Не упусти Судьбу

Татьяна Микулич
     Проводив мужа в отпуск к родителям в Воронежскую область, а свою дочь от первого брака к своей маме в Краснодар, Раиса осталась одна. Какое счастье – целый месяц свободы! Можно сделать дома генеральную уборку, кое-где подклеить обои, покрасить окна и двери, да и просто отдохнуть от ежедневного приготовления обедов и ужинов. А затем она уже в свой отпуск поедет к маме за дочкой, чтобы привезти её к началу занятий в школе.

     До Анатолия Раиса была замужем несколько лет, но узнав, что у мужа другая женщина, не смогла простить ему измену и сама подала на развод. Раиса была привлекательной женщиной, и мужчины всегда обращали на неё внимание. А вот она, напротив, после развода решила, что больше никогда не выйдет замуж. Когда Анатолий предпринял попытки ухаживания, Раиса не воспринимала их всерьёз. У неё росла дочь, и им вдвоём вроде бы никто был не нужен. Но мужчина был настойчив и, встречая каждый вечер Раю с работы, говорил: «Я без тебя умру, я жить без тебя не могу, я дышать без тебя не могу», на что Раиса задумалась и ответила: «Разве я могу допустить, чтобы из-за меня умер человек?». Так она снова стала замужней женщиной. Прожив несколько месяцев в браке с Анатолием, Раиса поняла, что он совсем не тот мужчина, с кем она хотела бы прожить оставшуюся жизнь. Он очень изменился с тех самых пор, как ухаживал за ней. Уже не было  встреч после работы и приятных бесед за чашкой чая. Раиса понимала, что ошиблась с выбором мужа и во второй раз, но врождённые честность и порядочность не давали ей унывать, она надеялась, что у них всё наладится и планировала подарить Анатолию ребёнка. Рая решила, что такова её Судьба.

     Когда все намеченные дела были переделаны, Раиса решила в воскресенье пойти на пляж. Стояли жаркие деньки, которых на Севере бывает не так уж и много, поэтому, сидеть дома в разгар лета было бы совсем непростительно. Раиса достала из шкафа свой красивый заграничный купальник, надела его под открытый сарафан и, уложив в сумку покрывало, направилась к реке. Желающих искупаться и позагорать в воскресный денёк набралось много. Рая даже растерялась от изобилия лежащих тел на песке, она уже подумала, что не найдёт себе места, но постояв и присмотревшись к отдыхающим, заметила свободное пространство. Проходя мимо загорающих, она оказалась рядом с женщиной, которая была с девочкой, примерно ровесницей её дочери.

– Здравствуйте, разрешите мне около вас разместиться? – приветливо сказала Рая.
– Добрый день, конечно, буду очень рада, - так же приветливо ответила та. Они сразу познакомились, женщина представилась Аллой, и разговорились, основной темой разговора, конечно, были дети и мужья. Они по очереди ходили купаться, оставляя друг друга присматривать за вещами. На пляже было весело, кто-то играл в волейбол, кто-то в шахматы или карты, а ещё была большая группа желающих попрыгать в реку с моста. Разглядывая смельчаков, Раиса заметила, что прямо к ней направляется красивый мужчина. Он не сводил с неё глаз и улыбался. Раиса смутившись, подумала, что он обознался. Незнакомец подошёл, его рубашка была расстёгнута, а сандалии он держал в руке.
– Здравствуйте, Раиса, рад вас видеть, - заговорил он таким голосом, от которого у Раи мурашки побежали по всему телу.
– Здравствуйте, а откуда вы знаете моё имя? – с удивлением спросила она.
– Да кто же не знает нашу главную модницу, - с лукавой улыбкой ответил мужчина.
– Да вы меня совсем смутили, - проговорила Раиса.
– Извините, я нисколько не хотел вас смущать, я Валентин Невский, директор ателье, в котором вы постоянная заказчица. Окна моего кабинета выходят на центральный вход, и я каждый раз любуюсь вами, когда вы приходите к нам на примерку, - раскрыл все секреты собеседник. У Раи перехватило дыхание, тот самый Валентин Невский, который придумывает фасоны и изготавливает идеальные выкройки жёнам руководства города, а простым горожанкам к нему и во сне не попасть.
– Очень приятно познакомиться с вами, - сказала Раиса.
– И мне очень приятно встретить вас здесь, на пляже, у вас замечательный купальник и прекрасный вкус, - сказал он. - Вы позволите, я оставлю здесь свои вещи, хочу понырять в реку с моста.
– Да, пожалуйста, я пока не ухожу, - ответила Раиса. В это время Алла с дочкой подошли к ним. Валентин поздоровался с ними и направился к мосту. Обе женщины смотрели ему вслед. Он был высокий и красивый, а на его атлетическую фигуру засмотрелись все женщины, находящиеся в тот момент на пляже.
– Какой красавец, - с восхищением сказала Алла, - это ваш знакомый?
– Вообще-то мы только сейчас познакомились, - с улыбкой, ответила Раиса.
– Ну, ничего себе. Ко мне никогда такие красивые не подходят, - с сожалением сказала Алла.
– Ох, Аллочка, какие твои годы! – весело ответила Раиса. А сама почувствовала такую радость и гордость, что самый красивый мужчина их города, подошёл именно к ней.

     Они с Аллой некоторое время наблюдали, как Валентин грациозно, словно настоящий спортсмен прыгает с моста в воду.
     День клонился к вечеру, дочка соседки начала капризничать и они стали собираться домой. Женщины обменялись адресами и договорились увидеться вновь.
     Раиса тоже начала собираться домой и, глянув в сторону моста, увидела, что Валентин направляется к ней.
– Спасибо, Раечка, что присмотрели за вещами, - поблагодарил он.
– Да не за что, - ответила Раиса.
– А вы далеко живёте, разрешите я вас провожу? – спросил мужчина.
– Мне на автобус.
– Тогда до остановки?
– Да, пойдёмте, - ответила Рая и медленно пошла по тропинке, ведущей к остановке. Одевшись, Валентин догнал её.
– А вы почему одна, где ваше семейство? – с интересом спросил он.
– А вы откуда знаете, что у меня есть семья? – вопросом на вопрос спросила Рая.
– Не буду скрывать, я справлялся о вас у вашего мастера, и она рассказала, что вы замужем, и у вас есть дочь.
– Да, это так, но муж сейчас в отпуске, а дочь гостит у моей мамы.
– А почему вы врозь отдыхаете?
– У нас с мужем отпуск не совпал, поэтому, в свой я за дочерью поеду и маму навещу.
– Не понимаю я вашего мужа, как можно такую красавицу жену оставлять одну, не боится, что вас могут увести от него?
– Наверное, не боится, - с горечью в голосе ответила Рая. Они подходили к остановке, и в это же время туда подъехал автобус. Раиса шагнула в салон автобуса, и следом за ней вошёл Валентин.
– А нам с вами по пути? – оглянувшись на мужчину, спросила Рая.
– Да нет, мне в другую сторону, но я проеду с вами и вернусь домой, - ответил Валентин. В автобусе пассажиров было мало, и Раиса заняла место у окна, рядом с ней устроился Валентин. Раиса смотрела в окно, а он, развернувшись к ней, заглядывал в её глаза.
– Раечка, давайте завтра встретимся?
– Ой, да что вы, Валентин, я замужем, и мне не нужны лишние разговоры.
– Да что вы, Раечка, не подумайте чего плохого, мне просто очень хочется побыть рядом с вами, я даже не смею ни о чём вас просить, только позвольте проводить вас домой.
– Я не знаю, нехорошо это как-то, муж в отпуске, а меня чужой мужчина провожает.
– Раечка, извините, я не хотел вас обидеть.
– Да я и не обижаюсь, - ответила Рая и заметила, что автобус подъезжает к её остановке. – Мне пора выходить, до свидания.
     Мужчина встал, пропуская Раису, видя, что женщина не настроена больше общаться, он не стал настаивать.
– До свидания, Раечка, рад был вас увидеть.
– До свидания, Валентин, - ответила Рая и вышла из автобуса. Он прошёл на заднюю площадку и смотрел на женщину, пока она не скрылась из виду.
     На следующий вечер Валентин встречал Раису после работы. Женщина, увидев его, растерялась. У Валентина в руках был большой бумажный кулёк с черешней, что в те годы в северном городке было большой редкостью.

– Раечка, не прогоняйте меня, я хочу вас угостить ягодами.
– Ну что вы, Валентин, зачем?
– Раечка, если вы не торопитесь, может, пойдём в парк?
– Пойдёмте, я так давно не была в парке.
     Они перешли дорогу и направились к центральному входу в городской парк. Там, у питьевого фонтанчика, они помыли ягоды и, присев на свободную скамью, разговаривая на разные темы, ели черешню. Раисе было приятно общество интеллигентного воспитанного мужчины. Валентин рассказал, что много лет живёт один, с женой у них детей не было и, однажды уехав навестить родителей, она к Валентину не вернулась. Рая тоже рассказала о первом неудачном замужестве и об Анатолии. Так, за разговорами, они не заметили, как пролетел вечер, и пора было отправляться по домам. Раисе снова надо было идти на остановку, и Валентин пошёл её провожать.
 
     Мужчина каждый вечер встречал Раю после работы. В один из вечеров он пригласил её в ресторан.
– Раечка, у меня сложилось такое впечатление, что у вас с мужем не очень хорошие отношения, зачем себя мучить, разведитесь, пока не поздно, - пока они ждали заказ, начал серьёзный разговор, Валентин.
– Нет, Валентин, я не могу предать мужа. Он взял меня в жёны с ребёнком и вообще, я сама вам хотела сказать, чтобы вы больше не приходили меня встречать.  Он скоро приедет, всё будет по-прежнему, а к вам я боюсь привыкнуть.
– Раечка, за эти дни я много думал. Я люблю вас давно и прошу выйти за меня замуж, только не торопитесь с ответом.
– Да что вы, Валентин, о каком замужестве может идти речь, я не собираюсь разводиться, и давайте сегодня закончим наши встречи, ни к чему всё это. Официантка принесла заказ, и они молча принялись за еду, оба обдумывали сложившуюся ситуацию. Валентин во что бы то ни стало, хотел остаться с этой женщиной, а Раиса боялась, что тоже уже влюбилась в этого внимательного, заботливого и доброжелательного мужчину.
– Раечка, - снова начал говорить Валентин, я готов ждать сколько угодно.
– Извините, Валентин, я не могу вам ничего обещать, давайте уйдём отсюда, мне уже пора.

     Они, как всегда, пришли на автобусную остановку, там Раиса увидела соседку по дому, женщины поздоровались, и Рая не придала этой встрече никакого значения. Подошёл автобус, Валентин снова поехал вместе с Раей. Они стояли на задней площадке, мужчина заглядывал Раисе в глаза, накрыв своей рукой руку Раисы, лежащую на поручне. Подъезжая к нужной остановке, Валентин шепнул любимой женщине: «Раечка, я буду ждать». Рая, внимательно посмотрела на мужчину, её сердце разрывалось на маленькие кусочки от нахлынувших чувств, чуть слышно она выдохнула: «До свидания» и вышла из автобуса.

     Муж приехал на следующий день. Рае показалось, что после разлуки, они ещё больше отдалились друг от друга. Он не проявлял к ней никакого интереса, она даже поймала себя на мысли, что и сама не чувствует к нему никакого влечения. Раиса считала, что сама во всём виновата и постаралась забыть Валентина и те часы, проведённые рядом с ним, когда она по-настоящему ощущала себя счастливой.

     Сообщение соседки не заставило себя долго ждать. В один из вечеров, вернувшись с работы, Рая получила сильный удар в лицо и, не удержавшись на ногах, упала.
– Шлюха! Шалава! Дрянь! – кричал, как разъярённый зверь, Анатолий. – Вот, оказывается, чем ты здесь занималась, пока я копал огороды у матери!
– Анатолий, что ты такое говоришь? - сквозь слёзы спрашивала Раиса.
– А то сама не знаешь! Ни стыда, ни совести у тебя нет! Хахаля в дом посмела привести!
– Не было такого!
– Да все соседи видели!
– Не все, а только Клавка, и не дома, а на остановке! Это мой знакомый, мы случайно с ним встретились, - оправдывалась Раиса. Но муж и слышать ничего не хотел.

     Кое-как запудрив синяк, Рая на следующий день пошла на работу. Целый день она ото всех отворачивалась, стыдясь за свой внешний вид и боясь лишних расспросов. Выходя вечером с работы, она с ужасом увидела, что её встречает Валентин с букетом цветов.

– Здравствуйте, Раечка, что случилось? – заметив синяк, с тревогой спросил Валентин.
– Муж приехал. Валентин, я очень вас прошу, не приходите больше сюда и не надо меня провожать. Соседка донесла мужу, что видела нас, да ещё и от себя добавила красок. Вот что из этого вышло.
– Раечка, да о чём донесла, ведь между нами ничего не было! – возмущался Валентин. - Да я честнее женщины не встречал! Ради всего святого, прошу простить меня, что стал причиной вашего раздора с мужем.  Мне обязательно нужно увидеть его, я сам всё ему объясню.   
– Не надо, Валентин, и цветы я не могу ваши принять, иначе, мне опять несдобровать.
– Раечка, пойдёмте в парк, - предложил Валентин.
– Извините, но я не могу, - отказалась Раиса.
– Раечка, я хочу вас спросить, вы действительно хотите жить со своим мужем?
– Я уже говорила вам, что не могу с ним развестись.

     Валентин впервые взял Раису под руку и повёл к остановке. Она не сопротивлялась. Когда подошёл автобус, мужчина оставил цветы на скамейке. В автобусе они ехали молча. Рая открыла дверь своим ключом и пригласила Валентина войти в квартиру. Услышав голоса, муж вышел в прихожую.

– У нас гости? – спросил он.
– Да, познакомься, это Валентин, тот самый знакомый, с которым я встретилась на остановке.
– Рая, разрешите, я сам поговорю с вашим супругом? – спросил  Валентин. Рая ушла в комнату, оставив мужчин наедине. Квартира была небольшая, поэтому женщина слышала весь разговор.
– Интересно, о чём это мы с вами должны разговаривать? – грубо спросил муж.
– Я хочу с вами говорить о вашей жене, о том, какая она замечательная женщина, и любовь которой можно заслужить только любовью и хорошим отношением, вам очень повезло, что она выбрала вас. Вы должны беречь и уважать такую женщину. Она перед вами ни в чём не виновата. Не скрою, что я был бы на седьмом небе от счастья, если бы она ответила на мои ухаживания, но, к моему сожалению, этого не произошло. А то, что вы, поверив сплетням, избили жену, не поверив ей, вас это нисколько не украшает и не делает вам чести. А теперь, разрешите откланяться. Валентин вышел, аккуратно прикрыв за собой дверь.

– Ну и хахаль у тебя, - заходя в комнату, ухмылялся Анатолий.
– Он не хахаль, - сказа Рая и слёзы покатились из её глаз.
– Что ревёшь, может, за ним хочешь бежать, так беги, я тебя не держу! – закричал муж.
– Я не для того за тебя замуж выходила, чтобы уходить! - выкрикнула в ответ Раиса.

     Вскоре она уехала к маме за дочкой. Постепенно душа её успокоилась, дочь не давала ей унывать, да и мама, прожившая тяжёлое военное и послевоенное время, посоветовала Раисе родить Анатолию ребёнка. Приехав с дочкой домой, они начали жить, как и прежде. Раиса старалась не вспоминать Валентина, даже отказалась от обновок, сшитых на заказ в ателье. Прошёл почти год, и Раиса родила девочку. Анатолий сначала был рад, что у него появился свой ребёнок, но часто упрекал Раису, что она не родила ему сына, и когда был пьян, всегда кричал, что дочки вырастут такими же шлюхами, как и их мать.

     После рождения дочери Раиса немного поправилась и ей пришлось обновлять гардероб. Не успела она войти в ателье, как к ней тут же вышел Валентин.
– Раечка, вы представить себе не можете, как я рад вас видеть! Как вы похорошели, полнота вам к лицу, - радостно говорил он.
– Да вот, поправилась, хочу что-нибудь новенькое сшить, - смущаясь, отвечала Раиса.
– Раечка, а знаете, сейчас в моду входят брючные костюмы, давайте я вам сам сошью, - предложил Валентин.
– Ой, что вы, не надо, спасибо, я к своему мастеру,- отказывалась Рая.
– Раечка, не смущайтесь, я так рад вас видеть, даже не знаю, что бы я мог для вас сейчас сделать.
– Я тоже рада вас видеть.
– Раечка, у вас с мужем всё хорошо?
– Да, всё, как у людей, - с неохотой распространяться о личной жизни, ответила Рая.
– Извините мне мою назойливость, но я хочу напомнить, что моё предложение в силе, - заметив её настроение, сказал Валентин.
– Спасибо, Валентин, за заботу, но я вам ничего не обещала, - ответила Рая и вошла в примерочную кабинку.

     Каждый раз, приходя на примерки, она виделась с Валентином, и каждый раз он справлялся о её жизни и напоминал о своём предложении.

     Накануне Восьмого марта Валентин встретил Раису после работы. В руках он держал большой бумажный пакет, перевязанный шпагатом и букет цветов.

– Здравствуйте, Валентин, - подошла к нему Рая.
– Здравствуйте, Раечка! Извините, что пришёл к работе, но я очень хотел поздравить вас с праздником, и сегодня цветы вы сможете взять, не страшась мужа, ведь женский день завтра. Рая молчала, не зная, как поступить. Видя её замешательство, Валентин предложил прогуляться в парке, на что Рая согласилась. Они медленно шли по дорожке.
– Раечка, всё это время, с той самой последней встречи, когда я говорил с вашим мужем,  у меня не было дня, чтобы я не вспомнил о вас. Какой бы наряд я не шил на работе, я думал, как бы эта модель смотрелась на вас. Я каждый день ждал встречи с вами, но вы так долго не приходили. И вот сейчас, когда вы снова появились в моей жизни, я потерял сон, я не могу без вас. Раечка, давайте уедем, заберём вашу дочь, и уедем в другой город, мы начнём там новую жизнь! – умолял Валентин.

– Нет, Валентин, я не могу с вами уехать, у меня уже две дочери, мы получили новую квартиру, я даже не могу представить, кем я буду выглядеть в глазах мужа, соседей, сослуживцев! – перечисляла Рая, а у самой уже давно по щекам катились слёзы. Валентин молча сел на скамью, а Раиса, разрыдавшись в полный голос, побежала по дорожке к выходу из парка. Мужчина ещё долго сидел на скамье, пока холод не пробрался во все части его тела, а затем он поднялся и медленно зашагал в противоположную сторону. Бумажный свёрток и букет цветов так и остались лежать на скамье.

     Муж так и не изменил своего отношения к Раисе. У них подрастали дочери, а Анатолий, приходя вечерами домой, как правило, пьяный, кричал, что мать их проститутка и они такими же вырастут. Терпеть такие оскорбления и унижения дальше Раиса не могла и с Анатолием  развелась.

     Успокоившись после развода, Раиса решила сшить себе обновку и пришла в ателье. Закройщица обрадовалась приходу Раисы и повела её в примерочную кабинку. Рая просматривала журналы мод, а мастер снимала мерки.

– Раечка, а вам костюм подошёл? – обхватывая сантиметровой лентой талию Раисы, спросила женщина.
– Какой костюм?
– Как какой, брючный, который для вас Валентин Сергеевич придумал и сам сшил.
– Я не знаю, о чём вы говорите.
– Рая, да не скрывайте, ведь всё ателье знает, как он в вас был влюблён! Вы счастливая женщина! У нас любая бы за него пошла, только бы пальцем поманил. Валентин Сергеевич замечательный человек, он у меня ваши мерки по секрету выпросил и умолял, чтобы я не проболталась, сюрприз вам готовил к восьмому марта. Ну как, получился сюрприз? – озорно спросила закройщица.

– Да, получился, - вздохнув, ответила Рая.
– Только, Раечка, мы были уверены, что вы с ним уедете, а вы остались.
– Да, так получилось, извините, мне нужно уйти, - и еле сдерживая слёзы, Раиса выбежала из ателье. Она бежала, сама не зная куда, и слёзы лились у неё из глаз, до тех пор, пока она не очутилась в том самом парке. Рая без сил опустилась на скамью и вспомнила последнюю встречу с Валентином, и тот букет и бумажный свёрток, в котором, оказывается, был брючный костюм, и то, как она отвергла любовь мужчины, который действительно любил её и хотел остаток жизни прожить вместе с ней. И как сейчас она сожалела о том, что не смогла удержать Судьбу, которая уже была в её руках, а она сама от неё отказалась.

    После той встречи прошло много лет. Раиса Григорьевна  живёт одна. У неё уже взрослые внуки. Но иногда, она всё-таки с большим сожалением вспоминает те счастливые мгновения, которые  подарила ей Судьба.

Иллюстрация из интернета.