Тетя Шура и дядя Саша

Елена Микитенко
       Посёлок Оксочи в Новгородской области расположен по обе стороны Октябрьской железной дороги. Местность здесь холмистая, поэтому улицы хаотичны: нет строгих линий и параллелей, как в иных равнинных населённых пунктах. С высоты железнодорожного откоса кажется, что постройки разбросаны по холмам без соблюдения каких-либо правил. Но это лишь первое впечатление. Изучив посёлок вдоль и поперёк, можно убедиться, что большинство домов всё-таки построено чётко в одну линию, фасадом в три-четыре окошка на дорогу, с прямоугольниками огородов и небольших фруктовых садиков.
       Петровы переехали сюда ранней весной и поселились у папиной сестры Михайловой Прасковьи Фёдоровны в большом старом доме на улице Широкой. Папа купил у тёти Пани половину этого дома за пятьсот рублей.
       Пока взрослые разбираются с вещами, соседи берут Веру вместе со своими ребятишками в клуб на детский утренник. Повсюду ещё лежит снег, но по дороге они месят грязь, едва не зачерпывая её в башмаки.
 
       Сельский клуб оказался полон людей, но Верочке нашлось местечко в первом ряду.
       Открылся занавес, и на ярко освещённой сцене девочка увидела десятка три малышей примерно своего возраста. Но есть и совсем крошки: они сидят на низенькой скамейке, а ноги у них всё равно до пола не достают. Дети по очереди читают стихи, поют песенки, танцуют, разыгрывают смешные сценки. Зрители хлопают в ладоши, кричат «браво». Девочка впервые на подобном зрелище и не может оторвать глаза от сцены.
       Затем стали играть. Тут и загадки, и шарады, и кто быстрее...
       И всем этим «птичьим оркестром» дирижирует милая кругленькая дама — тётя Шура. А Верочка уже вот-вот заплачет, потому что ей нестерпимо хочется быть среди тех детей, она им завидует так, как никогда и никому не завидовала прежде. Ещё минута, и она бы разрыдалась. Но тут к ней подошла тётя Шура и спросила, откуда взялась новая девочка, как её зовут, и не желает ли она заниматься в кружке художественной самодеятельности. Если да, то послезавтра пусть приходит в клуб на репетицию.
       Вот оно, счастье! Занятия в кружке стали самым важным делом, а выступления — праздниками. К ним готовятся все жители посёлка. Для них берегутся новые сандалии, шьются платья. Родители откладывают свои дела, одеваются по-праздничному и спешат в клуб.
Сердце замирает перед открытием занавеса, но с ребятами всегда рядом тётя Шура, ласковая и строгая, заботливая и шутливая. А с нею им и море по колено.
 
       Вот вся сельская малышня выстроена на сцене для исполнения хоровых номеров. Справа — тётя Шура с гордо поднятой головой и тетрадкой в руке, слева — дядя Саша — гармонист, тёти Шурин муж. Он сидит на табуретке, и зрителям его почти не видно из-за кулис. Рядом с ним, в углу, неразлучные костыли…
       Верочка слышала жуткую историю, передаваемую из уст в уста уже много-много лет про маленького мальчика Сашу, который не послушался маму и убежал играть на линию. Линией в посёлке называют железную дорогу. Мальчик попал под поезд и лишился обеих ног. Когда Саша полз домой, его увидели соседи, забили тревогу. А он плакал и умолял их не говорить маме о том, что случилось. Ведь он её не послушался…
       Вера даже и не подозревает, что этот рассказ, больше похожий на вымысел, относится к дяде Саше — ведь у него же есть одна нога. Только попозже выяснилось, что эта единственная нога у него деревянная — протез.

       Родители просят детей называть художественного руководителя Александрой Сергеевной, а гармониста Александром Алексеевичем. Но где там! Тётя Шура и дядя Саша, и всё тут.
       Почётным делом считается открывать и закрывать занавес. Но особой почести удостаивается тот, кому дядя Саша поручает поднести гармонь.
       Концерты бывают часто: ко всем великим календарным праздникам, кроме того, весной — день птиц, осенью — праздник урожая, летом выступления бывают вообще без повода.          Ближайшие деревни, полустанки, несколько домов социального обеспечения для престарелых, детский дом для детей-инвалидов имени Ушинского (Ушинка) — вот адреса, где маленькие артисты со своими концертами всегда желанные гости.
 
      Зимой в кружке занимаются одни малыши и младшие школьники, а летом в него вливаются городские ребятишки, приезжающие на каникулы к своим бабушкам и дедушкам. Некоторые из них уже многое умеют.
      Нина из Новгорода исполняет танцы разных народов мира, Галя из Ленинграда занимается гимнастикой, и у неё уже готовы изумительные номера с лентами, с мячом и пластический этюд. Девочки напевают дяде Саше мотивы, он быстро схватывает тему и подыгрывает им во время выступлений. А Серёжа из Москвы приносит свой аккордеон и сам играет неаполитанские мелодии. У Веры даже дух захватывает, когда она всё это видит и слышит. Ей удаётся, пусть не так красиво, как у Гали, но повторить пластический этюд. Она и ещё три девочки выучили молдавский танец и уже вчетвером дают жару на сцене, тряся лентами на головах и яркими широкими юбками.
 
      Когда клуб занят, тётя Шура ведёт всю ораву репетировать к себе домой.
      В одном углу большой комнаты расположился дядя Саша. Он сапожник, и у него золотые руки — так хорошо он чинит башмаки. На полу высятся две горки разнокалиберной обуви: в первой, она побольше, на починку, во второй — готовая, после ремонта, обувь. Заказчики сами находят в кучке свою пару. Денег дядя Саша вроде бы не берёт, сколько дадут. А дают всегда самую малость. Но даже если односельчане забывают расплатиться, он не обижается.
Бывает, тётя Шура угощает «славных ребятишек» чем-нибудь сладким, чего никто из них не едал, например, цукатами собственного изготовления.
 
      Но Александра Сергеевна не может заниматься с детьми каждый день и подолгу, потому что она работает наблюдателем водного столба на гидрологической станции — ГС.
      Папа Веры тоже устроился на ГС разнорабочим.