Записки Афганистанца ч 39 Шурка, как же так?

Игорь Исетский
39. Память: Шурка, как же так?..
    
     Сейчас написано немало так называемых «афганских» песен. Сегодня их поют и профессиональные исполнители. Тогда же, в 1981-ом году, песни про Афган пели только военнослужащие, возвращавшиеся с той войны.
    
     Чаще это были незамысловатые, но искренние песни, ими же сочинённые. Одну из таких песен я услышал в поезде «Ашхабад-Ташкент» по пути домой. Последний куплет запомнился навсегда:

     "Самолёты уходят, укрываясь в туманы,
     Я стою на дороге, вспоминаю друзей.
     Не забуду я службу, – службу в Афганистане,
     Так полней наливайте вы бокалы полней".

     После возвращения из Афганистана я переписывался с армейским дружком Виталием Монастырским. Виталька дослуживал последние полгода. После его дембеля мы продолжали переписываться. Виталька писал в Афган письма Кольке Морозову, дослуживавшему свой срок армейской службы.
    
     Однажды Виталик написал мне, что он получил письмо от Николая, в котором тот сообщал о гибели Шуры Рулёва, друга Коли.
    
     Шура начинал служить, как и Николай, ещё до моей демобилизации. Потом его перевели в другую воинскую часть куда-то под Чарикар. Там он и погиб, во время боя получив четыре ранения. Говорят, ещё сутки жил.
    
     В начале 90-ых годов  моя переписка с В.Монастырским на несколько лет прервалась. В 2000-ом году мы вновь стали переписываться. Я попросил Виталия точнее сообщить о гибели Шуры Рулёва. Родом Шура был из Омска – фактически мой земляк.

     Виталик прислал копию письма Н.Морозова о гибели А.Рулёва. Николай писал, что не верит в смерть друга.
Я подумал: а вдруг на самом деле произошла ошибка и Шура жив?

     Я написал письмо на имя облвоенкома Омской области, в котором просил сообщить о судьбе сослуживца.

     Ответ пришёл неутешительный: «…Рулёв Александр Михайлович… погиб 2 декабря 1981 года при исполнении интернационального долга. Награждён орденом Красной Звезды. Похоронен 28 декабря 1981 года на Ново-Южном кладбище. Установлен памятник. Его мать, Рулёва Анастасия Александровна, и отец, Михаил Николаевич, умерли в 1997 г. Сведениями о других родственниках не располагаем».

     В.Монастырский выслал мне несколько фотографий А.Рулёва и просил передать его родственникам. А где их найти? Родители Саши тоже умерли, причём в один год. Что произошло?
    
     Я написал письмо в газету «Вечерний Омск», где рассказал немного об А.Рулёве и выслал его фото. Надеялся через газету разыскать родных сослуживца.
    
     15 февраля 2002-го года,  в «Вечернем Омске» вышла заметка журналистки Натальи Граф «Мы все в долгу перед погибшими…». Опубликовали фото Саши Рулёва. Журналистка просила отозваться родственников Александра.

     На письмо пришёл лишь один отзыв от Обрывалиной Октябрины Александровны – председателя омского комитета солдатских матерей. Мы стали с ней переписываться.

     Октябрина Александровна вскоре сообщила, что 28-го мая 2002-го года на стене омской школы №79, где учился А.Рулёв, установили мемориальную доску в честь его памяти. Полагаю, усилия для этого приложила сама О.А.Обрывалина, на которую произвела большое впечатление заметка о трагической судьбе Шуры Рулёва – весёлого человека с грустными глазами.

     Присмотритесь, у Саши действительно грустный взгляд. Неужели это печать смерти?
     Всё что я мог сделать для Саши после его гибели, это написать небольшое воспоминание о нём для книги Памяти, выпускаемой в Омской области. Может, сейчас отыщется его лучший друг Николай Морозов и напишет воспоминания об А.Рулёве для школьного музея. 

     Верю, что после публикации в газете найдутся и какие-нибудь родственники А.Рулёва. У Саши, вроде, есть брат.

     Нами с Виталием Монастырским переданы для музея школы № 76 г.Омска три армейские фотографии Александра. У Монастырского имеются и другие фото Саши. Они, конечно, будут переданы тоже музею.

     Если отыщутся родственники, то им сделают копии фотографий.

     А мне хотелось бы закончить свои записки фрагментом стихотворения, мною же когда-то сочинённого:

     А сейчас открывают Аллеи
     Тем парням, что домой не пришли.
     И гвоздики на плитах алеют,
     Проходя мимо них, не спеши.
     Прочитай этот список фамилий,
     Что пробит на гранитной плите,
     Повезло – мы остались живыми
     За себя и за них на земле.

     Солдат, с которыми я служил, незабываемых наших прапорщиков и офицеров или их родных я бы попросил откликнуться. Напишите мне, где вы сейчас, кем стали? Мой электронный адрес в Интернете: nik3336@mail.ru.

     На этом основной цикл "записок" окончен.
    
     Но ещё напишу рассказы.

     В памяти много чего осталось.

     Спасибо всем читателям, обратившим внимание на мои мемуары и прочитавшим их или заглянувшим в отдельные главы.

    

     На фото слева: копия статьи об А.Рулёве в газете "Вечерний Омск" от 15.02.2002.

     На снимке справа в группе солдат А. Рулёв в нижнем ряду, крайний справа (1981 г.):

     На нижнем (цветном) фото: Открытие Мемориальной плиты Александру Рулёву на фасаде здания школы №79 г.Омска, где учился Александр (28.05.2002.).

     Ноябрь 2002 г. – апрель 2011г.