Дневники ноябрь-декабрь 2005

Иван Лупандин
2.11.05. Самара – Куйбышев. Чудо с иконой св. Николая – 31 декабря 1955 – 6 мая 1956. Зоя. Какие-то откровения. Так что Самара – необычный город. И у меня там были прозрения. В первый приезд (июнь 1996) – Marian Apparitions of the XX Century. О Фатиме я, конечно, уже знал. А вот Гарабандал… Это меня поразило… близость кризиса папства… И человек в белом – убит (третья Фатимская тайна): что это? Гибель папства как ватиканского института? Вполне возможно. Как и в истории Израиля были такие эпизоды: например, осквернение храма при Антиохе в течение 42 месяцев, поэтому и выбрал ап. Иоанн этот срок, не потому, что правление зверя будет 42 месяца, но что будет осквернен храм, т.е. отнято папство. Неужели это время близко? И неужели об этом говорится в не опубликованной еще до конца третьей Фатимской тайне?
Короче, Самара – город с необычной судьбой (в духовном смысле). М.б. даже паломнический центр. Но я, хотя и краем уха слышал о чуде с иконой св. Николая, как-то не придал в то время этому никакого особого значения. Я просто ехал в город на Волге, в котором я до этого никогда не был, к о. Кону, которого любил и уважал.
5.11.05. Краткость Евангелия от Марка. Краткость – это вообще черта Рима. Haec interim brevibus, Donate charissime (Сие же вкратце, возлюбленнейший Донат) или: Probatio est ad fidem facilis compendio veritatis (Доказательство для веры легкое в сжатом [изложении] истины) – Киприан Карфагенский.
Попытаемся понять, как читал грек (иудаизированный) Евангелие от Марка. Начинается оно с проповеди Иоанна Крестителя – это особенно убедительно для египетских терапевтов, которых описывал Филон Александрийский, учитывая сходство между Иоанном Крестителем и ессеями. Но, в отличие от ессеев, евангелист делает упор на веру, а не на аскетизм: «Верую, Господи, помоги моему неверию».
Потом: специфическая притча Марка: о серпе (в других Евангелиях не встречается). Серп – символ смерти; смерть – с косой! Четвертый конь Апокалипсиса (бледный), на нем всадник; всадники прочих трех коней что-то держат в руке своей (лук, меч, весы). Домыслить, что держит четвертый всадник: серп?
И, наконец, поэтический образ: ученики были посреди моря, а Он один на земле.
Нет ничего о примате Петра (кроме дарования имени: «Ты наречешься Петр»).
О примате Петра в Евангелии от Марка:
1) Симон и иже с ним
2) И нарек Симону имя Петр
3) Петр же сказал: Ты Христос
«А утром, встав весьма рано, вышел; и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и те, которые с ним (hoi syn auton), пошли за Ним» (Мк 1, 35-36).
«И сотворил [тот же глагол и в той же форме, что и в Септуагинте в Быт 1, 1] двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов. И дал Симону имя Петр» (Мк 3, 14-16).
«И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Отвечая же, Петр говорит Ему: Ты Христос» (Мк 8, 27-29).
6.11.05. Праздник в честь иконы «Всех скорбящих радость». Пытаюсь описать события 1997 года. Что я делал после того, как проводил Веронику в аэропорт? [Это было в начале марта]. До конца мая ничего не помню. Но ведь я, наверное, читал лекции в Колледже католической теологии [и магнитофонные записи сохранились] и вел там же семинары по Суаресу? А вспоминаю отчетливо только конец мая, Минск, причем с того момента, как я сел в кресло [в приемной богословского факультета ЕГУ] и стал читать Н.С. Трубецкого. А ведь я на майские праздники ездил в Ивано-Франковск сдавать экзамены! Но совсем не помню ничего определенного, кроме того, что мне дали почитать какую-то сомнительную брошюру, в которой ругали русских. А вот запомнил, как читал Н.С. Трубецкого, какие мысли при этом приходили [Н.С. Трубецкой считал, что переход в католичество есть проявление своеволия, а потому по духу является не католическим, но протестантским, и все, кто переходит в католичество, по духу протестанты, ибо дерзают судить свою церковь]. Из той же поездки в Минск сохранилось и много других ярких воспоминаний: о. Александр (молодой православный батюшка из Словакии, его рассказ о зверствах, которые хорваты творили во время Второй мировой войны), дьякон Александр Мусин, Леон Леонович Тайванс и его рассказ об Институте религиозных исследований в Болонье.
Все-таки встреча с [апостольским нунцием в Беларуси архиепископом Иваном] Юрковичем была в 2002 (в мае). И с ним был тогда разговор о [явлениях Девы Марии в] Наджу. А визит к о. Вернеру Безигеру в 2001 не получился (а получился через год). Тогда в мае 2001 я жил в гостинице «40 лет Победы» в одном номере с игуменом Вениамином Новиком (умер в 2010 году). Его, как и дьякона Александра Мусина, изгнали из Санкт-Петербургской семинарии.
+++
Все-таки поподробнее о визите Вероники:
1) Встреча в аэропорту Шереметьево (долго ждал)
2) Поездка в Тверь. Знакомство с о. Ричардом Масином. Медаль и Джеральдина.
3) Встреча с ними в Москве. Выступление на пастырской встрече и статья в газете «Свет Евангелия», которую прочла тогда мне неизвестная Галина Дмитриева из Калуги.
4) Визит с Вероникой и ее братом к о. Георгию Чистякову.
5) Поездка в Тверь. И в автобусе мысль о служении в Православной Церкви. Это было 18 февраля 1997, во вторник. А 16 февраля был праздник св. Николая Японского и я читал лекцию в православной воскресной школе для взрослых.
6) Знакомство с сестрой Ритой и визит в Дом Марии
7) О. Майкл Скрин (сказал, что я очень устал от общения с Вероникой – все время приходилось переводить – и это было правдой).
8) Проводы в аэропорт Шереметьево. И обратно долго ехал на автобусе (через Шереметьево-1). И размышлял, что надо оставить все, перестать мечтать! Принять волю Божию. Сначала было трудно, но к концу мая [1997] успокоился.

7.11.05. В субботу буду читать лекцию о масонах, а в качестве эпиграфа возьму слова из Апокалипсиса: «Всадник, и мера (весы) в руке его». Т.е. свобода, равенство и братство.
+++
Стена из ясписа, и первое из двенадцати оснований – яспис. Т.е. особая роль Петра. Также в перечислении колен: колено Иудино идет первым. Но из колена Иуды – вождь; следовательно, особая роль колена Петрова. И, наконец, Эфесская церковь! У нее нет грехов против веры и дисциплины, но только «охлаждение любви». У ап. Павла: «Videre Petrum» (Галатам, зачало 200). «Явился Кифе, потом двенадцати, потом более пятистам братьев» (1 Кор 15, 5). «И прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа…» (1 Кор 9, 5). «Я Кифин…» (1 Кор 1, 12). «Или Кифа, или мир, или жизнь… - все ваше!» (1 Кор 3, 22). Следовательно, Кифа – это некий дар (как и жизнь).
Zygos – это не только «мера» или «весы», но [также] «иго», встречается у Мф: «Иго бы Мое благо, и бремя Мое легко есть». М.б. капитализм, эксплуатация?
Внешние явления, [сопровождающие второго коня]: завоевательные войны (гунны, арабы, турки, татары) – за этим ислам!
Внешние явления, [сопровождающие третьего коня]: капитализм – за этим протестантизм!
Внешние явления, [сопровождающие четвертого коня]: концлагеря, демографический и экологический кризис, смерть – за этим коммунизм (+нацизм)!
У первого коня внешние явления – гибель язычества.
+++
А теперь хочу вспомнить Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Там кельи, где сидели узники – старообрядческие епископы, а потом политзаключенные.
Храмы суздальской юрисдикции.
+++
Александр Васильевич Антонов. Первая встреча – 7 ноября 1983 г. у Володи Рокитянского. Окружен молодыми людьми.
+++
[Еще из событий 1997]. 31 октября – убийство Иосифа Муньоса. Примерно в это же время я узнал о чуде в Красково.
И в ноябре 1997 меня снимают с должности префекта Колледжа католической теологии. Я пошел на исповедь к о. Георгию Чистякову. [М.б. за утешением?]. В декабре 1997 встретил в храме Свв. Космы и Дамиана Никиту Любимова (сына известного театрального режиссера). Между нами состоялся странный разговор. Больше я Никиту не видел.
В конце декабря 1997 вышла моя статья в газете «Свет Евангелия», на которую откликнулся «Радонеж».
8.11.05. Вспомнить паломничество в Рим. Collegium Lithuanicum. Piazza del Asti. Метро Re di Roma. Это в первый день (31 мая 1995). Наутро: едем в собор Св. Павла. Там изображения пап: целый ряд мозаик под потолком, уже почти заполненный (7 или 8 пустых мест, а потом надо новый ряд начинать: символично?). Сейчас был там (спустя 10 лет). Уже сделали мозаику с изображением Иоанна Павла II.
+++
В Суздале в Спасо-Евфимиевском монастыре сидели страдальцы: еп. Аркадий и еп. Конон. Я сначала увидел кельи (тогда меня больше всего поразило то, что там был политизолятор, об узницах которого упоминает Евгения Гинзбург в книге «Крутой маршрут»). А потом уже я узнал, что там до революции содержались под стражей старообрядческие епископы.
10.11.05. И в этой поездке в Рим участвовали о. Иосиф Заневский и о. Григорий Церох. И Дон Бернардо. И семинаристы (ныне священники): Сергей Тимашов, Владимир Тимошенко, Геннадий Рабиханукаев, Виктор Мессмер. И тогдашний главный редактор газеты «Свет Евангелия» Юрий Гнедков. И Александр Владимирович Софроницкий (сын пианиста), и его супруга – Ирина Ивановна Софроницкая. И Юрий Фрейдин, и Елена Сморгунова. Все люди известные. И места, которые мы посетили, тоже очень известны: четыре главные римские базилики, Пантеон, церковь Св. Сабины (где генеральная курия доминиканцев и где я написал письмо генералу ордена). И церковь Иль Джезу. А потом, кроме Рима: Ассизи, Монтекассино, Гаэта, Генуя, Марсель, Лурд, Тулуза, Падуя, Венеция, Верона. В паломничестве также участвовала Галина Александровна Духовская из Самары, из общества «Полония».
11.10.05. Суздаль был очень важен в понимании старообрядчества. Как и Пафнутьев-Боровский монастырь. Какой-то суздальский епископ был на Флорентийском соборе вместе с Исидором Киевским. Потом этот трагический случай с Соломонией, женой великого князя Василия III. Она была заточена в Покровский монастырь в Суздале. «А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют».
13.11.05. Вспоминаю события 1988. В какой-то из первых дней марта был в ВГБИЛе, читал Епифания Кипрского, выискивал свидетельства в пользу филиокве. Потом поехал до ул. Войтовича на троллейбусе. Потом пешком до шоссе Энтузиастов и далее через парк домой. Думал о свободе воли и препятствиях к ней (как раз начал этот раздел у Нольдина переводить). Это дало мне возможность снова полюбить людей. А м.б. молился за меня о. Виктор [Пентюшс]. Вообще, он произвел на меня сильное впечатление, которое все росло и росло. В конце марта я у Дмитрия Федоровича. Зашел разговор об Оле. […]. Потом, в мае, приехал о. Зигмунт, мы поехали с ним в Реутов к каким-то католикам. Уже начиналась перестройка. Летом в Алабино переводил Нольдина [De principiis theologiae moralis]. К сентябрю все сделал. А работа была большая. Но Бог ее благословил. А в апреле 2005 выступал на конференции в Институте всеобщей истории с докладом «Свобода воли в нравственном богословии Иеронима Нольдина». И пригодилась та работа по переводу Нольдина при написании статьи «Лаксизм» для Католической Энциклопедии. Потом в сентябре 1988 мы с женой в Риге. Из Риги поехали в Ауце, маленький городок на юге Латвии, ближе к границе с Литвой. Едем в электричке вечером, уже темно. Не проехать бы. И вот на перроне нас встречает о. Вильгельм (ныне епископ Лиепаи [в 2012 году ушел в отставку]). Добрый, радушный. Не знаю, какой он сейчас. Ночевали в здании церкви, там неподалеку Св. Дары. Наутро служба. Церковь Св. Терезы Младенца Иисуса в Ауце.
Потом (в октябре – декабре 1988) перевожу Йозефа Фукса De castitate et ordine sexuali. И любопытно насчет «сосуда» [«Каждый храни сосуд свой в чистоте и святости, а не в страсти похотения»]. Никогда до этого не думал, что под «сосудом» ап. Павел понимал жену, думал, что речь идет о собственном теле христианина. И еще: «ларвированный» (не помню, в какой связи).  А теперь уже столько времени прошло… Начался 1989 год. В феврале я съездил в Ригу на один день, отвез перевод Фукса. Дали «Апологетику». А в июне 1989 я уже переводил Танкерея «Synopsis theologiae dogmaticae».
Летом 1989 года я на даче под Обнинском у своего троюродного брата Гриши. В это время происходил разгон демонстрации студентов на площади Тяньаньмынь в Пекине (по дате тех китайских событий могу примерно установить, когда все это было).
Летом 1990 в храме Св. Людовика появился о. Франциск Рачюнас. Он был друг о. Виктора Пентюшса. Но продержался он недолго, меньше года. В ноябре 1990 впервые увидел о. Рене Маришаля (это было в ВГБИЛе на какой-то выставке). А еще раньше, в конце сентября (или начале октября) 1990, познакомился с Георгием Петровичем Чистяковым (умер в 2007 году), Татьяной Васильевной Чередниченко (умерла в 2003 году), Александром Львовичем Доброхотовым и другими преподавателями кафедры «История культуры», которую ректор МФТИ Николай Васильевич Карлов (умер в 2014 году) организовал взамен кафедры истории КПСС.
25 мая 1990 я сделал доклад о Суаресе на заседании сектора «История науки и логика» ИИЕТ. А в январе 1991  - доклад о Фоме Аквинском на заседании католического клуба «Духовный диалог». Но еще до этого, в сентябре 1990, – визит в Минск на конференцию по философии. Бродил по утреннему Минску. Как хорошо, что на этом раннем поезде приехал, а не со всей «философской общественностью». Там на конференции слушал Г.П. Щедровицкого (умер в 1994 году). А в июне 1989 слушал доклад о. Стэнли Яки (умер в 2009 году), который затмил в моих глазах (присутствовавших на мероприятии) о. А. Меня, о. В. Борового, А.А. Игнатьева и демонстрантов-униатов. В сентябре 1990 на конференции в Минске общался с В.Н. Катасоновым (ужинали с ним в гостинице «Минск»).
14.11.05. Андрей Анатольевич Гриб показался значительнее Яки именно по причине платонизма. Платонизм помогает жить, потому что человек становится не глух к знамениям, посылаемым ему свыше. Поэтому Флоренский – один из самых значительных философов мира, за ним – Лосев, за Лосевым – Аверинцев. Но я был почти глух к символам (что-то начало проклевываться, когда я переводил «Апологетику», читал Риччиоли и занялся еврейским вопросом). Я кстати, стал переводить тот раздел «Апологетики», где доказывается, что Иисус есть Мессия, предсказанный в Ветхом Завете, когда закончил перевод «Спасителя науки» Яки, т.е. в августе 1991. А до этого было мое выступление «Ерофеев и Джойс» (в ноябре 1990, помню, что прошло полгода после смерти Венички и была его жена, которую привел Михаил Дзюбенко. И я уже тогда переводил Пти «Духовные размышления для священников».
Но все-таки это было еще не окончательное пробуждение. Окончательное было в марте 1993 на платформе «Тимирязевская», когда я понял, на что я замахнулся в статье «Христианство и иудаизм». И все-таки еще была мечта: воскресение схоластики, критика марксизма; и еще долго я носился со схоластикой. И каким откровением было для меня чтение Иак 1, 1-3 в августе 1993. Вот когда я понял, что Св. Писание (и вообще слово) может исцелять. Потом была эйфория преподавания в Колледже католической теологии в 1993-1994. И эйфория успеха в приходе о. Андрея Удовенко. И вот как-то исподволь появились имена на молитве. Это было в Одессе, в августе 1994, куда я взял «Православный молитвослов». И еще, когда мы ехали в Одессу, я читал о поисках старообрядцами архиерейства («Очерки поповщины» Мельникова-Печерского). Конечно, огромное впечатление произвели следующие книги: «Невидимая брань», «The Passion and the Death of Jesus Christ», «Милосердие Божие в моей душе».
Теперь переходим к теме, к которой я еще ни разу не подходил: Рио-де-Жанейро. Гуляю по пляжу, смотрю на статую Христа. Все-таки Он контролирует положение и взыскивает. Почему-то острое чувство правоты лефевристов (и старообрядцев).
16.11.05. Продолжаю о Рио-де-Жанейро. Жили в семье Агнелло да Коста. Он сам из Гоа. Католик. Учился в семинарии в Германии, там встретил внучку бразильского плантатора и женился на ней (семинарию бросил).
15.11.05. Провел занятие русским языком с сестрой Роз де Мари [ирландка, одна из сестер Матери Терезы, работавшая в хосписе на 3-й Парковой, сейчас снова в Москве. - Прим. 2018 года]. Переводил для Сергея (моего сына) статью о повреждениях хромосом под действием радиации. Именно в свете этих исследований и надо видеть Чернобыль.
+++
Как я познакомился с книгами о. Уолтера Чишека? Впервые в марте 1995. Начал с книги “He Leadeth Me”. Человек запутывался (на Лубянке, во время следствия), а потом начал выпутываться. Так и я. Потихоньку начал выпутываться.
+++
Рабство в Бразилии отменили в 1888 году. Пляж в Копакабане. С пляжа можно было видеть статую Христа. Я по-другому взглянул на философию. Оказывается, без Христа невозможно находиться в реальных отношениях с Богом. Об этом говорил еще Эпикур: если боги будут заботиться о нас и любить нас, они перестанут быть блаженными (ибо будут тревожиться, переживать и т.п.), т.е. перестанут быть богами. Мысль глубокая. Христос как человек взял все страдательное в Боге. Думал эту мысль развить в Москве. Но Колледж стал переезжать: сначала к Савеловскому вокзалу, потом в школу при немецком посольстве. К тому же меня уволили с поста префекта. Но преподавать еще оставили (до мая 1999). Так что не получилось.
Потом поездка в Минск (ноябрь 1997). Выступление на конференции памяти Флоренского (115 лет со дня рождения). На конференцию пошел вместе с Виктором Одиноченко (философ-католик из Гомеля). А в Москве меня провожал Андрей Тетушкин, студент Колледжа (ныне греко-католический священник из Братства Святого Иосафата).
+++
В конце декабря 1997 поехал с Сережей (моим сыном) в дом отдыха «Лунево» под Костромой. Что там: экскурсия в Ипатьевский монастырь. Потом осмотр Костромы. Памятники Ленину и Ивану Сусанину. Волга! («Не пропадешь, не сгинешь ты…»).
Читал Гоголя: «Рим», «Шинель», «Нос».
По возвращении: о. Григорий Церох. Начало работы над Католической Энциклопедией. Словник. Обсуждение.
+++
Февраль 1998. Приезд Вероники Вильямс. Встречал ее в Шереметьево вместе с Ларисой Петропавловской, студенткой Колледжа. Нашел для Вероники квартиру на набережной Яузы. Недалеко от Попова проезда, где размещался в то время детский приют Огородникова («Остров надежды»). Думаю, провиденциально. Я тогда не знал, что в этот приезд Вероники мы посетим приют Огородникова, и я, конечно, не знал даже о самом существовании этого приюта.
17.11.05. Какое безумие – преследование старообрядцев! Что делалось на Руси! Теперь люди стали поумнее. А выход – св. Серафим Саровский. Непротивление. И Оптина. И Нилус. Но наказание неотвратимо. Впрочем, и сам раскол – это наказание за непослушание Константинополю и Риму. Слишком возомнили о себе.
+++
По поводу статьи Кацнельсона, утверждающего, что [дьякон Андрей] Кураев – гипнотизер, вводит публику в транс. Я был на лекции о. Андрея в Московской консерватории. Никакого транса не ощутил. Лекция, кстати, была о «Мастере и Маргарите», Канте, свободе воли. Кажется, она называлась «Шестое доказательство, или За что Иван Бездомный хотел отправить Канта в Соловки».
Улица Новаторов [там жил Володя Рокитянский]. Я предчувствовал это место. 15 июня 1975 я ходил по ул. Обручева (это рядом) и испытал совершенно особое чувство. И потом, когда я поехал знакомиться с Володей и его женой Таней (это был октябрь 1975), было узнавание. Володя дал мне и Гумилева, и «Доктора Живаго». Но главное – новый круг людей. Вскоре встретил у Володи в гостях Алика (Альберта Васильевича) Соболева.
18.11.05. И в радиопередачах, и в лекциях костяк должна составлять проверенная информация. И широко известная. Т.е. World 3 – Пушкин, Блок, Кьеркегор, Эйнштейн, Павлов, Ганнушкин, Пастернак, [Венедикт] Ерофеев. Это не «я и великие», а вхождение в Мир-3 по Попперу. Прикосновение к вечному.
1.12.05. Читал «Тараса Бульбу». Все-таки проблема православной цивилизации Гоголем не решена, разве что он сам – решение. И Солоухин отмечал внутреннюю борьбу в душе Гоголя. Есть красота у католиков, а значит, не так все просто. У запорожцев сила духа, но они, скорее, язычники, наследники Святослава. Насчет русской души и пр. – это миф, развенчанный Флоренским и Лосевым. И еще раскол: тема, совсем не раскрытая Гоголем.
2.12.05. Аркадию Малеру ответить словами из «Бориса Годунова»:
«Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому…».
Бедный Малер: Янкель в Запорожской Сечи. «Мы с запорожцами, как братья родные…» То же самое – об иеромонахе Макарии. Но в целом – это знамение времени. «И познают, что Я возлюбил тебя…». «Весь Израиль спасется…». И в Варшавском гетто была католическая церковь.
23.12.05. Читаю и редактирую русский перевод книги о. Генриха Маляка «Клехи». Ужасные сцены нападения немцев на Польшу. Можно ли было предотвратить? Вспоминаю «Дневник» Фаустины Ковальской (она ведь предчувствовала, а о. Андрея Кураева «затошнило» от «Дневника»). Мы совсем не понимаем поляков. Между тем мать поэта Некрасова – полька. Надо тему Польши поднять еще раз. Ведь воспоминания о войне живут в каждой польской душе (и в душе сестры Дануты). 
+++
Две идеи для радиопередачи: беременность Девы Марии и беременность мира (вторым пришествием); пастухи, пришедшие поклониться младенцу Христу в Рождественскую ночь – тема простых людей, мужиков.
24.12.05. Пастухи: народ. Надо пересмотреть всю историю с этой точки зрения: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Ответственность за народ (это чувство есть у о. Генриха Маляка). Любить свой народ. Было ли это у меня? В Псково-Печерском монастыре на службе (вспоминал сцены из фильма «Андрей Рублев» и было ощущение причастности к истории). Есть союз между Матерью Божией и народом (Лк 2, 20).
28.12.05. Самая большая ложь коммунизма – это учение о воспитании нового человека. Коммунистическая антропология утопична. Когда надо было спасать страну, вспомнили о Боге, о культуре, о патриотизме. А если верить Георгию Климову, то уже в 1930-е забеспокоились по поводу т.н. «одержимости» революционеров. Такая же одержимость, впрочем, наблюдалась и у нацистов (но они с ней не боролись, а культивировали ее). И это понятно в свете того, о чем писал Вл. Соловьев в книге «Оправдание добра» (о безжалостности). Но есть вещи, которые даже Вл. Соловьев не мог понять. Это о том, насколько глубоко может укорениться зло в человеке. И также механизм «заражения злом». Особая статья – это зло в Церкви. Оказывается, есть бесы, стойкие к святыне. Но они нестойки к разговорам о Боге, нестойки к христианской проповеди (тут они и выявляются). Критерий тот же самый (безжалостность).
31.12.05. Все-таки, хотя бы на словах, государство [СССР] занималось семьей. Сейчас это твое личное дело. Семьей, укреплением семьи вообще никто не занимается, ни у нас, ни на Западе (кроме, конечно, Церкви).