сын

Любовь Винс
           Родилась я на Урале. Седой Урал – так называют его в литературе. Он и вправду – седой. Драконьим хребтом  протянулись уральские горы от степей Казахстана до Карского моря.  Лежат, даже летом, снежные шапки на крутых сопках. Режут небо острые стрелы скал. Славен Урал могучими елями, гордыми корабельными соснами, ровными словно свеча. Чистыми лесными озерами, где играет щука, не дремлет карась и резвится остальная озерная шелупонь. Неповторим он и своей природой.
         Бедный кинооператор, что снимал натуру для фильма « Человек, которому везло», замучившись менять фильтры и насадки на  объектив, с удивлением воскликнул: « Какой это к черту Урал! Это же настоящая Япония! С утра дождь, в обед солнце, вечером снег!». Не знаю как там, в Японии, –  не была. Оператору виднее….
         Спрятался в котловине  среди гор  уникальный и прекрасный город Златоуст.  Вулканы, заснувшие от усталости миллионы лет назад, взяв город в кольцо, защищают его от злых ветров. Стоит Златоуст третий век, незыблемо храня свою историю, традиции, диковины.
         Это в Златоусте Емельян Пугачев с закадычным другом Салаватом Юлаевым пытался дать народу волю. В Златоусте родилась булатная сталь, посрамившая дамасскую. Это в Златоусте жил Иван Бушуев, который сделал золотую гравировку, в виде крылатого коня, на клинке, что заграничных мастеров повергла в шок. В Златоусте, за три года до « кровавого» воскресенья были расстреляны рабочие, дерзнувшие заявить свои права. Как и многие города тыла, помогал Златоуст ковать победу в черные годы войны, делая в холодных цехах снаряды, автоматы, пушки. Принимал эшелоны с ранеными бойцами. Именно в Златоусте, производится гравюра на стали, единственная в мире, где золотом и серебром расписаны затейливые узоры. Для ракет, что рвутся к звездам с Байконура, выпускает Златоуст точнейшие и сложнейшие детали.
       Щедрыми дарами наградила природа славный город. В густых лесах возле города – обилие ягод и грибов. В парках   манит  черным жемчугом черемуха. Кружит голову  пряным ароматом пьяная сирень. Плюются невесомым пухом толстые тополя  и просит связать бусы красная рябина. Растет это все, конечно, и в других городах, но есть тут одна закавыка, одна диковина. Все, кто уехал из Златоуста в зрелом возрасте, в другие города, ( руку на отсечение даю!), устроив там свою жизнь, жалеют лишь об одном – не придется им никогда, если только в отпуск не приедут, в мае-июне насладиться кислицей. Кислица это не красная смородина. Кислица – это травка, с толстым стеблем, длиною до метра, с клеверной кисточкой на верху. В пищу идет стебель. Он кисло-сладкий, с необычным привкусом. В начале лета, и взрослые и дети, кислицу и едят, зажимая растрепанный пучок под мышкой, ловко сдирая со стебля тонкую пленку. Диковина эта, кроме Златоуста, нигде больше не растет.
       Шестнадцать лет я живу в другом городе. Вырастила детей, обзавелась внуками, расширила круг друзей. Жизнь полноценна и прекрасна. Но!  Приходит иногда  щемящая грусть по родному Златоусту и уходит, выгнанная новыми впечатлениями. Мирный – столица алмазного края, находится в Якутии – удивительной, загадочной, с национальным колоритом, республике. Якутия – сказка. Это чудо.  Это шутка Всевышнего.
      Горные пики в Оймяконе, так же красуются снежными шапками, непролазная тайга манит к себе ягодами-грибами, кедровыми шишками. Синие глаза озер отражают пушистые белые облака, что загадочно плывут по небесному полотну.
      Мирный город молодой. С широкими проспектами и красивыми домами, что стоят на сваях, в вечной мерзлоте, как избушка бабы Яги, на курьих ножках. Здесь, в Мирном, летом столбик термометра потеет от невыносимой жары, показывая на шкале + 50, а зимой, не веря себе, опускается до – 50. Идешь по городу, в трескучий мороз, костеришь зиму, видишь деревья, что в легком тумане примеряют чудный снежный  наряд, трешь щеки и нос, хлопаешь заиндевелыми ресницами, поплотнее запахиваешь шубу, давая себе обещание обязательно уехать по весне. Но приходит весна, исчезают сугробы,  начинает робко зеленеть листва  на  тонких березках, распрямляют иголки ели и лиственницы, топорщится ежиком трава, пригревает солнце и тут же желание уехать, стыдливо прячется на задворки души. А затем лето распахнет свои объятья, африканской жарой вымотает душу, нарисует на теле ровный загар, даст вволю освежиться  в проточных синих реках, доведет до радикулита от возни на дачном участке…
        …Не спится. Темная августовская ночь дышит прохладой. Только что «отстрелялся» теплый дождик, напоил землю, пощекотал нежными струями листву и траву, сбил спесь с вездесущей дорожной пыли, умыл небосвод. Крохотные звездочки играют в вышине лунную сонату.
       Завтра у моего первенца – свадьба. Лезли непрошенными гостями в голову тревожные мысли – как оно все сложится? Свадьба дело не простое. Надо и порядок соблюсти и традиции не нарушить, и гостей порадовать, и родню не обидеть. Надо так свадьбу отыграть, чтобы помнилась она жениху и невесте с радостью и улыбкой всю жизнь…..Что не говори, свадьба дело хлопотное……..
     Да только ли о свадьбе думает мать?    Она думает о том, что ее ребенок, которого вроде бы только вчера принесли из роддома, оказывается, уже вырос.  Что из пухлого, проказливого,  капризного карапуза, с белобрысым хохолком на макушке, получился статный, привлекательный молодой мужчина, с ясными глазами и чертовски обаятельной улыбкой.  Он, уже нашел свою любовь и готов принять на свои плечи нелегкое бремя ответственности и обязательств. Для нее, для матери, до гробовой доски, взрослый сын будет вспоминаться маленьким мальчиком, который искал у нее защиты и помощи, прижимаясь всем телом к ее груди.  А еще она будет вспоминать шалости и проказы, болезни, смешные словечки и анекдотичные ситуации.  Я тоже это вспоминала.
        Смыл летний дождь рисунки на асфальте, заляпал лужами  шоссе, загнал бездомных собак под дома,  сплясал чечетку на оконных карнизах. Город спит. Мне не спится. Роднуля моя, ненаглядная кровиночка, вымахавшая в рост под 1.80, пойдет завтра в ЗАГС. Наденет ему на пальчик  любимая  обручальное кольцо, так же легко, как я когда-то надевала на него школьную форму.
        Что вспоминает мама накануне свадьбы сына? Бессонные ночи во время его болезни, первую улыбку и первый шаг, первый молочный зуб, заброшенный в уголок с наговором. Первую двойку и первую пятерку, торжественный выпускной школьный бал и синюю потрепанную студенческую зачетку. Свои слезы при виде подарка, купленного сыном на первую зарплату. Вспомнит чувство гордости и радости, охватившее ее, когда сын, получив престижную награду, придет домой и скажет: «Спасибо, мама, это твоя заслуга!»….
        Просыпается солнце, алой кистью малюя по горизонту предтечу восхода. Просыпаются люди в уютных квартирах и бревенчатых домишках. Стряхивают с себя сонную муть и готовятся идти на работу, на дачу, в детский садик, на речку, на свидание… Мой же сын пойдет в ЗАГС. Один Бог ведает, что будет дальше, но как хочется, чтобы его жизненная дорога, была ровной. Без ям и колдобин.  Пусть избежит он стального захвата безжалостного капкана пьянства или наркомании. Не будет страдать от подлого предательства или  грязной измены. Не испачкает себя и близких липким обманом  или смоляной трусостью.
       Пусть  сбережется, сынок, в твоей семье достоинство и честь. Не погаснет огонь светлой любви. Не уйдет  в сумрак взаимопонимание и взаимоуважение.
        Счастья тебе, сынок…..