У солидарности женское лицо

Николай Сологубовский
 СОЛИДАРНОСТЬ С ЛИВИЕЙ.    «РУССКИЕ  - МИЯ-МИЯ!»
Корреспонденция из Триполи
4 апреля. Утро.
Поздним вечером  3 апреля мы с Алексеем ехали по еще оживленному Триполи и обменивались новостями. Машин было мало… и много: мало машин, которые двигались, и много машин, которые застыли в длинных очередях за бензином.  На перекрестках народные ополченцы с неизменным Калашниковым на плече  задерживали и проверяли машины. И нас  тоже останавливали очень серьезные молодые люди, но, услышав гордое и твердое слово Алексея:  «Руси», улыбались и делали радушный жест «Проезжайте!», добавляя: «Руси, мия-мия!» - «Россия- то, что надо!»
Может, для ливийцев и остались друзьями только русские на всю планету?
Как ждут здесь сообщение о передаче письма российской общественности Владимиру Путину!
И я подумал: «Вот Путин в Копенгагене сказал честно и открыто, что он думает о бомбежках самолетами НАТО мирного ливийского населения и о той «охоте на человека», которые ведут европейские   летчики, в том числе и датские. И ливийцы об этом осуждении  знают!»
 Напомню, что ливийцы  хорошо знают  и  о заявлении МИДа  России от 1 мая, и  о словах уполномоченного МИДа по правам человека от 3 мая.   Ливийское телевидение рассказывает о всех проявлениях международной солидарности. Готовится к показу по местному ТВ берущий за душу  клип - песня Александра Харченкова «Руки прочь от Ливии», который не раз «блокировался»  в YOUTUBE .
И спешу порадовать читателей: сегодня 4 мая, в Ливию пребывают съемочные группы ОРТ и ВЕСТИ.24. «Будет кому передать эстафету!» -сказали мы друг другу, четыре русских репортера в Триполи, свидетели бомбежек. «Значит, нам можно теперь домой…»
В одной из наших песен – в  эти дни как часто  мы вспоминали советские фронтовые песни! – поется: « А я в Россию, домой, хочу, я так давно не видел маму…» Лучше состояние  наших душ не выразишь!»
Сводки с ливийского «фронта».  Он -  в Мисрате, он -  в  Зиндане, где идут бои с повстанцами, он всюду по стране, где продолжаются  налеты  НАТО на военные и мирные объекты. Он и в Бенгази, откуда поступают такие новости, что волосы дыбом встают! И  вспомнил я  рассказы моего дела Лукьяна о махновском Гуляй-Поле. Только  это аль-каидовское Гуляй-Поле! В Бенгази слетелся, по образному выражению моего ливийского друга, «весь цвет международного преступного мира»:  главари-мафиози, наркодилеры, «оружейные бароны», торговцы спиртным… «Гуляй, братва! После нас хоть потоп!»  И верх наглости: главари «национального совета», местного махновского правительства, потребовали от своих европейских союзников – ну как их, западников, не  назвать  Антантой! – немедленно представить ЧЕТЫРЕ миллиарда долларов из замороженных в Европе авуаров Ливийской Джамахирии, денег ливийского народа! На что?
Ну догадайтесь? О чем день и ночь пекутся «оппозиционеры-демократы» и европейские «объединенные защитники»?  «О защите мирного ливийского народа» против тирана и диктатора Каддафи»!
 «А если не дадите, то воевать больше не будем!» - говорят мятежники.  И более того, намекают, что сейчас бойцы Аль-Каеды  в Бенгази - «под присмотром», «отдыхают»  после террористических актов… А если им не выплачивать жалование за «отдых и бездействие», то завтра… Что будет завтра?
«И еще, господа  американцы, это к вам мы обращаемся, вы – мерзавцы! Что вы сделали с нашим  героем Бен Ладеном?  Жил он себе мирно в своем доме, без охраны, зная, что вы уже его давно вычислили! Но не думал он, что так жестоко вы поступите со своим врагом! Он знал, что вы придете и  был готов предстать перед международным судом, чтобы защитить свое честное имя настоящего мусульманина! А вы? Убили и тело бросили в море! Как какого-то сомалийского пирата! МЫ вам этого не забудем!»
Так говорят главари нового Гуляй-Поле!   Социальные сети пестрят антиамериканскими угрозами. Своей «молниеносной операцией» Обама вскрыл такой нарыв ненависти, бесчеловечности и попрания всех ценностей Ислама, такой гнойник, который  теперь будет гноиться многие годы.
И не забудем, что в то же время именно из Бенгази прозвучал призыв к американцам сделать с Бен Ладеном то, что они сделали с Каддафи.  Чем объяснить это?
Страхом! Страхом, что ливийская армия двинется освободительным походом на Бенгази! Страхом, что сами жители Бенгази выдворят обратно в Европу всех этих свалившихся на их головы итальянских  «мафиози» и американских «баронов». Страхом, что «аль-каидовцам»  придется ответить за убиенных и замученных  -мусульман.
В Мисрате 200 «оппозиционеров» сдались в плен, и ливийские военные  гарантируют им  жизнь.  В городе осталось около  150 мятежников, окруженных плотным кольцом, которое НАТО пытается разорвать бомбежками с воздуха.
Вечером 3 мая я заснул, успокоенный, что «они» не бомбили, но балконную дверь оставил открытой…
00.37.Первый взрыв и уходящий гул  самолета
00.40. Очень сильный взрыв и… нет шума…. Неужели  «они» сбросили одну бомбу замедленного действия? Я вспомнил, как израильтяне бомбили пригород Туниса, пытаясь убить Ясира Арафата. Вторая бомба взорвалась  в  уже разрушенном  первой бомбой доме тогда, когда  работали пожарники и мирные жители. Погибло более ста человек…
Звоню Махмуду. Он говорит:  «Это опять центр города…!»
Опять проваливаюсь в сон…
Сегодня, 4 мая,  утром один за другим прокатываются   в безоблачном  небе над Триполи  гулы самолетов…  Звоню Махмуду: «Так где был взрыв?»  - «Ливийцы ничего не говорят!»  Звоню своим друзьям. Нет никакой информации! Это плохо…
Звоню Олегу Олеговичу Фомину, временному поверенному России в делах Ливии. Он спокоен:  «И второе  мая пережили, и третье  мая, и четвертое переживем!»
Я понимаю, как ему трудно.  Он отвечает за каждого российского гражданина в Ливии.  Он в постоянном контакте с посольствами Украины, Белоруссии, Казахстана…
 Все может быть! И самое худшее! Надо быть ко всему готовым! И  подумал: «как нужен здесь опытный и дальновидный Посол России в Ливии Владимир Чамов! Его здесь вспоминают добрым словом и надеются, что он вернется!»
Что же предпримет ООН?
« Так мало осталось в Триполи дипломатов. Вот и турки уехали, они же тоже члены НАТО.  И «ооновцы» уехали… Не выдержали «климата нестабильности» в Ливии и  пожаловались на «опасности»…
Да, господа! Вы думали, что   действия НАТО и бездействие  ООН будут приветствоваться «мирным населением Ливии?  Сделайте наоборот:  пусть НАТО и днем, и  особенно ночью охраняет небо над Римом, Парижем, Брюсселем, Копенгагеном и другими столицами стран- членов НАТО,  защищая «мирное население». И пусть активно действует ООН, единственная Организация, созданная после страшной Второй мировой войны, окончившейся 66 лет назад,  которая способна остановить агрессора, если на то будет воля ее членов.  Как ждут ливийцы и друзья Ливии по всему свету, что Совбез ООН соберется и скажет: «Все!  Баста! Хватит! «Бесполетное»  небо над Ливией – это значит, что ни одного самолета! И немедленно направляем в Ливию наблюдателей ООН для контроля  перемирия, которое предложило ливийское правительство».
И утром узнаю от русского друга:  «Готовится  Совет безопасности, он заслушает отчет какого-то прокурора, будет говорить  о «преступлениях Каддафи». Какой документ он примет, еще не знаю, Но, надеюсь, с призывом прекратить огонь и начать переговоры и на что ливийцы уже  сказали «да!», но потребовали немедленного прекращения бомбежек НАТО!»
У солидарности женское лицо!
Украинские врачи остались в Ливии!  Они продолжают самоотверженно,  героически спасать раненых и лечить больных,
Волею судеб я побывал в  огромном Нейрохирургическом госпитале в Сбеа, до него километров 60 от Триполи.  Именно там остался один на Триполи отоларинголог! И зовут ангела-спасителя прекрасным именем Елена!
Я увидел  женщин в белых халатах, которые прекрасно говорили на их родном, русском языке. «Откуда, милые мои?» И вся география Украины  ожила  передо мной, от Харькова до Львова и Севастополя! А  когда в разговоре с одним украинским врачом я сказал случайно , что «родился на Первом Украинском», в  Изяславе, а в ответ услышал: «да, в моем городе стояла отдельная кавалерийская бригада, которая боролась с бендеровцами…», то вы можете представить мое состояние? Быть в Ливии и узнать, что в славном городе Изяславе помнят имя  советского генерала, который для меня просто Батя?
И еще я  встретил многих ливийских  врачей и медсестер, которые тепло приветствовали Эдика, доктора Российского посольства, и называли его «самым известным человеком в Ливии!» И они  говорили русские слова приветствий, на которые я отвечал по-арабски, а самым красивым обязательно добавлял6 «Хабибати!» «Моя дорогая!» 
Я напишу о них! Я обязательно напишу  о милых украинских женщинах, на плечи которых  тоже легла вся тяжесть этой бессмысленной войны против ливийского народа, Я расскажу и об украинских врачах, которые не побоялись остаться в самых горячих точках!
И о том, что слезы Аллы я не забуду никогда! Она держалась, когда рассказывала, как самолеты НАТО бомбили военную часть в десяти километрах от госпиталя, как дом ходил ходуном, как привозили раненых солдат и офицеров и врачи спасали их жизни.    Алла не выдержала, когда наш разговор, как и любой разговор русских и украинцев в Ливии, зашел о…
Я приведу слово в слово то, что сказала, не сдерживая  больше себя, Алла:
«Ливийцы, они такие добрые люди, как дети. Они не могли начать  все это. Пришли какие-то чужие люди,  которые решили погубить эту прекрасную страну. И когда нам сказали: Уезжайте!», то как я могла оставить моих друзей, которые сделали для меня столько хорошего! Но  неужели там…  - она сделала жест в сторону- не могут сделать такое… чтобы  остановилось безумие!»
Она взяла себя в руки: « Каждый день бомбят! Ливийцы готовы ко всему!  И я остаюсь… Так и передайте… всем!»
На столе стоял остывающий чай, на стене висели русские иконы. Богородица смотрела на нас, мужчин, осуждающе и еще крепче прижимала к себе младенца…
И вспомнил я свою маму, которая была медсестрой, и старшего брата, который был с ней рядом в тот страшный 1941 год, и одну короткую историю, записанную в его дневнике   и сохраненную в моем компьютере…

Через полтора месяца будет семидесятилетие вероломного нападения фашистов на мирный Советский Союз. И первыми, кто начал убивать и уничтожать все на нашей родной земле, были самолеты…
« Сначала люди услышали гул, он нарастал, потом появились точки, они приближались, мы смотрели, не понимали, точки стали большими, крестообразными, от них отделились маленькие точки… Они приближались к нам… И только тогда мы поняли, что началась война!» - Из свидетельства очевидца Великой отечественной войны…
Мы простились с Аллой. Эдик галантно поцеловал ее в щечку, еще раз сказал, что она прекрасно выглядит,  несмотря на ее болезнь. Алла спросила: « Вы вернетесь?»
«Я вернусь!» - был мой ответ.
Николай Сологубовский,  Сбеа  - Триполи, 4 мая