Тогда и сейчас

Евгений Нищенко
Символом Америки является Джордж Вашингтон, символом Германии - канцлер Отто Бисмарк, символом Англии – Уинстон Черчилль. Наполеон – символ Франции.
Я родился и прожил жизнь в государстве символом которого был Владимир Ильич Ленин.
Потом грянула перестройка, Ленина объявили немецким шпионом, эмигрантом и заставили отплясывать на эстраде народный танец самсуру («семь сорок»), заложив большие пальцы в вырезы жилетки.
Государство развалилось, стало не до символов, а «семь сорок» стали отплясывать новые хозяева жизни, да так усердно, что вытеснили Ильича с подмостков.
 
Как только рухнула держава, практичные граждане наперегонки побежали сдавать партбилеты, присягать на верность новой, ещё толком не сформировавшейся власти и называть Ленина «лысым» и «рыжим». Народ наш любит свергать кумиры. Я помню далёкий 1956 год, когда после развенчания культа личности на ХХ партсъезде, солдат сорвал на вокзале портрет Сталина и топтал его сапогами.

Отнесём эти проявления коллективных эмоций к законам развития общества, а сами попытаемся кратко сформулировать то, что имели – мы ведь способны оценить что имеем, только потеряв его.
 
СССР был единственным в мире государством, построенным на принципах социальной справедливости. «Советская холява» - презрительный неологизм современных идеологов – выглядела так:
дал работу – дай зарплату, дал зарплату – дай квартиру, дал квартиру – дай машину, дай отдых в Крыму за отпускные, дай бесплатную медицину, дай бесплатное образование, дай восьмичасовой рабочий день;
практически дармовые газ, вода и электричество воспринимались, как нечто само собой разумеющееся и даже не увязывалось с перекрытием Ангары и газопроводом «Уренгой - Сургут».

А почему, собственно «холява»? Отрабатывать приходилось эту холяву. И если ты месяц-другой сидел без работы, приходил участковый и вопрошал – за чей счёт живём, на чьей шее сидим и в чей карман заглядываем?

Кто плохо знает историю (вернее, кто совсем не знает её) рассуждают следующим образом – кабы не Ленин с его революцией и большевиками, Россия с блеском выиграла бы Первую Мировую войну. (В этой войне участвовало 34 государства, кто кого бил и за что дрались было неясно с самого начала). Говорить о «блеске» на фоне поголовного дезертирства как-то неловко, а войну мы всё равно выиграли, чуть позже – в мае 1945 года. Вернули утраченное, да ещё территориально прирасли.

Нелишне напомнить, что революцию не большевики сделали, а буржуазные демократы (буржуа, буржуи) – которым почему-то плохо жилось при царе батюшке. Сделать сделали, да до ума довести тяму не хватило. За полгода страну в прах превратили. Власть валялась на дороге. Ленин поднял её.

Полезно уточнить, что революции не делаются – они возникают. Они неотвратимы, они назревают и случаются. «Когда верхи не могут править по новому, а низы не хотят жить по старому».

Основные обвинения в адрес Ленина это «закрытие» казачества, нелады с церковью и расстрел царской семьи.
Казачество, как род войск, изжило себя – кавалерию вытеснили танки и бронемашины. Ленин тут не при чём.
 
Отношения церкви и государства никогда не были безоблачными. Белые и пушистые священнослужители всегда считали, что дела государственные не могут быть выше дел господних. Вольтер, французский философ и борец с религиозным фанатизмом, писал Екатерине: «Держите попов в чёрном теле и будете жить безбедно». Попы при Екатерине знали своё место. Знали они его и при Петре I. Царь Алексей в 1658 году отстранил Никона от патриаршества и выслал из Москвы – шагу не давал ступить святейший помазаннику.
Когда в 1922 году, в результате гражданской войны и разрухи, страна умирала от голода, по монастырям и церквям было сосредоточено до семидесяти процентов государственного добра. Церковники отказались делиться с народом, а советскую власть предали анафеме. Пришлось брать силой. «Не стяжайте!».

Дикий и хищнический капитализм на заре двадцатого века, привёл народ в бедственное  состояние. Люди пошли просить защиты у царя. Царь ответил пушками.
По данным 4-й Государственной Думы, с 1901 по 1914 г.г. царские войска более 6 тысяч раз (практически каждый день) открывали огонь, в т. ч. и артиллерийский, по мирным митингам и демонстрациям рабочих, по сходкам и шествиям крестьян Число жертв превысило 180 тыс. чел. В тюрьмах и на каторге погибло ещё 40 тыс. чел. (В. Д. Катальников. Рабочий человек в Российском государстве и обществе.)

После расстрела мирного шествия на Дворцовой площади 9 января 1905 года, царь получил кличку «Кровавый» и стал ненавидим всеми слоями общества. Милосердие по отношению к нему было бы не понято бурлящим и тёмным сознанием народа.
Можно сказать и так: бог покарал его, избрав орудием своей мести большевиков.

Впрочем, убийства внутри самой династии, ради обладания короной, всегда были рядовым явлением.
Перечисленные факты – жалкие крупицы истории. Тогда было всё не так, как видится сейчас.

Мне не совсем понятно, почему господа капиталисты так недовольны личностью Ленина. Как мы уже выяснили, революцию сделал не Ленин, а сами буржуи – Ленин помог им восстановить разрушенное их неумелыми действиями государство. Более того, он вернул господам капиталистам их желанный капитализм - в виде НЭПА.

Как бы то ни было, Ленинский план электрификации всей страны сработал, железный конь пришел на смену крестьянской лошадке, стальные птицы поднялись в небо, страна стала поголовно грамотной; в Москве был построен первенец советского автомобилестроения - ЗИЛ - завод имени В.И. Ленина, а в Шахтах (Рост. обл.) построена великолепная окружная больница имени В.И. Ленина.

Советская страна стала могучей мировой державой и узкоглазые сомалийские пираты смотреть боялись в её сторону, не то что затевать недоброе (суда российские брать на абордаж с резиновых лодок).

А где же обещанный коммунизм, спросите вы?
Так его Н.С. Хрущёв обещал. И ошибся только в сроках – не через двадцать лет коммунизм наступил, а через сорок. На Рублёвке.

                22 апреля 2010 г.