Притча
- Хорошую восточную притчу мне вчера рассказали:
Стояли в горах две лачуги. В одной жил художник, а в другой – супружеская пара. Супруги жгли дерево, получали древесный уголь, продавали его и этим жили.
Вот пришёл к ним однажды художник и говорит:
- Вы так много и тяжело работаете и так мало зарабатываете. Хотите, я покажу вам, где в горах растёт сандаловое дерево. Торгуя его древесиной, вы сможете заработать гораздо больше, причём более лёгким способом.
Последовали супруги совету художника и, действительно, через какое-то время стали жить лучше. Пришли благодарить художника.
А тот им и говорит:
- Это что! Я в горах нашел место, где драгоценные камни прямо на поверхность земли выходят. Хотите, я вам покажу, где это, вы сможете их продавать и еще более легким образом зарабатывать ещё большие деньги.
Опять супруги последовали совету художника. И через короткое время стали жить так обеспеченно, что смогли построить себе большой хороший дом. Пригласили художника на новоселье. Благодарят его, подарки ему дарят.
- Послушай, - говорят, - если ты всё это знал, почему сам этим не воспользовался и по-прежнему живёшь всё в той же лачуге?
- А мне это не нужно, - ответил художник. – Все моё богатство вот тут.-
И показал на своё сердце.
*****
Я замолчала, а мой друг сказал:
- Ну и что ты хочешь этим сказать? Что мы с тобой всю жизнь должны жить в бедности? Я не согласен. А тем, что ты эту притчу рассказываешь, ты нас программируешь. Ведь мысль – это огромная сила, помнишь?
Мы сидели в пустой мастерской, пахнущей растворителем, перед начатой им картиной, и он мастихином соскребал с палитры остатки краски.
- А давай-ка, сочини продолжение, чтоб этот художнк разбогател. Ведь если он настоящий художник, значит его произведения должны дорого стоить, а? И он заговорщески подмигнул мне.
- И чтоб у него всё хорошо было, слышишь? - крикнул он мне вслед, когда я уходила.
- Ладно, - сказала я, - попробую.
*****
... - А мне это не нужно, - ответил художник, - все мое богатство вот здесь, – и показал на своё сердце.
Но вечером, сидя после трудов праведных на крылечке и глядя на звёзды, подумал: «А ведь действительно, почему я не могу использовать сандаловое дерево и драгоценные камни как материал?»
И только он это подумал, как фантазия у него сразу заработала, и в голове стали появляться всякие мелкие фигурки-скульптурки из сандала с драгоценными камнями-вставками.
Через какое-то время заехал к нему человек из города, который всегда приезжал к нему раз в месяц, покупал у него всё, что Художник готов был ему продать, (потому что ведь с некоторыми работами он никак не хотел расставаться), и привозил ему все, им заказанное, что Художнику было необходимо.
- О, да у тебя что-то новенькое, не знаю, правда, пойдет ли на рынке такой товар...
Но взял для пробы несколько фигурок, а через несколько месяцев и вовсе стал скупать у художника все фигурки, которые тот был готов продать (потому что с некоторыми Художник никак не хотел расставаться) и привозил ему взамен все, что тот просил себе для жизни и для работы.
Как-то раз зашёл к нему его Сосед, которому Художник в своё время так помог добрым советом. Постоял, походил, посмотрел, как тот увлеченно работает, что-то напевая себе под нос, да так и ушел, не сказав то, что собирался сказать. А сказать он хотел то, что фигурки-скульптурки художника видел в далекой стране за океаном, и что они там продавались по баснословной цене.
******
- Ну и ничего у тебя не получилось, - сказал мне мой друг, выслушав моё сочинение.
- Как это, не получилось? Ты же сам говорил, что если художник настоящий, то его работы должны стоить очень дорого.
- Но ведь у тебя его просто-напросто надувают, на его работах кто-то наживается, а он по-прежнему беден.
- Он не беден, ему привозят всё, что он просит, в чем нуждается.
Мой друг задумался и сказал:
- Он у тебя потому в малом нуждается, что у него семьи нет. Вот если бы у него была семья, он бы приложил усилия для того, чтобы разбогатеть.
******
...- А мне это не нужно, у меня всё богатство вот здесь, - ответил Художник и показал рукой на своё сердце. Но тут же очень смутился, потому что увидел за спиной Соседа прекрасную девушку, которая внимательно смотрела на него ясными глазами.
- Это твоя малютка так выросла? – спросил, запинаясь, Художник у соседа, чувствуя, что вся кровь внутри закипает.
.... Долго ли, коротко ли, а только случилась у Художника с этой девушкой любовь, а потом и свадьбу сыграли.
А через какое-то время и дети, как полагается, пошли.
Хрупкая стройная девушка превратилась в дородную умную женщину и стала помаленьку корить мужа, что де мало он зарабатывает, детям и то надо, и это, да и крыша почти прохудилась.
Художник морщился, отмалчивался, надолго уходил в лес и горы. А женщина тем временем обнаружила, что работы её мужа стоят намного дороже, чем он за них получает, и взяла это дело в свои руки. С тех пор она мужа перестала корить, давала ему полную свободу для творчества, потому что обнаружила, что это и для неё, и для её детей очень даже полезно.
Наконец дети подросли, и в семье оказалось достаточно денег, чтобы послать их в город учиться. А у женщины продажа работ её мужа шла всё более успешно. Она стала хорошо одеваться, завела знакомства с интересными и богатыми людьми. Да и мужчины смотрели на неё очень даже понятными глазами.
Вот вернулся как-то Художник из одного из своих лесных походов домой и застал жену в объятиях другого, молодого и красивого.
Горько-горько стало Художнику, но при этом он испытал ещё и странное непонятное облегчение. Он повернулся и ушел. В лесу у него уж давно была построена избушка для работы, чтоб никто ему там не мог мешать понапрасну. Так теперь он туда и переселился совсем.
Жена отыскала его там, просила прощения, умоляла вернуться, но он не согласился. Так у них дальше и сохранились лишь родственные, да деловые отношения. Женщина приезжала к нему в избушку, забирала его работы, только те, конечно, которые он соглашался ей отдавать (потому что с некоторыми он никак не хотел расставаться), она продавала их выгодно, долго торгуясь, а потом привозила на вырученные деньги художнику всё, что он просил, в чём нуждался. А на остальные детей учила, сама жила весело и богато. Да ещё и в банке счёт завела довольно даже приличный.
****
- Ну и что? – сказал мне мой друг, когда я ему прочитала очередную версию. – Ведь он у тебя так и остался бедным!
- Ничуть, - ответила я. – Юридически он богат. Ведь у него и его жены имущество общее.
- Но фактически-то он беден. Неправильно ты как-то всё сочиняешь. Не можешь, что ли?
- Не могу. Как только я ставлю своих героев в определенные условия, они сами там начинают действовать. И я этим руководить уже не могу.
- Вот в этом и беда твоя. А будь ты настоящим художником, ты бы смогла.
Сильно рассердило меня это замечание. «Ладно, - думаю, - увидишь ты у меня! увидишь...»
*******
...- А мне это не нужно, у меня всё богатство вот здесь, - ответил Художник и показал на своё сердце.
А ночью стал раздумывать над словами соседа.
И решил сам продавать свои работы.
Теперь по воскресеньям он самолично ездил в город на ярмарку, стоял в ряду и зазывал покупателей.
Сначала дело не шло, но потом стало налаживаться.
И заметил Художник, что наибольшим спросом пользуются его самые неудачные работы, в которых ни новой мысли нет, ни новой идеи, которые более привычны для людей, и что их вкус сильно отличается от его собственного.
«Что ж, - решил Художник, - тем легче». И стал делать то, что нравилось публике, не тратя времени и сил ни на поиски нового, ни на то, чтобы вкладывать в свои работы что-то эдакое, то, что он раньше называл своим сердцем. На вырученные деньги построил себе новый дом, а там и жена как-то так сама появилась без его особых усилий. Потребовалось ещё больше денег. Но теперь уж Художник знал, как их добывать. Он внимательно изучал спрос. И делал только то, что имело у публики успех. Он стал богатым и знаменитым. Вырос у него сын, захотел стать художником и ушел из дома.
Когда он уходил, отец пытался остановить его, говорил, что многому может его научить, но тот ответил:
- Нет, отец, ты научить меня ничему не сможешь.
- Как это? - не понял Художник. – Я же художник, я знаменит.
- Нет, отец, - ответил юноша. - Ты давно уже не художник, ты ремесленник и бизнесмен.
******
Когда я закончила читать свою новую версию, то увидела, что мой друг сидит, глядя в пустой пол прямо перед собой и механически равномерно трет и трет свои руки тряпкой, перепачканной в красках.
Я тоже посидела, помолчала, потом тихонько вышла и дверь за собой не закрыла.
Иллюстрация автора.
Опубликовано в журнале "Наука человека № 4 (15)2011г.и в книгев книге "Ключи от моря",г. Красноярск 2018. Иллюстрация автора. Редактор книги Галина Дмитриева
© Copyright:
Ольга Гуцол, 2011
Свидетельство о публикации №211050900542