Ностальгия

Елена Шпиндлер
Ностальгия


Ностальгия. Мы, те, кто волею судьбы или по собственному желанию покинули Россию, мы, наверное, острее всех понимаем значение этого слова. А, собственно говоря, что это такое – ностальгия? Какие чувства переполняют людей, говорящих о ней? 
Нас тянет домой. Мы по привычке называем домом места, где прошло детство.  Хотя зачастую наши самые близкие и родные люди рядом и  у каждого давно уже есть свой мирок, в котором словно в раковине, можно скрыться от не принятого нами, а потому не принимающего нас большого другого мира, в который выходим лишь по надобности: на работу, на учёбу, в магазин, к врачу... Я вспоминаю сейчас рассказы своей бабушки,  репрессированной немки, про то, как её родители никогда не называли домом Сибирь. Дом остался там, на Волге. Там, где можно было без оглядки говорить на родном немецком языке и ждать зайца на Пасху. И они тоже испытывали эту тоску – ностальгию.
Так что же это? Ещё недавно я бы ответила, что это тоска по Родине, по любимым улочкам, по родной школе, преданным друзьям. По институту, по большому городу, где сначала было страшно, а потом стало тепло и уютно.  По Енисею, шире и суровее которого нет рек на Земле. Я знаю, кто-то скажет: да, это так и есть! И многим из тех, кто так скажет, кажется, что стоит только приехать в родные места, пройти по тропинкам, когда-то исхоженным вдоль и поперёк, встретить старых друзей и вот! Всё станет как раньше. Сердце запоёт и наконец успокоится. Нет, всё не так. Всё совсем не так.
Тропинок сейчас можно и вовсе не отыскать. Улицы покажутся не такими широкими как когда-то. Друзья с удовольствием поделятся новостями, а потом перезвонят и скажут, что не могут прийти на встечу – дела. Всё окажется иначе, чем казалось. А тоска станет ещё более щимящей.
Невольно вспоминается притча про короля и пекаря, в которой рассказывается как один юноша – совсем ещё молодой король, заплутав на охоте с несколькими слугами в дождь по лесу, набрёл на охтничью избушку. На счастье путников в избушке были кое какие продукты, из которых один из слуг приготовил что-то похожее на хлеб. Юноше так понравились лепёшки, что по возвращении во дворец король назначил слугу главным королевским пекарем. Все долгие годы правления короля пекарь удивлял всех во дворце своим искусством. Но однажды король позвал его и спросил, почему он больше не пекёт таких изумительных лепёшек. К обеду слуга подал хлебцы. Король надкусил один и тут же швырнул слуге в лицо, сказав, что если к вечеру на столе не будет того самого хлеба, пекарь будет казнён. На что слуга ответил: «Вы можете меня казнить. Ведь я не волшебник. Я могу испечь хлеб,  но я не могу вернуть Вам молодость и ту усталость после охоты и блуждания по лесу, после которой любая пища казалась в сто раз вкуснее.»
Так вот. Ностальгия, по-моему – это тоска по времени. По тому времени, когда мы жили в другой стране. Ведь мало кто, ностальгируя, вспомнит вечное отсутсвие денег, смешную степендию, которой хватало ровно на один вечер, чтоб напиться вскладчину с друзьями какой-нибудь палёной водки и закусить крахмальными сосисками из ближайшего ларька. Не вспоминаются и БТР-ы на улицах, когда московские воротилы и местные бывшие советские руководители делили заводы. Никто почти не помнит газовые баллончики, которые мирно располагались в девичьих сумочках рядом с помадой. Или тараканов в студенческой общаге. Нет. Вспоминаешь лишь как было хорошо сидеть на подоконнике в малюсенькой гостинке у подруг, курить «Sovereign» в форточку (чтоб хозяйка не запалила) и слушать песни под гитару. Потому что просто хорошо. Потому что плевать на всё. Потому что тебе 17. Потому что впереди целая жизнь....