Рецензия на Ложь против лжи Гуйвана Богдана

Торбейн
Прочесть "Ложь против лжи" Гуйвана Богдана можно по адресу http://www.proza.ru/avtor/teodot93

Компания Blizzard Entertainment – редкий пример игрового разработчика, почти каждый проект которого добивался успеха. Она является основательницей серии Warcraft, ныне редко упомянающейся без приставки «World of», прародительницы самого известного интернет-наркотика. На её счету так же такие игры как Diablo и the Lost Wikings. Но вплоть до 1998 года Blizzard ещё не имела такой популярности. По словам самих сотрудников, судьбоносный успех принесла им игра Starcraft. Став самым успешным проектом компании она прослыла одной из самых живучих киберигр, обросла дополнением, продолжением и многочисленными книгами, как за авторством фанатов, так и пера профессиональных писателей. Не гениальный, но вполне добротный сюжет весьма к этому располагал.

«Ложь против лжи» - одно из таких произведений, за основу которых были взяты события игры. Главный герой – безымянный магистрат, обрётший имя. Его зовут Виктор Мельник. Расы и национальности в секторе Корпулу давно ассимилировались, и корни главного героя западной игры вряд ли должны кого-то смутить.

Сюжет разворачивается вокруг нескольких канонических и примерно такого же количества выдуманных героев. Начнём с первых и, соответственно, главных.

Мельник. Самый противоречивый персонаж. Чёрствость, что проглядывает в нём в начале, быстро прогрессирует и к концу истории превращается в жестокость и безразличие. Не сомневаюсь, не каждый сможет симпатизировать по ходу повествования герою, настолько отталкивающему и аморальному, но мне, как писателю более-менее жёстких творений, читать «Ложь против лжи» особых трудностей не составляло. Даже дикости Мельника можно было найти оправдание – призрак (читай мутант), пешка в чужой игре. Для него не было секретом, что им пользуются до поры до времени, и это вызывало в Викторе лишь желание любым способом выйти в «дамки». В общем же этот герой и самый проработанный (что полагается главному) и самый живой во всём романе.

Менгск, Арктурус – (да-да, язык сломаешь) властный лицемер, красноречивый лжец. Собирательный образ политика. Однако он сумел сплотить вокруг себя людей, которыми вскоре стал управлять, пусть зачастую и против их воли. Организовал успешную революцию, насадил собственную диктатуру вместо режима Конфедерации.

Джим Рейнор – типичный простак, рубаха-парень. Абсолютно неинтересный герой, да и времени ему было дано крайне мало.

Сара Керриган – второй призрак в команде Менгска. Пожалуй, последняя героиня наравне с Виктором и Арктурусом, за мотивами которой действительно интересно наблюдать. Но раскрывать их здесь – значит лишить интереса чтение самого романа, а этим и отличается рецензия от краткого пересказа. По крайней мере для меня.

Неканонические герои тянут от силы на запоминаемость, харизматичность, карикатурность. Впрочем, их немного, и запутаться в уйме обезличенных героев вряд ли получится. Отдельно выделить можно разве что Светлану Соболеву, которая на протяжении всей истории противопоставляется Мельнику.

В целом плеяда героев достигла скромных результатов и едва ли поразит читателя глубиной и эмоциональным накалом, однако свою задачу характеры основных из них выполняют уверенно.
Повествование можно примерно поделить на две части. Батальные сцены, сюжетные сцены. Примерно к середине произведения чётко прослеживаешь эту закономерность и, опираясь на теорию вероятности, можешь догадаться, что ждёт тебя в следующей части. Кровавость – основное слово, способное описать местные сражения. Уже после первого подобного эпизода читателя покинет надежда представить себе стычку Сынов Корхала с кем бы то ни было без уймы анатомически достоверных элементов. Не осмелюсь занести это в список отрицательных черт произведения, но лично я из тех немногих, что в батальных сценах ценят тактические моменты, не акцептируя внимание на деталях. Дело вкуса.

Что же касается сцен сюжетных, то вряд ли они смогут чем-то сильно вас удивить. В романе есть достаточно моментов, неожиданных для читателя, но на общую картину они почти никак не влияют. И чем раньше вы смекнули, что к чему, тем раньше сюжет перестанет быть для вас откровением. Тем не менее, нельзя назвать его скучным или второстепенным. А вот сухим – очень даже.

И вот с этого момента следует перейти к стилистике произведения. Не надо перечитывать каждое творение Гуйвана Богдана, чтобы понять, что ожидать от «Лжи …». Достаточно и одного, чтобы уловить манеру писать. Тут читателя не кормят тоннами красивостей, поэтичностей, здесь не изобилуют ветвистыми сочетаниями тонкие литературные приёмы. Весь текст низкокалориен, удобоварим и полнится весьма сильными мыслями и фразами. Это противоречит моим представлениям о художественной литературе, но, надо отдать должное, читается легко, не заставляя воображение читателя работать над излишними деталями.

Детали же эти заменяют сюжетные ходы. Как я уже сказал, привязанность к игре не позволяла автору разворачивать разнообразный сюжет: та состояла из сражений на девяносто пять процентов, рассказу удалось сократить их примерно до ровной половины. Да, я бы не назвал Starcraft плодородной почвой для захватывающего непредсказуемого действа, по крайней мере основной его сюжет. И к сожалению, чуда Богдан совершить не смог - из действа торчат рельсы оригинала. И именно это является главной проблемой, мешающей насладиться противоречивостью идеалов, подвергшихся серьёзной проверке в условиях революционного космического сектора. Именно это оттеняет прогрессию чёрствости главного героя, делая её неважной, невзрачной и потому почти безынтересной.

Тем не менее сокрытость мысли не значит её отсутствие. Я не стал бы советовать читать "Ложь против лжи" людям, ценящим литературу за взаимоотношения между героями - тут некому и не с кем взаимоотношаться. Но тут есть размышления о власти, о том, что с человеком может сделать постоянное нахождение под взглядом Большого Брата. Произведение угнетает, оставляя по прочтении автоматически искать светлые стороны, натыкаясь только на безвыходность, какой пропитано. Но, чёрт возьми, я как раз из тех, что ценит в осадке от литературы силу, а не направленность этой силы. И пусть эта сила в данном случае сугубо отрицательная, это делает произведение только оригинальней. Я могу сходу назвать только одно творение здесь на proza.ru, помимо "Лжи...", которое вызвало у меня схожие эмоции. Оно до сих пор считается мной примером лучшего хоррора среди сетевой литературы.

P.S. По мере написания и планомерного выкладывания частей "Лжи..." Гуйван Богдан частенько получал в отзывах размышления "интересно, что будет делать Мельник, как выберется из этой ситуации". Никак, Мельник не выбрался.

Оценка: 4/5.