О пресловутой загадке русской души

Елена Конюшкова
Я - русская. Я родилась и всю жизнь прожила в самой центральной части России, в провинции. Мои родители - русские. Мои друзья, коллеги, недруги и всякое прочее окружение тоже в большинстве своем русское.

Я все это подчеркиваю лишь затем, чтобы ни у кого не возникло сомнения относительно, так сказать, владения материалом.

А вообще для меня все эти достаточно условные национальные черты имеют значение лишь постольку-поскольку: ну язык, культура и т.п.
Гораздо более важным мне всегда представлялось то, что объединяет все человечество: мы маленькие хрупкие существа в огромной непонятной вселенной.

Теперь к теме. Что такое загадка души? Как мы ее определяем? Я так понимаю, что эта загадка определяется в ощущении некой недоговоренности, как бы человек знает больше чем говорит, как бы непроявленная значительность.
Обычно это понимают в положительном смысле, по крайней мере в нашей стране.
Этот термин используется давно. Менялось ли его содержание со временем или менялась только внешняя атрибутика мне неизвестно. Я уверенно могу говорить только о том времени, в котором мне довелось жить. Подробнее на эту тему - как-нибудь в другой раз, не хочу сейчас отвлекаться.

Находясь в этой самой русской среде многие годы я никакой загадки ни в ком не видела, а читая о ней в литературе не понимала о чем вообще идет речь. Предполагала, как и большинство (как мне тогда казалось) что мы - более духовны, более подвержены исканиям смысла жизни. А западное общество - более прагматично. И вот эта наша философская направленность и воспринимается ими как загадка (т.к. практической выгоды от этих размышлений, как правило, немного). Но, повторяю, это были лишь предположения, заимствованные из литературы. Так как сколь-либо долго жить за границей мне не довелось.
Позже я поняла, что эти философские искания отнюдь не присущи большинству населения.
Интересы узкой части интеллигенции приписали всему народу.
Но тогда что же остается для народа?
Тут я опять вынуждена сделать отступление дабы прояснить сюжет.

Мои родители имели высшее образование. Семья отца пострадала в свое время при раскулачивании (его дед был священником), что оставило глубокий
отпечаток в душе отца. И отец, и мать отличались свободомыслием. По всем проблемам у каждого обычно имелось свое мнение. Официальные мнения всерьез не воспринимались.

В детстве я удивлялась: почему отец все время слушает какие-то передачи по радиоприемнику сквозь непрерывный треск и вой глушилок,
когда полно программ с отличной слышимостью. Став постарше я не очень доверяла его словам о том, что "наши брешут", а слушая западные радиостанции можно получить представление об истинном положении дел. (Позже, когда я убедилась в этом самостоятельно, я изменила мнение).

Я была нормальным советским ребенком и с полным пониманием и сочувствием относилась к тому, что нам говорили в школе о равенстве, солидарности,  преимуществах социализма.
(Мне и сейчас социалистические идеалы не чужды, но получается, что люди в большинстве своем, их недостойны. Отсюда и все трагедии.)

Отец мой, занимавший руководящие должности на заводах, позже перешедший работать в НИИ, имел по его словам проблемы с  "гебешниками".
Насколько я понимаю, его должности требовали принадлежности к КПСС и ему прямо и настойчиво это предлагали (несмотря на то, что интеллигенцию  не очень -то пускали в партию). Однако, он имел "наглость" отклонить эти предложения, сославшись на свою "неготовность" быть в рядах этой организации.  Такой наглости советская власть не прощала.

Мы имели квартиру в рабочем районе и мои подружки по школе были в основном из рабочих семей, но тогда никаких проблем для меня это не порождало.

Такова была среда в которой я выросла. И, вероятно, именно отец послужил невольной причиной внимания органов к моей скромной персоне.
Как вариант - желание отомстить отцу с помощью дочери.

Когда меня попытались сделать осведомителем, то однозначный отказ был для меня совершенно естественным. Хотя мои подружки уже тогда говорили: "Я бы не посмела отказаться". Тогда я не придала этому значения.

Почему то, что для меня само собой разумеется,  для других - чуть ли не подвиг? Странно.

Мое поколение выросло в годы когда уже не было массовых репрессий (да, были диссиденты, но это воспринималось как что-то далекое и почти нереальное) и не было на мой взгляд никаких причин идти на тайную службу к кому бы то ни было.  Мы считали себя вполне способными реализовать свои жизненные планы без всякого тайного покровительства. Так зачем нагружать свою совесть подлыми делами?
А  то, что подобная "помощь" руководству любого уровня есть подлость разногласий в нашей среде не вызывало.

Получается, как всегда, гены и семья ответственны за формирование личности. Предполагаю, что более семья чем гены, т.к. оценивали мы ситуацию одинаково. Вероятно, другие впитывали в своих семьях нечто такое, чего никогда не было в моей семье?
Если бы я выросла в других условмях вела ли бы я себя иначе? Я не знаю.

Но, как позже выяснилось, большинство шло на тайную службу беспрекословно. И таким образом реальность в нашей стране превратилась в сюрреализм.

Если бы кто-то в молодости описал мне реальную ситуацию в стране в этом плане - я бы ему не поверила. И сочла бы его в лучшем случае  малость сдвинутым. Я бы не поверила, что людей не сажают, не убивают, но только лишь за благосклонность власти и небольшую доплату
 люди массово идут в услужение этой дьявольской организации. Дьявольской - потому что никакие нормы морали там и рядом не стояли, как говорится. Многократно проверено на практике.

Эта организация - самое страшное зло, которое есть в нашей стране. Она, как спрут, опутала всю российскую жизнь.  Она - тайный режиссер всей жизни в стране.

Люди, в большинстве своем, вовсе не злодеи, но просто не имеют сил противостоять этой гадине. При ином раскладе они были бы вполне добропорядочными гражданами. Они просто привыкли подчиняться.
Мне нередко доводилось слышать от людей: "Я - человек маленький", "Начальство для меня беспрекословный авторитет", "если на меня надавить, то и я буду делать гадости" и т.п.

Я не понимаю этого. Да, когда я работаю на определенном предприятии, я принимаю на себя обязательства подчиняться определенным нормам.
Но лишь в пределах, необходимых для работы!
Во всех иных случаях мое право и обязанность послать инициаторов по определенному, известному всем, адресу.

Тут гебешники (знаю по интернетовским дискуссиям) любят приводить в пример "мать-одиночку с тремя детьми и без иных источников доходов".
Да, конечно, в иных случаях подлейшая жизнь может вынуждать человека на компромисс с совестью. Но это исключительные случаи.
Ведь не вся страна состоит у нас из матерей-одиночек! Или тайных гомиков.

Мне доводилось работать с разными людьми и я сделала вывод: совсем не уровень благосостояния и устойчивости руководит поведением людей  в подобных ситуациях. Порой вполне успешные люди ведут себя гораздо более гнусно, чем те, которые "перебиваются с кваса на воду".
С другой стороны, люди, вынужденные формально подчиняться, порой реально помогают понять ситуацию. За что - отдельное спасибо.

Вся страна живет в сюр-реальности. Вся страна, за исключением небольшого процента таких же недотеп как я, прозревших спустя жизнь, или вовсе не прозревших, об этом знает. И вся страна молчит. И, похоже, считает нормальным.
Театр абсурда. Реалити-шоу. Поверить невозможно.

Боже мой! Да как же они общаются друг с другом? Объясняются в любви, доверяют тайны, выпивают в конце концов... И думают: "донесет-не донесет?",
 "провокация или нет?"  и т.д. И на хрена же такое общение нужно?!

Вот какое "тайное знание", какая загадка светится в глазах русского человека!

Думаю, люди с западным образом мысли и мировоззрением вряд ли в это поверят. Я и сама воспринимаю окружающую действительность как дурной сон. Увы, это не сон.

Для кого я это пишу? Иностранцы не прочитают, наши и так все знают.
Наверное, я хочу задать вопрос своему народу. Ну как же так получилось, что никто не способен быть открытым? Не все же настолько погрязли в грехах, чтобы власть их уверенно держала на коротком поводке? Ну в конце концов неужели самоуважение, гармония с собой ничего уже  не стоят? Не ради кого-то. Ради себя самих.

И лишь эхо было мне ответом. Кричи - не кричи...