указать интенсивность каждой эмоции, возникшей при просмотре фотографии. Для минимизации смешения эмоций, после каждого предъявляемого визуального стимула (и оценки интенсивности эмоций, следовавшей сразу после стимула), использовался метод обратного счета с шагом в семь (то есть надо было считать в обратном порядке, каждый раз отнимая семь). При этом делался снимок головного мозга магнитно-резонансного томографа.

Выявлена активность в зонах брюшная tegmental область (VTA) и спинной striatum. Эти зоны богаты дофамином, они отвечают за награду. Эти же области были активны и у людей, находящихся на начальных стадиях любви. Вместе с тем, области, активация которых характерна обычно для начальных стадий любви и для долгосрочных отношений, включали кроме VTA, также следующее хвостатое тело, двусторонне предшествующее хвостатое тело, середина insula, гиппокамп и мозжечок.

Таким образом, существующие результаты соответствуют поведенческим наблюдениям, предполагающим, что одно ключевое различие между романтической любовью в ее ранних и более поздних стадиях – большее спокойствие, связанное с последним. В целом, исследователи пришли к выводу, что для некоторых людей ценность награды, связанная с долгосрочным партнером может быть такой же актуальной, как и у молодых пар. Также, путем интервью было выявлено, что для некоторых людей находящихся в долгосрочных романтических отношениях, присуще признаки, которые обычно характерны для людей, находящихся на ранних стадиях развития отношений. Такими признаками являются сосредоточенное внимание, улучшение самочувствия при нахождении с партнером, активное желание совершать вещи, способные сделать партнера счастливым, сексуальная привлекательность партнера, мысли о партнере при его отсутствии.

Полученные в исследовании результаты предполагают наличие некоторых механизмов, с помощью которых романтическая любовь может быть поддержана и увеличена её длительность. В самой статье в качестве такого механизма предлагается модель A. Aron. В этой модели утверждается, что интенсивные переживания любви на начальных этапах связаны в том числе с тем, что познание, открытие и «включение в себя» партнера способствуют расширению собственного Я ( self-expansion by including a particular person in the self). При этом возможности такого «саморасширения» уменьшаются с течением времени, когда партнеры узнают себя всё лучше и лучше. Преодоление этой проблемы видится автором в том, чтобы снова и снова познавать другого [17].

Рассмотренная модель снова отсылает нас к концепциям Э. Фромма и идее о замкнутых системах, М. Якоби, К. Василева. Все эти авторы говорят практически об одном и том же. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые цитаты.

К. Василев: «Тайна неувядающей любви заключена в большей степени в общем динамизме личности, в ее постоянном развитии, в богатстве ситуаций, в совершенствовании мыслей и чувств, в вечном обновлении сознания. Застой губит счастье» [6, с. 168].

М. Якоби: «Два человека, которые позволяют друг другу жить своей собственной жизнью, но вместе с тем чувствуют, что имеют много общего, что они друг другу необходимы, понимают друг друга, желают друг другу успеха и т. д. – именно так, по моему мнению, могут быть описаны зрелые отношения Я-Ты» [15, с. 101].

Таким образом, мы видим, что существуют точки зрения, утверждающие, что длительная любовь вполне может существовать.

Итак, были рассмотрены следующие аспекты и сделаны следующие выводы:

Во-первых, рассмотрена роль образа идеала в механизме протекания любовного переживания. Нами было показано, что большинство авторов сходятся во мнении, что образ идеала влияет на протекание любовного переживания.

Некоторые авторы утверждают, что в обыденной жизни имеет место проекция идеала на объект влечения. Ввиду этого факта утверждается, что длительная любовь, если такая вообще возможна, может иметь место лишь в том случае, когда проецируемый образ совпадает с сущностью объекта. И наоборот, любовь начнет угасать тем быстрее, как скоро обнаружатся различия между проецируемым материалом и реальностью.

Другими авторами утверждается, что вместо полной проекции имеет место сопоставление образа идеала с реальным субъектом. При обнаружении некоторых первичных сходств, появляется симпатия, желание познать объект. Однако отмечается также, что симпатия влияет на восприятие, следствием чего может являться неадекватное построение образа объекта симпатии. Последствия при этом сходны с предыдущим пунктом: при существенных различиях между психическим образом партнера и реальным партнером, любовь угасает. Происходит это в силу того, что эмоциональную оценку и мотивационную значимость приобретает именно психический образ. До тех пор, пока он ассоциирован с реальным объектом, любовь есть, как только в силу указанных выше причин происходит сепарация одного от другого, любовь к реальному объекту угасает, так как происходит осознание того, что реальный объект не соответствует тем представлениям, которые находились в сознании субъекта.

Третьей точкой зрения является теория, в которой вообще отрицается влияние идеального образа на выбор партнера. При этом утверждается, что человек всегда стремится вернуться в ситуацию, наиболее эмоционально насыщенную. Такая ситуация называется атемпоральной, утверждается, что она создает настоящее. Таким образом, пока такая ситуация длится, субъект как бы побеждает время. Такой ситуацией является любовь. Еще одним важным утверждением является то, что вместе с формированием любви, формируется и, так называемое, исходное отношение. Имеется в виду то, что субъектом определяется контекст ситуации, по которому можно идентифицировать момент, когда ситуация закончится. Следовательно, любовь угасает, когда меняется исходное отношение, контекст ситуации. В том числе, угасанию любви также способствует существенное изменение в объекте влечения, противоречащее психическому образу этого объекта, который образовался у субъекта и является частью исходного отношения.

Во-вторых, выявлены условия, которые способствуют поддержанию длительной любви, по мнению некоторых авторов.

Такими условиями, прежде всего, признаются постоянное познание другого, открытие в другом чего-то нового, восхищение партнером. Отмечается негативное влияние стремления влюбленных отделиться от остального мира, следствием чего является угасание любви. В качестве объяснительного конструкта представлялась замкнутая система, которая стремится к деградации без пополнения новыми элементами. В качестве еще одного объяснения рассматривалось предположение о том, что при составлении психического образа объекта влечения, в образе имеется элемент восхищения, тайны, в образе присутствуют скрытые области, которые субъект стремится познать. Так как именно этот образ эмоционально окрашивается, то, как только объект полностью познается, для него составляется новый образ. И в силу того, что любовные переживания испытывались к предыдущему, а не к новому образу, в реальность любовь к объекту угасает. Решением этого многими авторами видится в постоянном совершенствовании, чтобы для партнера постоянно появлялись новые элементы, которые нужно постичь. Однако, чтобы при этом партнеры не стали слишком отдаленными, должно быть нечто, сильно их объединяющее, например, общая направленность, общие цели, ценности и т. д.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе были рассмотрены следующие аспекты:

формирование абстрактного образа идеала как необходимая предпосылка возникновения любовного переживания;

соотношение образа идеала и образа потенциального партнера;

психологические аспекты угасания любви.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

Большинство авторов сходится во мнении о существовании и значимости абстрактного образа идеала. Касательно его формирования, мнения расходятся. Однако в последнее время, это разногласие стало не таким резким, благодаря тому, что индивид стал рассматриваться как целостная система. Соответственно и взгляды на формирование образа идеала стали сходиться на том утверждении, что имеют значение и родители, и сам человек, его взгляды, установки, направленность, и социальное окружение, социальный слой, и возможно даже генетическая составляющая.

Существует три точки зрения на вопрос, как именно образ идеала соотносится с образом потенциального партнера. Во-первых, это полный перенос образа идеала на реального человека. Во-вторых, сопоставление образа идеала с образом потенциального партнера. Здесь же отмечается влияние образа идеала на само формирование образа объекта влечения. В-третьих, отрицание влияния образа идеала. Однако в последнем случае указывается, что формируется исходное отношение, куда входят образ партнера и образ ситуации. В зависимости от соотношения образа идеала и образа партнера (или, как в третьем случае, соотношения компонентов исходного отношения и изменяющихся условий), выделяются разные варианты развития любовного переживания.

Психологические аспекты угасания любви, которые мы выявили, являются следствием рассмотренного соотношения образа идеала и образа реального человека. В большинстве случаев психологи сходятся во мнении, что причиной угасания любви является неадекватность психического образа любимого человека самому человеку. Так как чувство любви вызывает психический образ, то при существенных различиях психического образа и реального человека, любая ситуация, обнаруживающая эти различия, становится тем моментом, когда любовь угасает.

Однако в ходе исследования также обнаружилось мнение, что любовное переживание может быть довольно длительным (более 20 лет, по данным исследования B.P. Acevedo с коллегами). Проведенный нами анализ позволяет выявить некоторые аспекты, способствующие охранению любви. Такими аспектами являются совершенствование себя, постоянное познание партнера, активное взаимодействие с окружающим миром, совместная с партнером деятельность. Если предположить, что изначально в том психическом образе партнера, образе, который мы любим, существуют скрытые от сознания области, иными словами, некоторый целостный образ уже сложился, но в этом образе познаны не все элементы, то полное познание человека (такое возможно только при условии статичности данного индивида), приводит к ликвидации «скрытых» элементов. Мы предполагаем, что в силу такой ликвидации конструируется новый образ объекта, отличный от того, который вызывал любовные переживания. Следовательно, можно предположить, что динамичность, иными словами постоянное развитие, может продлить любовь.

Разумеется, это только гипотеза, требующая более глубокого исследования. Также в данной работе мы только касаемся процессов динамики психического образа, что требует дальнейшей разработки.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Платон Пир: Беседа о любви / Платон ; пер. с греч. И.Д. Городецкого. – М. : Энергия, 1910. – 110 с.

Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд ; перевод д–ра М.В. Вульфа с пред. проф. Ив. Дм. Ермакова. – Москва : МЦ "Система" при МК ВЛКСМ, 1989. – 83 с.

Юнг, К.Г. Брак как психологическое отношение / К.Г. Юнг // Психология и психоанализ любви : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ-М, 2002. – С. 617–632.

Сеченов, И.М. Избранные произведения : в 2 т. / И.М. Сеченов ; ред. и послесл. Х.С. Коштоянца. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. – Т. 1 : Физиология и психология. – 772 с.

Нарицын, Н.Н. Мы выбираем, вас выбирают… Как это часто не совпадает? / Н.Н. Нарицын // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.naritsyn.ru/selfhelp/all/odin/my_vybir.htm. – Дата доступа : 05.04.2011.

Василев, К. Любовь / К. Василев ; под общ. ред. Л.А. Воробьева. – М. : Прогресс, 1982. – 384 с.

Приходько, В. Любовь глазами математика / В. Приходько // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psihology-live.narod.ru/STAT.htm. – Дата доступа : 05.04.2011.

Reward, addiction, and emotion regulation systems associated with rejection in love / H. Fisher [et. al] // J. of Neurophysiology. – 2010. – Vol. 104, № 1. – P. 51–60.

Reis, H.T. Love. What it is,why does it matter, and how does it operate? / H.T. Reis, A. Aron // Perspectives on psychological science. – 2008. – Vol. 3, № 1. – P. 80–86.

Поликарпов, В.А. Психология любовного переживания: временной фактор / В.А. Поликарпов // Институт исследования природы времени [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.chronos.msu.ru/RPUBS/rknowpublications_24.html. – Дата доступа : 05.04.2011.

Ялом, И.Д. Лечение от любви / И.Д. Ялом ; пер. с англ. А. Б. Фенько // Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / И.Д. Ялом. – М. : Класс, 2008. – 279 [2] с.

Поликарпов, В.А. Что такое квазиграфический объект / В.А. Поликарпов // Философия и социальные науки. – 2010. - №3. – С. 4–8.

Поликарпов, В.А. Психология первой любви / В.А. Поликарпов. – Минск : Экономпресс, 2002. – 208 с.

Акимова, Л.Н. Психология сексуальности : учеб. пособие / Л.Н. Акимова. – Одесса : СМИЛ, 2005. – 198 с.

Якоби, М. Встреча с аналитиком: феномен переноса и человеч. отношения / М. Якоби ; пер. с англ. В. Мершавки. – М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 1996. – 177 с.

Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм // Психология и психоанализ любви : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ-М, 2002. – С. 156–263.

Neural correlates of long-term intense romantic love / B.P. Acevedo [et al] // Soc Cogn Affect Neurosci. [Electronic resourse] – First published online: January 5, 2011. – Mode of access : - Date of access : 05.04.2011.