Детская фобия

Павел Барабаш
Наиболее известной методикой работы с фобическими реакциями, в рамках нейролингвистического программирования [1-3],  является метод визуально-кинестической диссоциации (ВКД) [1].  В некоторых случаях, однако, более целесообразно применять методику шестишагового рефрейминга [2]. Применения этого метода оправдано в тех случаях, когда имеется наличие вторичных выгод от используемого поведения. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создания для нее новых способов поведения. Концепция частей введена и поддерживается в различных  психологических  системах: транзактный анализ, психосинтез, и других. Само применение методики подразумевает работу в модели мира клиента, т.е проведение экзистенциальной психотерапии [4].
Что касается фобий у детей до 12 лет, то, на мой взгляд, применение ВКД вызывает дополнительное затруднение, т.к. в этом возрасте  преобладает кинестетическая репрезентативная система, и дети менее способны к диссоциации личностного опыта. Другое соображение, работа с частями дает больше простора для построения хороших метафор, что при работе с детьми может быть весьма эффективным средством. В данной работе  дается описание одного случая успешного применения метода шестишагового рефрейминга при работе с фобией темноты у ребенка.
Женщина обратилась с просьбой помочь ребенку (мальчик 8 лет), по ее рассказу мальчик боялся темноты с 4 лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Сеанс психотерапии проходил в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице была уже темно. Далее, приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями,  включая элементы установления раппорта.
- Привет! Как тебя зовут?
- Ваня.
- Ваня, мама говорит, что когда ты выходишь на улицу ночью… то что-то происходит с тобой. Что там такое происходит?
- Я боюсь.
Здесь нарушение мета-модели языка [3], опущен референтный индекс. Из контекста ясно, о чем идет речь, но в данном случае я посчитал целесообразным уточнить.
- Ваня, а чего ты боишься?
Темноты.
Прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невер-бальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх.
- А что бы ты хотел Ваня, когда выходишь на улицу?
- Не бояться.
Цель формулируется через отрицание, поэтому несколько уточняющих вопросов.
- Не бояться чего?
- Темноты.
- А что тебе это даст? Почему это так  важно для тебя?
- Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку и сидеть у кост-ра.
У него есть цель, и он мотивирован на ее достижение. Поэтому можно идти далее. Теперь имеет смысл поговорить о способностях. У него есть способность бояться темноты. И хороший способ начать с того, чтобы уточнить, как он знает, что он боится.
- Ваня, а как ты знаешь, что ты боишься.
- Просто знаю.
- А где ты испытываешь страх? Может быть в пятке, или в животе?
- Не знаю.
- Так у тебя есть страх?
- Да.
- Ну и  где же он прячется?
- Не знаю.
- А хотелось бы тебе узнать, где он прячется?
- Да!
- Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке…
Ваня выходит на улицу, и быстро возвращается. Тело напряженное, асимметричная поза, опора на левую ногу (внутренний контур), цвет кожи лица бледный, губы слегка дрожат, дыхание поверхностное и учащенное. Физиология подтверждает, что у него действительно есть проблемы, когда он находится в темноте. Это очень полезная информация, так как впоследствии будет, с чем сравнивать полученный результат.
- Здесь, - он показывает на грудь правой рукой (в то же самое место, что и раньше).
- Хорошо. Садись вот рядышком со мной. А в школе, где ты учишься, по какой системе ставят оценки по пяти бальной или десяти бальной?
- По десяти бальной.
- А вот эти картинки ты рисовал?
- Да, я.
- Хорошо, а что у тебя по рисованию в школе, сколько баллов?
- Десять.
- Это сама высокая оценка? - Спросил еще и потому, что мать показывала его картинки, написанные акварелью и мелками.
- Да, самая высокая.
- А на сколько баллов ты боишься? На  пять или на девять?
- Я не знаю насколько.
- Ну, тогда выйди на улицу, узнай и быстро возвращайся.
- На десять баллов, - отвечает вернувшись.
- Точно на десять?
- Сейчас схожу, еще раз проверю.
- Точно на десять, - подтверждает он вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра, в которую мы с ним играем.
- Хорошо, садись вот сюда рядышком. Ваня, тебе удобно в этом кресле?
- Удобно, -  расслабляет мускулатуру и усаживается удобнее.
В дальнейшем страх будет называться с прописной буквы, потому что весь диалог будет происходить как с некоторой частью, которая отвечает за конкретное поведение. Но сначала эту часть следует идентифицировать.
- Ваня, у тебя есть Страх, ты ощущаешь его вот здесь в груди, и он такой большой, что он на десять баллов? Это так?
- Да?
- Ваня, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом?
- А зачем с ним разговаривать?
- Это же твой Страх. Как и твоя рука, нога. И твой Страх оберегает тебя от темноты. Ну, может быть с ним можно договориться, чтобы он позволил тебе ходить ночью с мальчишками на речку. Хотел бы ты погово-рить со своим Страхом?
- Хотел бы.
- Ваня, спроси Страха, хочет он с тобой поговорить прямо сейчас, да или нет? И можешь легонечко кивнуть мне головой, когда он скажет тебе "да". Закрой глаза и почувствуй свой Страх, и пусть он немного усилится, когда скажет да… или станет слабее, когда будет говорить, нет… и кивни мне, когда он скажет "да".
В данном случае это было так, но можно было бы договориться и о дру-гих сигналах доступа.
- Да, - кивает головой.
- Хорошо, Ваня. Скажи Страху спасибо. За то, что он такой хороший, что согласился с тобой поговорить.
Подтверждает кивком головы, что он поблагодарил.
- Молодец. Закрой снова глаза, и спроси Страха, что хорошего в том, что он заставляет тебя бояться темноты? Чего он добивается этим?
- Он хочет, чтобы я падал и набивал себе синяки и шишки.
Мы слышим негативную цель у части личности, поэтому предполагаем, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели следует продолжить задавать вопросы, двигаясь по индукции вверх.
- Ой, как интересно. Поблагодари Страха за честный ответ… и спроси его, - а зачем ему это нужно, чтобы ты падал и набивал себе синяки и шишки?
- Тогда я не буду нравиться девочкам
- Скажи ему спасибо, что он о тебе так заботится… и спроси его, а за-чем ему это нужно… чтобы ты  не нравился девочкам?
- Тогда они не будут называть меня бабником.
- Скажи ему спасибо. Спроси его, Страха, а если тебя не будут назы-вать бабником, то кем ты будешь?
- Я буду нормальным мальчиком.
Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться. И даже переименовать эту часть личности, что в данном случае является удачной идеей.
- А, так Страх хочет, чтобы ты был нормальным мальчиком. Это же здорово.  Поблагодари его за то, что он такой хороший. Скажи ему, - спа-сибо тебе за то, что ты обо мне заботишься. Он настоящий друг. И спроси его, - он хотел бы, чтобы ты называл его теперь Другом? Да или нет?
- Да, он хочет, чтобы я называл его Другом.
- Объясни своему Другу, что ты очень рад, что он у тебя есть, что он заботится о тебе, чтобы ты был нормальным мальчиком. Но объясни ему, что тебе не нравится то, что он при этом заставляет тебя бояться тем-ноты. И спроси, хотел бы Друг научится  еще и другим способам, чтобы ты мог быть нормальным мальчиком.
Часть готова к изменениям, готова обучиться новым способам поведения, осталось ее научить.
- Да, хотел бы научиться.
- Конечно, он же настоящий друг. У тебя много друзей… хороших. У те-бя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Спроси его, хотел бы он тоже тебе помочь…
- Хотел бы…
- Скажи ему спасибо. Как ты будешь его называть?
- Его зовут Умница.
Теперь мы идентифицировали еще одну часть личности. И мы можем организовать между двумя частями вполне определенную и полезную коммуникацию, цель которой будет обучить Друга с помощью Умницы.
- Ваня, попроси теперь Друга сообщить Умнице, что он хочет, что бы ты был нормальным мальчиком. И пусть Умница начнет сообщать с боль-шой скоростью Другу  разные способы поведения, как ты можешь нормаль-ным мальчиком.   Может быть еще лучше, чем прежде. И пусть Друг отберет для себя три таких способа поведения. И пусть он каждый раз говорит тебе "да", и ты будешь мне легонечко кивать головой.
Кивает через некоторые промежутки три раза.
- Поблагодари Умницу, она действительно умница, хорошо справилась со своей работой. И спроси Друга: "Друг тебе нравятся эти новые способы поведения, да или нет".
Кивает головой.
- Спроси Друга: "Друг ты согласен приступить к новым способам пове-дения прямо уже сейчас?"
Кивает головой.
- Скажи ему, чтобы он уже сейчас стал вести себя по-другому.
Кивает головой. 
- Поблагодари Друга... Ваня, у меня к тебе просьба. Сходи на улицу и принеси мне сосновую шишку, их много под деревом, но мне нужна маленькая и ровненькая. Я хочу показать всем очень интересный фокус. И мне нужна такая маленькая шишка.
Ваня вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волно-ваться. Ваня вернулся через 9-10 минут, с сосновыми шишками в руках и в карманах. Визуально было видно, что цвет кожи лица у него розовый, дыха-ние ровное и глубокое, поза тела - симметричная, опора на правую часть тела (внешний контур). Теперь следует сделать экологическую проверку.
- Ваня, насколько баллов теперь ты боялся?
- Ну…  балла на два.
Такой ответ вполне устраивает, т.к. в темноте следует соблюдать некото-рую осторожность. Психотерапевтический сеанс занял не более 30 минут по времени. В следующие дни  мальчик ходил с ребятами на речку,  где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях   и рассказывали страшные ис-тории. Дополнительно мне удалось выяснить, что возможной причиной возникшей фобии было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть "бабником", как его отец. Фо-бия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи, и продолжалась почти четыре года.
Если пройтись по шагам метода, то их можно записать в следующей по-следовательности:
Шаг 1. Калибровка сигналов доступа к бессознательным ресурсам.
Шаг 2. Установление раппорта с частью личности.
Шаг 3. Определение позитивного намерения части.
Шаг 4. Создание альтернативных способов поведения.
Шаг 5. Экологическая проверка созданных способов поведения.
Шаг 6. Взятие частью ответственности за новые способы поведения.
Приведенная последовательность действий может отличаться, т.к. каж-дый шаг рейфрейминга это только ориентир для психолога и требует творческого подхода, с учетом контекста. В рассмотренном случае 5 и 6 пункты поменялись местами, т.к. затевать диалог с другими возможными частями личности, как этого предписывает классическая схема [2], скорее всего, было бы трудно организовать. С другой стороны, экологическая проверка была проведена в натурном испытании альтернативных способов поведения.
Литература
1. Камерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж: НПО "МО-ДЭК", 1993. - 256 с.
2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 256 с.
3. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура Магии. М.: Каас, 1995. - 520 с.
4. Кинг М., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. - М.: Независи-мая фирма "Класс", 1998. - 176 с.