Принять причастие. Памяти Анатолия Соколова

Ирина Мадрига
Принять причастие. Памяти Анатолия Соколова

Ровно год тому в этот день не стало Анатолия Соколова, прекрасного поэта, философа и художника из Новосибирска - http://www.proza.ru/avtor/sotoll46
Анатолий Евгеньевич Соколов зарегистрировал страничку на Прозе 6 августа 2009 года. До дня ухода из жизни опубликовал здесь 162 стихотворения. Сначала Анатолий размещал произведения под псевдонимом, но очень скоро сменил его на настоящее имя. До того момента, прочитав несколько его произведений, внесла его творчество в список избранных - поэтому и не потеряла талантливейшего поэта на этом огромном ресурсе.
Мы общались с Анатолием на сайте так, как это происходит у большинства авторов, которые взаимно заинтересовались творчеством друг друга. И все же рискну предположить, что существует некая неведомая сила, объединяющая незнакомых, никогда не встречавшихся людей, не только посредством прочитанного слова, но и посредством того, что не видимо обычным глазом и не произносимо обычным языком.
Это сейчас я могу более-менее осмысленно рассказать о том, как и почему меня поражает творчество Анатолия Соколова. А в самом начале его стихи обрушились на меня, словно лавина, втянули, будто водоворот. У меня физически перехватывало дыхание от того наплыва чувств, которые рождались от заключенных в поэзии Анатолия множественных и умножающихся с каждым новым словом образов. Одному из своих корреспондентов написала тогда, что не могу поверить в то, что подобные стихи способен написать ОДИН человек.
Но писал эти стихи действительно один умный, тонко чувствующий, невероятной доброты душевной человек.
Первое письмо Анатолий Соколов написал мне в рождественские дни прошлого года – 9 января. Прислал обложку книги стихов «Осенние птицы» и одну из статей, посвященных вопросам философии. Письмо было озаглавлено «Зима». Статья называлась «Проблемы образования человека в формирующемся языке» - http://www.proza.ru/2010/04/24/643
Не буду подробно рассматривать эту работу, пусть каждый читает и осмысливает этот труд самостоятельно. Кто-то, вероятно, способен  включиться в интеллектуальную дискуссию с автором «Проблем образования». Кто-то, прочитав статью, сохранит ее в большей степени на уровне подсознания, или чувствования, как это происходит, например, со мной.
«Культура без пользователя, производителя и творца умирает», - это цитата из работы А.Соколова. Ах, как бы мне хотелось доказать Анатолию Евгеньевичу, что это утверждение надо было бы сформулировать по-иному, от обратного, позитивного посыла: «Культура живет благодаря творцу и тому, кто способен верить в вечность творца».
В тот же день, 9 января, я ответила Анатолию Евгеньевичу о собственных впечатлениях от статьи, и не только:
«Доброе утро, Анатолий!
Трудно воспринимаю обороты научной лексики. Но прочитала с интересом и, надеюсь, что-то всё же поняла.
Мне не хотелось вчера Вам отвечать пространно на сайте.
Но дилемма у меня была. Она не была связана с Вами, но странным образом я находила её наличие в Ваших стихах. Вот Вы и "подвернулись" мне под руку:). Видимо, Ваши стихи были для меня "зеркалом", в котором я наблюдала всё это время себя, "подглядывала" за собой. И впечатления были очень разноречивые, и не удавалось поймать сущность происходящего - отображения в "зеркале". Образно говоря, мне пришлось его разбить, чтобы не отвлекало, умыться холодной водой и наконец проснуться.
Ваша статья мне в этом тоже помогла. Как и Ваш вчерашний ответ на сайте.
Не уверена стоит ли упоминать о конкретной подоплёке дилеммы, которую я пыталась решить. По-моему, тут главное, что я её всё-таки решила в пользу дела, а не молитвы:)
Ира».
На протяжении месяца мы обменялись еще несколькими письмами, рассказывая друг другу о своей жизни вне сайта. В феврале письма Анатолия приходили под рубрикой «Морозы», тогда же он написал мне, что будет молиться за меня. Мне кажется, что искренняя молитва этого необыкновенно чуткого человека оказалась услышанной Там.
В марте Толя задал письмам новую тему – «Весна». Но писем было всего два: поздравление с 8 Марта и еще одно, в ответ на моё беспокойство о его длительном молчании.
К электронному сообщению приложила рисунок – какие-то собственные фантазии,пришедшие из подсознания и нарисованные с помощью графической программы.
Ответил Анатолий 13 апреля:
«Ирочка, спасибо за послание. Простите, что такой неблагодарный. Работа высасывает все соки. Много лекционных потоков и предметов. Приходится готовиться. А силы и память уже не те. На страницу давно не заглядывал. Не с чем туда заходить. Пара десятков стихотворений не закончена. Настроение плохое. Жду с нетерпением, когда учебный год завершится, наконец.
Какой чудный цыпленок и  цветок в Вашем послании. Но мне нравятся Ваши панорамные пейзажи».
И я, конечно, послала Анатолию новые снимки, с цветущими деревьями, зеленым ветром, внешними признаками обновления и движения, которые сделала в середине апреля в одной из поездок. А 24 апреля жена Анатолия Евгеньевича сообщила мне о его неожиданном уходе.
Стоит ли говорить о том, как сразу, галопом, у меня в голове пронеслись события, сопровождавшие меня в дни, которые предшествовали смерти Анатолия! Вспомнились все, казалось бы, немотивированные страхи, преследовавшие меня в одном из путешествий автомобилем. Какие-то знаки, на которые до того не обращала внимания, проявились «обратной» стороной. Рассматривала фотоснимки, отправленные Анатолию, и находила в них ранее скрытый подтекст. По-новому расшифровала свой глуповатый рисунок, решила даже, что он мог задеть у немолодого, уставшего человека наиболее чувствительные струны восприятия  тем абстрактным образом, который был заложен в моей малоосмысленной, но вдохновенной мазне. И лишь слабое подобие успокоения находила в том, что все эти предупреждения о кончине Анатолия, которые были адресованы мне из неведомых сфер, я не могла распознать, прочитать в момент их появления, хоть и воспроизводила, «сообщая» о них своими произведениями. Не верю в людей ясновидящих, но верю в то, что живут острочувствующие, которых некая сила обязала быть на земле причастными. Не отсюда ли – принять причастие?!  А горькое или сладкое, - это уже как кому на роду написано.
Что предопределяет нашу причастность к тому или иному событию, тому или иному человеку? Что же это за сила, которая сводит и так неожиданно разъединяет людей, распознавших родственную душу друг в друге? О чем эта сила пытается нам поведать, что хочет продемонстрировать, почти одновременно задействовав «кнут» и «пряник», вызвав смятение и глубокое, длительное разочарование от скорой и внезапной потери того, кто был достоин услышать твои слова восхищения и искренней расположенности?
Молюсь за Вас, Анатолий. Молюсь, не умеючи, но молюсь каждый день – Вашими стихами молюсь. И верю в Вас как в творца. Вечны Ваши стихи, вечно Ваше творчество.