Селенит. Озабоченные фигурки

Владимир Мурашов
"... страх  перед  непонятным  будущим, озабоченность,
есть один из  признаков  существования  человеческого
рода.
Озабоченность - это не то, что человек о чем-то время
от времени заботится. Озабоченным становится существо,
видящее  перед  собой  открытый  и  неподвластный ему
горизонт времени..."
      (М Хайдеггер)



           Гипс и алебастр – нетвердые минеральные образования. Их даже трудно назвать камнями.
           Много лет назад в Предуралье проточные воды размыли горную породу и наделали в ней много пустот. Образовалась знаменитая кунгурская пещера.
          
           Сёла здесь небогатые, и когда-то местные мужики, чтобы подзаработать, стали резать из  камня небольшие занятные штучки: подсвечники, шкатулки, пепельницы и мелкие скульптуры на тему природы. Казалось бы, куда им до профессиональных камнерезов? А потом материал уж очень хрупкий. Такую поделку можно легко повредить ногтем. Но товар покупателям понравился и дело пошло. Эти штучки стали часто видеть в местных лавках и на ярмарках уральских губерний.
           Мастера и знать не знали, что задолго до нашей эры в Египте из таких камней тоже вырезали сувениры и делали посуду. Это был важный экспортный товар. Такой, что современные археологи находят его в разных странах Средиземноморья.
           Теперь нам известно, что для первых христиан мастера - камнерезы специально изготавливали фигурки пресвятой Девы Марии из белого алебастра.
           Отбирали исключительно белый камень, означающий чистоту и непорочность.
          
           Владу было интересно пройтись по Кунгурской пещере и послушать рассказ, а также  пообщаться со спортсменами, которые приехали в одном вагоне с ним сюда на соревнования. Они воздухоплаватели, летают на воздушных шарах.
           Ребята они неплохие. И очень крепкие, потому, что всю дорогу от Москвы день и ночь пили водку.
           Влада очень интересовало, как же они завтра полетят, если который день не просыхают. Ему отвечали, что вопроса как такового нет. Специфика их спорта в том, что все шары летят в одну сторону по ветру и никуда не поворачивают. Конечно есть маневры, но нет встречного движения и пешеходов. Поэтому их никто не унижает проверками на алкоголь.
           Спортсмены развивали тему и говорили о том, что можно и даже нужно взять немного спиртного в полет. Чтобы выпить на высоте.
           Влад не мог понять, зачем они это будут делать: то ли для храбрости, то ли от холода на высоте. Но потом понял, что им всё по барабану.
           Влад захотел прокатиться на воздушном шаре и один пообещал. Но Влад приехал сюда не за этим.
           У входа в пещеру продавали разные интересные штучки.  Они-то и интересовали Владика.            
           На Западном Урале мягкие камни никто гипсом и алебастром не называет.  Разные цвета камней имеют свои местные названия. Длинный ряд торговцев продавал изделия местных мастеров: фигурки белого, серого, коричневого и золотистого цвета. В основном это были скульптуры животных.
           Владик брал фигурки одну за другой.
           Те, кто их изготовил, очень хорошо поработали. Надо долго наблюдать за животным, понять его жизнь, привычки и потребности, а потом изрядно поломать голову над тем, как передать его неповторимость в камне, и какой камень для этого выбрать.
           Местному скульптору действовать надо только так и не иначе. Здесь много хороших мастеров и плохо работать невозможно.
           Среди прочих выделялись нарядные изделия золотистого цвета. Сквозь поверхность камня просматривались длинные полупрозрачные волокна. По ним мягко и затейливо переливался свет.
           Объяснили, что это самый красивый, самый редкий и потому самый дорогой здесь камень под названием селенит.
           Можно долго ходить по ряду. И почти в каждой зверушке найдешь свою изюминку.          

            Энергичный поросенок
            Селенит. Уши торчат вперед, как прическа у боксера. Но маленькие глазки не злые, и он сам не страшный. Полнота ему даже к лицу. Золотой и весь светится здоровьем. Круглые щеки надуты. Толстые люди и маленькие поросята чаще всего бывают добрыми. 

            Пожилой кот.
            Кальцит. Коту надоело ловить мышей, лучше почитать книжку. Он считает себя начитанным и очень умным. На самом деле этот кот - лодырь. Он заснул в кресле, а на животе – раскрытая книга.

            Любопытный медвежонок.
            Кальцит и селенит. На полу сидит медвежонок с неуклюжими лапами и  большой, как у ребенка. головой. Ловить рыбу он ещё не научился. Но кто – то из взрослых подарил ему карасика. Коричневый Мишка держит золотую рыбку перед собой и рассматривает её,  как новую игрушку.
 
            Порой замысел автора понятен не сразу. Хочется долго рассматривать детали и строить образ.
            Но нельзя долго стоять, придется покупать, а здесь фигурки стоят дорого. Лучше съездить на комбинат к изготовителям. Это километров сорок отсюда.
            Промыслу больше ста лет. Сначала копировали всё, что видели вокруг. Дело быстро наладили и у людей появились постоянные заработки. Хватало всем, и камнерезам и купцам. Но в 1900 году вышло «Постановление о промышленном налоге». 
            Промысел, который кормил многие семьи, сразу заглох.
            Дело возродили в конце 20-х годов. В первые пятилетки было много проблем, но даже тогда нашли средства на народные промыслы.  Открыли центры обучения этому ремеслу.  Был создан комбинат, и в лучшие времена на нем числилось более тысячи камнерезов.
            Теперь не наберется и двухсот. Зарплату дают нерегулярно. Многие работают на дому и других доходов не имеют.
            В том селе его ждал знакомый. И они пошли по домам камнерезов.
            - Я вам покажу одного мастера. Он толковый и у него должна быть продукция.
            Но навстречу шел односельчанин и Иван с ним о чем – то переговорил.  После чего спохватился:
            - К нему не заходим. У хозяина начинается запой. Это надолго. Но мы найдем других.   
            Провожатый собирался ко вторым и к третьим, но всегда передумывал.
            - Вот и в этом доме живут камнерезы. У них бывают неплохие изделия. Но сюда тоже нельзя. Эти вышли из запоя, у них ещё ничего нет. Бесполезно.
            Владик успел заметить, что в том доме на окнах не было занавесок.
Провожатый напрягался и размышлял, к кому ещё можно зайти.
            Ивана ждали не везде и заходить можно было не к каждому. У камнерезов между собой бывают сложные отношения.
            Они так и не зашли ни к одному из мастеров.
            Иван предложил обратиться к местным оптовым торговцам. Они скупают товар у камнерезов или на что – то выменивают. Конечно у них дороже, но продукция определенно есть и цены ниже, чем у Кунгурской пещеры.
            Одного звали Шурик.  Шурик показывал свои сувениры.

            Черепахи.
            Они на Урале не водятся. Но всем известно, что черепаха приносит счастье. Надо купить и всегда иметь дома черепаху. Если счастье не наступает, следует купить другую черепаху, побольше. 
           Бывает так, что двух черепах для счастья недостаточно. Но надо быть настойчивым и за счастье бороться. Если постоянно покупать черепах, то счастье неизбежно наступит. Тому есть примеры. Вот почему черепахи – самая ходовая и выгодная товарная позиция. Их изготавливают в больших количествах камнерезы среднего уровня мастерства.
    
           Чукча.
           На белой льдине сидит коричневый чукча и, свесив ноги, с кем-то ведет  разговор по мобильному телефону. Чукча деловит и очень серьёзен. Наверняка это бизнесмен или рэкитир.
           Крутой, однако!
 
           Иван не сделал того, что обещал и куда-то пропал. А Влад направился в контору купить что-нибудь из заводских изделий. Там ему обрадовались, и пообещали подвезти обратно в Кунгур. Скоро пойдет заводская машина. А по заводу прошел слух:
          - Появились наличные деньги.
Один за другим подходили работники. Задавали один и тот-же вопрос.
          -  Дадут – ли зарплату?
          Раньше у комбината было много покупателей и со сбытом проблем не было.  Продукцию большими партиями отгружали за границу. Теперь рынки сбыта утеряны. С конечными покупателями работают посредники - коммерческие фирмы. Их цены необоснованно завышены. Поэтому медленно идет реализация.
           Директора здесь были разные. Приходили с прекрасными замыслами, но не слишком задерживались.
           Влад знал одного успешного предпринимателя из областного центра. Встречались на ярмарках. Его звали Анатолий. Он был подлинный новатор. Собрал в Перми отличных камнерезов и художников. И они стали делать совершенно новые, ни на что не похожие вещи.      
          Толя стал широко применять раскраску изделий в сочетании с металлом. Был большой коммерческий успех.
          Областные руководители это заметили и предложили ему возглавить комбинат. Он отказывался. Не его это работа. Власти настаивали. Дошло до того, что одна спецслужба захватила его на улице и без особых церемоний доставила в высокий  кабинет. И ему в ультимативном порядке снова предложили стать директором.
          То, что он живет в Перми и до производства сто километров – не беда. Можно ездить на работу через день. Будут заместители.  Один живет в Суксуне. Это ближе чем Пермь. Второй был тоже не местный. Но Толе было непонятно, что они понимают в камнерезном производстве.
          С директорами здесь беда. Один взял большой кредит и весь его потратил на закупку типографского оборудования. Хотел сделать массовую рекламу продукции.
          Но народ не обманешь. Считают, что директор неплохо подзаработал. Такие покупки редко совершают без отката. А типографии в этой глуши как раз и не хватает.
          Толя так работать не может. Он хочет создавать что-то новое, творить. Быть директором он так и не взялся, но передал комбинату несколько своих идей и разработок.

           Подсвечники с металлом.
           На позолоченном стебле растут диковинные цветы. Они какие-то особенные. Угадывается только кувшинка. Автор решил не повторять традиционных роз и тюльпанов. Но фантазия художника и красота камня создают десятки прекрасных сочетаний. И не слишком важно знать, где цветок, где листок, где бабочка.

           Художественное панно.
           Испокон веков иконописцы раскрашивали небо на иконах в золотой цвет. Изображение получалось торжественным и слегка нереальным.
           Вместо золотой краски можно использовать селенит. По нему наносят тонкий акварельный рисунок и покрывают лаком. Получается возвышенный образ уральского или среднерусского пейзажа. Это небывалая, и очень интересная продукция.

           На втором этаже ему укладывали покупки.
           А внизу собирался народ. Женщины – работницы комбината, обсуждали решение суда о лишении родительских прав одной пьющей матери.  Здешняя, из соседней деревни. Её никто не жалел, все осуждали.
           Было жарко и захотелось пить. Он сходил в сельский магазин.
           - Девчата, я вас пивом угощу!
           Одна не сумела открыть банку, как будто впервые держала в руках такое чудо.

           Золотые Рыбки.         
           Здешние камнерезы копировали натуру обитателей местных рек. Всё получалось неплохо и очень похоже, но окуни и щуки не отличались выразительностью. Чего - то не хватало.
           Но вдруг кто-то из мастеров увидел в аквариуме золотую рыбку и восхитился. Это была подсказка.
           Селенит как будто создан для того, чтобы из него вырезали золотые рыбки. Золотая рыбка размерами больше в высоту, чем в длину вся состоит из огромных волнистых плавников. Художник дорисовывает глаза и получается превосходный портрет существа с безмолвным «рыбьим» выражением. Рыбка переливается спокойными оттенками мягкого золотистого цвета.  Говорят, что созерцание такой рыбы успокаивает нервы и заменяет аквариум.

           Волк.
           Кальцит. Серый волк жалобно воет, задрав морду вверх. Плохо волку, кушать хочет. А потом, у него есть волчица, и ей бы тоже неплохо перекусить.
           Волк воет от людской неблагодарности. Обидно волку. Все забыли, что он санитар леса и без волков никак нельзя.

           Морской котик.
           Кальцит и селенит. Он коричневый и лежит на тающей льдине.  Морских котиков на Урале не сыщешь. Кто-то специально ездил на Север посмотреть натуру. И морского котика сделали как волка. Он поднял морду и тоже хочет выть. Но не умеет.

           Белка.
           Селенит. Если делать хвост белки из камня, то он будет большим и тяжелым. Мастер обозначил хвост  длинным изогнутым листочком со штрихами. Сомнений нет - это настоящий беличий пушистый хвост. Такой образ продумал один знаменитый местный камнерез. Заслуженный художник России. Теперь это – классика и других хвостов белкам не делают.

           Пепельница Соболь.
           Кальцит. Белоснежный соболь резко выделяется на темном камне пепельницы. Он кажется осторожным, быстрым и готов исчезнуть. Не сразу приходит в голову, что белых соболей не бывает, белым бывает снег, а коричневым - соболь. Но было бы непрактично делать пепельницу белой и копировать природу.
           Всё сработано настолько мастерски, что вопрос о настоящих цветах как-то не возникает.
            
           Однажды по какому – то делу позвонил Иван. Комбинат акционирован и куплен одной частной компанией. Теперь из мягких камней будут производить строительные материалы. Фирма, купившая пакет акций обязалась сохранять и поддерживать народные промыслы.
           Руководство области считает сделку успешной.
           Потом газеты сообщили, что в Москве по улице Байкальской, в том доме, где фирма  зарегистрирована, её не оказалось…