Была война работой боевой. ОТЕЦ

Любаша Жукова
  Который раз убеждаюсь, что мир тесен, а Земля-матушка – не такая уж и большая...

  Родителей давно нет, дети выросли, взрослеют внуки. Но что они знают о поколении наших отцов, о том времени, когда выстоял наш народ в войне с фашистскими захватчиками? А что знаю я, чей отец, будучи кадровым офицером ВВС, прошёл её  до конца?  Что знаю я  не о войне в целом, а конкретно, о боевом пути  отца, в деталях?  Практически ничего.

  ОБ ОТЦЕ.
 
  Моему папе было 32 года, когда в 1941 году началась Великая Отечественная война.  Он воевал  на Закавказском, Крымском, Воронежском, Сталинградском, на 1 и 2 Украинских фронтах: через  Молдавию, Румынию, Венгрию, Польшу - на Берлин,
а 12 мая 1945 года  - ещё и освобождение Праги.
 
  Отец  был  штурманом пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 знаменитого Полбинского бомбардировочного авиа корпуса (БАК); участвовал во всех самых ответственных сражениях и боевых заданиях и как бомбардировщик, и как авиаразведчик, и как «охотник» (так называли тех, кому доверяли сомостоятельно искать  цель и поражать её.)
 
  Экипаж моего папы был снайперским, т-е, опытным, одним из лучших. Таких в авиа полках были единицы.
Но об этом я узнала совсем недавно.

  Он  был человек скромный, и сам никогда не заводил разговора о войне, а мы  почему-то и не спрашивали... Конечно, ежегодно  в День Победы - 9 мая,  как и других ветеранов войны, его приглашали в школы, на предприятия, в ВУЗы,  и там он что-то рассказывал молодому поколению, отвечал на вопросы, но меня на этих встречах не было, и я этих рассказов не слышала.  Очень жаль...
  Теперь его давно нет.
 
  И  однажды,  спустя много лет,  ко мне в руки попали  исписанные им  странички  автобиографии.  Сколько  же появилось вопросов! Я ничего не знала о его боевом пути.
 
  Заглянув в  интернет,  к своему удивлению,  я нашла очень много интересных подробностей о 81-м Гвардейском орденов Суворова и  Богдана Хмельницкого Краковском Бомбардировочном Авиационном полке, в котором служил папа,  и о  прославленном командире авиационного корпуса гвардии генерал-майоре Иване Семёновиче Полбине.
 
 (Гвардии генерал-майор авиации И.С. Полбин погиб 11 февраля 1945 года в воздушном бою под Бреслау, совершая свой 157-й боевой вылет, на глазах моего папы и его лётчика – Героя Советского Союза Петра Черныша,  летевших  первыми ведомыми справа за генералом Полбиным и сопровождавших горящий ПЕ-2 своего командира, пока он не  рухнул и взорвался.)

  Однополчанин папы  Герой Советского Союза генерал  Н.И. Гапеёнок  в 2002 году  написал книгу

 «Дороги победы. Боевой путь 81 гвардейского БАП. Книга памяти». 
  http://militera.lib.ru/h/gapeenok_ni/index.html

  Оказывается, о боевом пути полка, в котором служил отец,  есть подробная книжка, основанная на военных архивах, документах  и воспоминаниях однополчан!  Представляете мой восторг, мою радость!!!

Её-то я и прочитала в интернете  и из  неё  про папин экипаж узнала больше, чем от него самого при  жизни.  В книге много  подробностей о  «боевой работе» полка и много интересного, в том числе и про экипаж моего отца.  В рассказах о боевых вылетах  не раз упоминается  его  эскадрилья и его экипаж.

 Я очень горда этим.
 И хочу, чтобы и дети, и внуки об этом знали.

 Но,  приступая к стихотворению «Война была работой боевой», я  толком не знала, на каком именно  самолёте-бомбардировщике летал отец.  Сначала,  сверяя  картинки  по сохранившейся фронтовой фотографии, искала на интернете всё, что было похоже. Вспомнилось слово «Пешка», которое однажды звучало в семье,  нашла много материалов  про  авиаконструктора  Владимира Ивановича Петлякова, (это отдельная заслуживающая внимания судьба), потом прочитала некоторые исторические материалы со ссылками на военные архивы, потом – мемуары однополчан,.. и многое стало понятным.

 Мне удалось по крупицам проследить весь боевой путь отца. Очень жаль, что при его жизни не хватило понимания, что это важно и для меня, и для детей и внуков. Казалось, что всё и так  предельно  ясно.
 
 В самолётах я тоже не разбираюсь. Поэтому искала в словарях и в других материалах разные подробности про пикирующие бомбардировщики, про вражеские истребители  того времени и т. д.
 
  А сам эпизод, описанный в «разговоре с внуком», был рассказан моим отцом  моей дочери, по её просьбе, когда она училась в 5 классе. Ей нужен был реальный факт о войне со слов ветерана для домашнего сочинения «Никто не забыт и ничто не забыто», и черновик этого сочинения случайно сохранился.
 
  Теперь  дети  моей дочери, мои внук и внучка,  тоже кое-что узнали о войне и о своём пра-дедушке из первых рук.
   
  Мой отец, простой и скромный человек, с первого дня ВОВ воевал, рисковал жизнью, был тяжело ранен, дошёл до Берлина, вернулся с орденами и медалями, но никогда не считал, что он герой, хотя у него было более 190 успешных боевых вылетов, а для звания Героя Советского Союза необходимо было - 150.
 (Будучи секретарём партийной организации, на себя подписывать представление он не мог, Героем стал только его лётчик, с которым они летали всю войну.)
 
 Война была для них «работой боевой», работой с которой не все возвращались живыми.
               
                *****
 
  ПАМЯТИ ОТЦА,

 Жукова  Сергея Васильевича,
участника ВОВ , Гвардии майора ВВС, ветерана 81-го Гвардейского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Краковского Бомбардировочного Авиационного полка*, штурмана авиаэскадрильи.

 Награждён орденом Отечественной войны 1-ой степени,  двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды,  двумя орденами Красного Знамени;  двенадцатью медалями:  За боевые заслуги, За победу над Германией, За взятие Берлина, За освобождение Праги, 30 лет СА и флота и другими.


     БЫЛА ВОЙНА РАБОТОЙ БОЕВОЙ.

(реальный факт из биографии моего отца)
 
Дедуля, расскажи нам, как ты воевал,
Громил фашистских гадов и гвардейцем стал, 
Припомни яркий случай из военных лет,
Как в небе добивались лётчики  побед.      
Мы почитаем вас – героев в орденах,   
За то, что шли в атаку, забывая страх,
Чтоб каждый раз отважно подвиг совершать, 
За  Родину в боях бесстрашно умирать!

Послушай, внук, была война войной,      
Для нас  она  была - работой боевой,
Никто не дрался, тОлько чтоб героем стать,
Нам важно было  честь Отчизны отстоять,
Прогнать захватчиков с  моей родной земли,
Чтоб жёны и детишки в мире жить могли.
Не умирать мы шли, а грудью защищать
Народ и землю русскую за пядью пядь.

А в схватке, верно, побеждает тот,            
Кто выучкой, умом и ловкостью берёт. ...
Вот случай из войны, неброский, рядовой:
Приказ тогда мы получили боевой
Аэродром в Крыму, в Джанкое** разбомбить,
Напор немецких войск на юге упредить.
Был сложным и опасным тот ночной полёт:
Мы укрывали в облаках наш самолёт.

Хоть видимости – «ноль», но цель близка,   
И штурману её не трудно отыскать,
Спикировав углом до нужной высоты,
Бомбардировщик  разметал в снегу щиты.
Не ждали немцы нас в ту памятную ночь,               
Мы отбомбили цель и улетали прочь.
И, спохватившись, вслед нам враг заговорил,
Огонь зенитных батарей по нам открыл.

Лучи прожекторОв – вразлёт, наперекрёст -               
Нащупывали нас, летящих среди звёзд.
Четыре мессера, откуда ни возьмись,
Как коршуны на кур, свалились сверху вниз.
И,  уклоняясь от атаки, по прямой
Наш экипаж вступил с врагом в неравный бой.
Твой штурман-дедушка, нацелив пулемёт,
Удачно сбил фашистский мессер-самолёт.
 
Но три других  -  отстали лишь тогда,               
Когда охвачен был огнём и наш ПЕ-2***.
Машину резко бросило в крутой вираж,
И эхом гулким взвыл наш корпус-фюзеляж.

Мой лётчик врос в штурвал: «Давай расчёт!               
Дотянем до своих?»
                - «Ну, если повезёт:
Курс – восемьдесят пять, на северо-восток,
Там озеро Эльтон,  собьём огня поток!»

Пилот подправил ход  на вынужденный курс,               
Сбил скорость, устраняя неритмичный пульс,
И на педали управленья надавил,
Отжав штурвал и руль, насколько было сил.

Стрелок-радист отстукивал «морзель»,               
Заглядывая изредка в свою турель****,
Бензин, стекающий по кромке у крыла,
Горел, и пламя вырывалось из сопла*****.

Бомбардировщик шёл вперёд сквозь облака,               
То подминая их под хвост и под бока,
То в них ныряя... 
                И в ночи его броня
Несла по небу шлейф из языков огня.   

А на востоке начинался  новый день,               
Гасило солнышко остатки звёзд и темь,
Пропала глупая холодная луна.
Сквозь смотровой щиток земля теперь видна.

И вот,  под нами - чаша озера Эльтон...         
«Перекрываю баки, отключил мотор!
Планирую к поверхности  воды!..            
Держитесь крепче, братцы! Выживем! Лады!»

По глади трижды рикошетом проскользнув,      
Водой  озёрною  с бортов огонь смахнув
И сделав сильный заключительный бросок,
На брюхе "Пешка" глухо врезалась в песок.

Удар!..
Заскрежетал от треска фюзеляж.
Застыл в оцепененье лётный экипаж.
Запахло гарью, и бензином, и травой,
И тишина нам показалась неживой.

В отключке были несколько секунд...               
Осела «Пешка» наша в приозёрный грунт.
Очнувшись, отстегнул ремни и парашют:
«Ребята, вылезайте! Прибыли! Нас ждут!..»

Все  трое ранены, но это не беда.
Мы живы! Не в плену! И сохранён ПЕ-2.
Из дыма выбраться друг другу помогли,
Взяв рацию и документы, отползли.

Огонь на лонжеронах* вроде поутих...
А вскоре помощь подоспела от своих.
Встречали, как героев, нас в родном полку:
По стопке водки - всем! Героям – коньяку!
                *****

Я рассказал  тебе историю свою
о том, как выжил экипаж в одном бою.
А в сутки вылетов  бывало три и пять,
и каждый смело можно подвигом считать.

Дрались мы до победы, в связке, как один.               
Был Сталинград, Бреслау, Прага и Берлин.
Вертушкой Полбинской громили мы врага,
Наш полк Гвардейским стал навечно, навсегда!

Теперь ты понял, внук, что трудной, непростой               
Война была для нас работой боевой.
И главное в бою – не подвиг совершить,
А, выполнив задачу, выжить, чтоб врага добить.

Когда меня не станет, с честью сохрани
медали, ордена. ...     Поведают они,
Как воевал твой дед в прошедшую войну,
Как отстояли мир, свободу и страну!
      
«»»»»»»»»»»»»»

Примечания:   
*81-й ГБАП  - (Гвардейский бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков) -  один из лучших советских бомбардировочных полков , оснащённый Пе-2,  стал первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА СССР.
С весны 1943 года полк преобразован из двухэскадрильного в трехэскадрильный и оставался таким до окончания войны.
Приказом НКО СССР № 128 от 18.03.1943 и Директивой Штаба ВВС КА № 512350 от 21/23.03.1943 г. преобразован в 81 ГБАП и был доукомплектован третьей эскадрильей.

 Командир полка - Герой Советского Союза гвардии подполковник В. Я. Гаврилов, командир 1-й Гвардейской авиадивизии - гвардии полковник Фёдор Иванович Добыш,  командир авиакорпуса – легендарный гвардии генерал-майор Полбин И.С.

**Джанкой — город республиканского подчинения на севере Крыма.

***ПЕ-2– пикирующий бомбардировщик конструктора Петлякова В.М.
         
  Пе-2 сыграл выдающуюся роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Этот самолёт применялся как бомбардировщик, разведчик, истребитель. Они воевали на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских летчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нём возможности. Скорость, маневренность, мощное вооружение плюс прочность, надёжность и живучесть были его отличительными чертами. Пе-2 был популярен у летчиков и с первого до последнего дня Великой Отечественной войны "Пешка" (так с любовью называли его лётчики) служила им верой и правдой.
  В ходе Второй мировой войны Пе-2 стал самым массовым советским фронтовым       бомбардировщиком, таким же символом Победы, как Т-34 и Ил-2.

****Турель– вращающаяся башня-установка для орудий и пулемётов на самолётах.

Озеро Эльтон –  "крупнейшее в Европе солёное озеро на территории Волгоградской области, раскинувшееся среди ровной степной местности на площади 152 кв. км.,  настоящее чудо природы, жемчужина приволжской степи. Среди опустыненной заволжской степи - огромная чаша озера с водой золотисто-розового оттенка окаймлена широкой полосой сверкающих на солнце белоснежных кристаллов соли. Трудно найти место, которое могло бы сравниться с Эльтоном по красоте и разнообразию ландшафтов: озерные мелководья, пляжи, солончаки, живописные дельты впадающих рек, балки, овраги, долины."

***** Сопло,словарь Ушакова:  СО'ПЛО' - (тех.) - трубчатая коническая насадка, служащая для регулирования выходящей из неё струи газа, пара, жидкости.

ФЮЗЕЛЯЖ -  корпус летательного аппарата.

Лонжерон, БСЭ: Лонжерон (от французского longeron), основной силовой элемент    конструкции многих инженерных сооружений (самолётов, автомобилей, вагонов, мостов, кораблей и др.).

Свидетельство о публикации №11004102529

  И вот реакция внука на стихотворение
 «Была война работой боевой»: 

 Ба, большое спасибо тебе, мне очень понравилось стихотворение!
Когда его читаешь, живо представляешь ту ночь, кажется, что сам находишься в этом самолёте, в том самом бою. Написано очень реалистично, доходчиво,  легко читается,  а главное, чувствуешь, что всё это не выдумано, а по-настоящему прожито и пережито!
 Я горжусь и рад, что у меня такой пра-дедушка, что в моём семейном древе - такой храбрый и мужественный человек!
Шакин Антон   12.04.2010

 А ниже – доказательство тому, что МИР ТЕСЕН, что наше общение на сайте объединяет нас, помогает нам лучше узнать друг друга, приносит радость и не перестаёт удивлять: все мы – дети нашей не такой уж большой Земли-матушки.
 
 РЕЦЕНЗИЯ  Галины  Сафиулиной.

- Здравствуй, Любушка! Я растеряна... Твоя поэма, посвящённая любимому отцу-фронтовику, так потрясла меня, что мне кажется, я не сумею найти нужных слов...
 Дорогая моя, ты не просто написала стихотворение памяти отца, что уже само по себе хорошо и похвально. Ты проделала титаническую работу по сбору архивного материала, ты дала массу ссылок, разъясняющих специальные термины, привела кучу географических названий с пояснением, где что находится, перечислила папины награды...
 Ой, Любочка, у меня голова кругом идёт от мысли о том, каких усилий тебе это стоило! О чём это говорит? - О силе любви к отцу и о том, что память о нём для тебя священна.

 Любашенька, СПАСИБО ТЕБЕ ОГРОМНОЕ ЗА ЭТУ ПАМЯТЬ! ВЕДЬ ОНА КАСАЕТСЯ ВСЕХ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ, А  ЗНАЧИТ, И МОЕГО ОТЦА ТОЖЕ!!!
 Я тебя и так уважаю, а теперь - ЕЩЁ БОЛЬШЕ! И ЛЮБЛЮ!
Слёзы стоят в глазах... Обнимаю крепко-крепко,      
Галина Сафиулина   07.03.2011
«»»»»»»»»»»»»»»»»

Любовь:

-  Галочка!  Я рада твоему отзыву! Ты настолько живо представила, как я работала над этим стихом, что мне показалось, будто ты была рядом и помогала мне.
  Я, действительно, перечитала много разных материалов, чтобы не ошибиться,  особенно, в технических тонкостях, связанных с управлением самолёта. Папы уже 20 лет нет, спросить не у кого. А эпизод этот с его слов был записан моей дочкой очень давно для детского школьного сочинения.

  Мне очень повезло найти в интернете книгу, из которой про папин экипаж узнала больше, чем от него самого при его жизни.

  Это - книга «ДОРОГИ ПОБЕДЫ» о боевом пути 81 гвардейского БАК.
 
  http://militera.lib.ru/h/gapeenok_ni/index.html -

  Автор книги - папин однополчанин, лётчик, генерал Н.И. ГАПЕЁНОК, во время войны – тоже лейтенант.

  Мне было безумно интересно узнать многие подробности, касающиеся "боевой работы" конкретно моего отца и его однополчан.

  Галинушка, ты права, - это дань памяти нашим отцам, Ветеранам ВОВ.
  И память о них священна!

  С благодарностью,
                Любовь, 07.03.2011
«»»»»»»»»»»»»»»»»

Галина Сафиулина:

- Люба! Я сейчас чуть в обморок не упала! Я всю жизнь живу в одном гарнизоне с семьёй Героя Советского Союза Николая Ивановича Гапеёнка! Одно время жили в соседних домах. С его дочкой Аллочкой, моей ровесницей, бегали в одном дворе в детстве, ходили в одну школу, в изостудию (она потом и стала художником-оформителем), знала её покойного мужа Колю, он рано умер. А детей у них так и не было. Николая Ивановича не стало совсем недавно, буквально в прошлый или позапрошлый год. К сожалению, связь с этой семьёй у меня прервалась очень давно. Мы с Аллой повзрослели, и пути наши разошлись...
Вот чудеса какие, Любочка! Бог нас с тобой свёл?
Обнимаю, Любаша! Наверное, мы ещё не одно "открытие чУдное" совершим, узнавая друг друга.

Галина Сафиулина   08.03.2011   
«»»»»»»»»»»»»»»»

Любовь:

- Боже мой! Сколько уж раз убеждаюсь, что Земля наша, матушка, - не такая большая, как кажется, и мир тесен!! А мы с тобой - ТОЧНО,  НЕ ЗРЯ встретились!!!
 Это ж надо!?  Сколько же лет было Николаю Иванычу Гапеёнку?
 И как жаль, что уже нельзя его расспросить ни о чём.
 
 Спасибо ему за книгу,  он в ней опирается на архивные материалы и только на проверенные факты, (например, главы о генерале Полбине И.С. и его гибели под Бреслау.)
 
 Если когда-нибудь тебе (или мужу) захочется прочитать об этом, вот ссылка на одну из глав, в которой рассказана правда о гибели легендарного ком. корпуса генерала  И.С. Полбина -

http://militera.lib.ru/h/gapeenok_ni/05.html -

 А между прочим, правым ведомым от Полбина И.С. в том бою был самолёт моего отца,   с лётчиком Героем советского Союза П. П. Чернышом,  они сопровождали командира корпуса и видели, как загорелся и рухнул его самолёт.

 Галочка, если доведётся тебе увидеться с Аллой, дочерью Гапеёнка Н.И., обязательно передай ей от меня огромную благодарность за книгу её героического отца. Вот как бывает! Мне и в голову не приходило, что боевые товарищи папы, друзья-однополчане, живые свидетели военных лет, живут рядом, и пишут книги и мемуары, из которых мы узнаём многое о наших родителях.
(А вот в одних мемуарах, не помню, чьих, описывая подробности гибели Полбина, кто-то вместо фамилии "Черныш", назвал лётчика "Белыш", может, случайно, а может, нарочно, но зачем?)

Спасибо тебе, Галочка, я очень рада нашей встрече.

(Фамилия моего отца - Жуков Сергей Васильевич. Во время войны он был старшим лейтенантом, потом – капитаном, штурманом эскадрильи, в запас ушёл в звании майора в 1956 году.)

 8.03.2011г. Л.Ж.
                             

 Дорогие сограждане: авторы и читатели! Ищите, пишите,читайте, рассказывайте как можно больше о наших отцах, дедах – участниках Великой Отечественной войны, отстоявших наше право на жизнь!
 И кто знает, сколько ещё открытий и встреч нас ждёт!
 Мир тесен!

Л.Жукова. 25 апреля 2011 г.