Агриппина Ваганова

Роберт Тальсон
Весна 1888 года. Под холодным весенним дождем по набережной Фонтанки идут двое – пожилой армянин с болезненным, осунувшимся лицом и его пухленькая девятилетняя дочка. Девочка подпрыгивает и кружится, повторяя:
- Я ведь буду балериной?
Отец кивает, думая про себя:
- Пристрою Груню в императорское танцевальное училище, и можно спокойно умереть…
В училище девочку, действительно, приняли, несмотря на нестандартную для балерины фигуру.
- Будет танцевать в кордебалете, на жизнь сможет заработать, и то хорошо, - обрадовались ее родители.
Им и в голову не могло прийти, что через семьдесят лет танцевальное училище будет с гордостью носить имя их дочери, Агриппины Яковлевны Вагановой.

Агриппина Яковлевна Ваганова (1879-1951)

Агриппина Ваганова родилась в 1879 году в Петербурге. Ее родители хоть и были членами богатой армянской общины, деловыми качествами не обладали. Семья с тремя детьми еле сводила концы с концами. Яков Ваганов, отставной унтер-офицер, имел свойственную своему званию военную выправку, что помогло ему получить должность капельдинера в Мариинском театре. В его обязанности входило встречать у дверей высокопоставленных гостей. Отец часто брал Груню с собой в театр, и девочка фанатично полюбила балет.
С девяти лет оказавшись в стенах танцевального училища, она с головой погрузилась в изучение хореографии. Постепенно она поняла, что добиться совершенства ей мешают две вещи – коренастая от рождения фигура и устаревший способ преподавания в училище.
Вот танцовщик Облаков грациозно вплывает в танцевальный класс, и даже не глядя на шеренгу юных учениц, демонстрирует танцевальное па.
- Повторяйте… Раз, два, три, - приказывает он.
Агриппина выходит вперед и спрашивает:
- А Вы не хотите разобрать с нами это движение?
Облаков чуть не теряет дар речи от такой наглости:
- Ваше дело, сударыня, повторять за мной, а не задавать глупые вопросы!
Хоть Агриппина прославилась на все училище строптивым характером и частенько перечила учителям, успеваемость у нее была хорошая. Вскоре ей доверили крошечную роль Амурчика в Спящей красавице. Репетируя рядом с прославленной Анной Павловой, Агриппина старалась осмыслить каждое движение балерины  и прокручивала весь танец в голове. Такое вдумчивое отношение к работе сделало Агриппину заметной личностью в танцевальной школе. На выпускном экзамене она получила 11 баллов из возможных 12.
В 17 лет, она была принята в труппу Мариинского театра. Казалось бы, мечта начала сбываться. Но карьерного роста не получалось. При всей отточенности ее движений, хореографы не видели в Вагановой солистку. Подводила ее недостаточно изящная фигура. Главный хореограф, знаменитый Петипа, с первого взгляда невзлюбил Ваганову. «Госпожа Ваганова ужасна! Не пойду на балет!» - писал он своим друзьям в случае, если Агриппине удавалось получить мало-мальски заметную роль. Публика очень благожелательно воспринимала танец Вагановой.
- Значит, зрители были подсадными утками! – упорствует Петипа.
Но, как бы ни критиковали ее внешность, Агриппина пользовалась большим успехом у мужчин и всегда была окружена толпой поклонников. В свободное от репетиций и выступлений время она обожала шумные вечеринки с танцами.
Она любила вспоминать, как на гастролях в Париже их труппа собралась в ресторане, и музыкант из оркестра Мариинского театра схватил со стены видавшую виды скрипку… Он заиграл развеселую мелодию, и Агриппина танцевала всю ночь к восторгу посетителей.
- Вот Ваш счет за пользование скрипкой, - сказал под утро хозяин заведения. Агриппина очень смеялась.
По возвращении в Петербург Ваганова неожиданно влюбилась… Как она встретила инженера-путейца Андрея Померанцева, человека совсем не театрального, история умалчивает.
Он был примерным семьянином и растил сына. Встреча с Агриппиной Вагановой меняет всю его жизнь.  Померанцев немедленно решает развестись, но жена не соглашается. Так Агриппине пришлось связать свою жизнь с женатым мужчиной. Теперь после концерта она стремится домой, где ее ждет любимый незаконный муж. К счастью, в театре ее совсем не осудили.
В 1904 году появляется на свет долгожданный сын, Саша, и Ваганова несколько лет посвящает воспитанию ребенка, совершенно забросив театр. Семейные праздники стали для нее счастьем не меньшим, чем успешная премьера балета. Особенно ей нравилось выбирать новогоднюю елку.
- Мама, почему ты больше не танцуешь? – однажды спросил маленький Саша, глядя на украшавшую интерьер фотографию. На ней была изображена Агриппина Ваганова в пачке и на пуантах.
Агриппина задумалась:
- А вдруг меня никто не ждет в Мариинском?
Но решила попробовать вернуться.
Как ни странно, в театре ее возвращение восприняли очень хорошо и она получила несколько ролей, о которых раньше не могла и мечтать. К тому же знаменитая балерина Карсавина повредила ногу, и  Ваганова наконец-то смогла заменить ее в заглавной партии Лебединого озера – станцевать Одетту-Одиллию.
Если до этого момента Ваганова считалась просто танцовщицей, то главная роль позволила ей получить звание балерины. Публика рукоплескала Одетте-Одиллиии в исполнении Вагановой, но сама Агриппина была недовольна.
- Вот бы с моими знаниями и опытом иметь другое тело! – думала она, глядя в зеркало.
Размышляя над каждым мгновением танца, Ваганова достигла удивительных результатов в прыжке.
В те времена был популярен критик Аким Волынский, к его голосу прислушивались все любители театра.
«Госпожа Ваганова срывается с места и повисает в воздухе!» - написал Волынский, став поклонником балерины.
«Мне исполняется восемдесят семь лет – и вместо подарка – на сцене ужасная госпожа Ваганова!» - заявил непремиримый Петипа.
Михаил Фокин, напротив, с удовольствием работал с Вагановой и вроде бы ценил ее мастерство… Но когда набирались танцовщицы для русских сезонов Дягилева, Фокин предпочел взять в Париж не являющуюся балериной миллионершу Иду Рубинштейн. Ваганова приглашения не получила.
В 1916 году Агриппине Вагановой исполнилось тридцать шесть лет, она достигла пика карьеры – и вдруг… Директор театра вызывает ее в кабинет и протягивает бумагу, украшенную виньетками.
- Вы уволены по возрасту! – сказал он не без удовольствия. Госпожа Ваганова столько лет его раздражала!
Беда не приходит одна. 1917 год принес Вагановой страшную трагедию. Померанцев потерял и работу, и состояние в неразберихе Октябрьского переворота. Перед рождеством он застрелился прямо под елкой.
Удивительно, но танцевальное училище продолжало существать несмотря ни на что. Классы не отапливались, продуктов в столовой не было. Многие знаменитые танцовщики и педагоги предпочли не вернуться с заграничных гастролей.
Наступил звездный час Агриппины Вагановой. Она поступает на работу в училище и набирает учениц в соответствии со своими требованиями.
- Ей просто повезло с ученицами! Ей случайно достались самые лучшие! – сплетничали коллеги. На самом деле Агриппина Яковлевна столько лет готовилась преподавать, столько мечтала об этой возможности, что результаты не заставили себя ждать.
Систематизируя накопленный опыт,  Агриппина Яковлевна начала писать книгу «Основы классического танца». Улучшить текст с литературной точки зрения ей помогала лучшая подруга – Любовь Менделеева-Блок. Та самая Прекрасная дама, предмет поклонения великого поэта, после смерти мужа превратилась в толстую старуху.
- Кто это приходит к нашей Агриппине Яковлевне? – шушукались ученицы, не узнавая некогда знаменитую женщину. Сама Ваганова оставалась исключительно подтянута и хороша собой. Она представляла из себя пример того, как должна выглядеть настоящая балерина.
Книга Вагановой стала лучшим учебником для артистов балета не только в СССР, но и в Европе. Это был триумф Вагановой, как теоретика танца.
И на практике она достигает не менее громких результатов. В 1922 году Ваганова выделила среди учениц маленькую, худенькую девочку…
- Она будет знаменита на весь мир! – поняла с первого взгляда Агриппина Яковлевна. У этой девочки было именно то тело, которого не дала природа ей самой. Девочку звали Марина Семенова. Через несколько лет она будет солировать в Мариинском театре, а после гастролей в Европе ее признают настоящей звездой.
Педагогический талант Вагановой был неоспорим – каждый год она выпускала прекрасных танцовщиц – Галину Уланову, Наталью Дудинскую, Татьяну Шмырову.
В тридцатых годах ей удалось поработать хореографом в Мариинском театре, но педагогическая работа для нее оставалась превыше всего. Перед войной она вернулась к своим ученикам.
В 1941 году училище было эвакуировано в Пермь, но Агриппина осталась в Петербурге с невесткой, ожидающей ребенка. Ее сына война застала в коммандировке – он, пойдя по стопам отца, строил железную дорогу.
Она ждет писем целый год, умирая от голода и холода, и только получив весть от сына, соглашается на эвакуацию в Пермь. В 1943 году на правительственном уровне ее вызвают в Москву, утвердив на должность хореографа в Большом театре.
Но такое повышение по службе Агриппину Яковлевну мало интересовало – после прорыва блокады она немедленно возвращается в Ленинград.
Балетное училище продолжило свою работу на Театральной улице, переименованной в улицу Зодчего Росси.
Агриппина Ваганова преподавала до самой смерти. Ее не стало 5 ноября 1951 года. В 1957 году ленинградскому хореографическому училищу, ныне Академии русского балета, было присвоено имя Агриппины Яковлевны Вагановой. Хотя сама она считала, что так и не достигла совершенства в танце, судьба подарила ей возможность стать великим педагогом. Именно Агриппина Ваганова, первый в нашей стране профессор хореографии, создала ту школу русского балета, которую сейчас знает весь мир.

(Друзья! Принимаю замечания по тексту.)