Повседневная жизнь Гродненского военного собрания

Александр Севенко
       Офицеры на Замковой горе, рядом со зданием Гродненского военного собрания. Фото из коллекции Феликса Ворошильского.

Все фото к статье можно посмотреть здесь: http://grodno.ucoz.ru/ раздел "Материалы по истории Гродненщины" - ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ГРОДНЕНСКОГО ВОЕННОГО СОБРАНИЯ

      

       ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ГРОДНЕНСКОГО ВОЕННОГО СОБРАНИЯ

       Гродненское военное собрание было организовано в 1869 году [1.] и размещалось на Замковой улице в Старом замке, в здании бывшего королевского дворца Стефана Батория. Руководил собранием начальник гарнизона, как правило, командир 2-го армейского корпуса, штаб которого располагался в городе. При собрании действовал ряд комитетов, в том числе Хозяйственный комитет, председателем которого в 1908 году был один из генералов гарнизона. В здании дворца для комитетов, канцелярии и других органов собрания были выделены соответствующие кабинеты. В одном из помещений держали кассу военного собрания, где для проведения каких-либо гарнизонных или полковых мероприятий офицеры могли получить ссуду. Так, в 1908 году офицерское собрание 2-го Гродненского крепостного пехотного батальона взяло ссуду из сумм Гродненского военного собрания в размере 200 рублей. О скорой передаче этой суммы в 101-й пехотный Пермский полк, нуждающийся в ссуде, ввиду отсутствия денег в кассе гарнизонного собрания, просил командира батальона полковника Стефана Викентьевича Гродзицкого в служебной записке от 5 августа 1908 года № 138 председатель Хозяйственного комитета Гродненского военного собрания генерал-майор Каш…(далее подпись неразборчива) [2.].

       Гарнизонное собрание было сосредоточием общественной жизни для офицеров и членов их семей.

       В здании военного собрания располагалась гарнизонная офицерская библиотека-читальня. Помимо книг, в ней находился большой выбор периодических и нотных изданий. Ряд генералов и старших офицеров, в разное время проходивших службу в Гродненском гарнизоне, передали в дар библиотеке свои личные книжные собрания.

       Большой зал собрания находился на втором этаже и, имея внушительную высоту потолков, создавал общий объем с мезонином здания, который снаружи можно было принять за третий этаж дворца. В ярусе мезонина с левой стороны от внешней стены находились хоры для оркестра. Этот зал и хоры второго яруса сохранились до нашего времени, там теперь проходят сменные выставки Гродненского государственного историко-археологического музея. Например, в нем недавно проходила выставка холодного оружия. Зал сейчас наполовину разгорожен, во второй половине совсем недавно находилось подсобное помещение - стояла старая мебель, различные подставки для экспонатов сменных выставок и так далее, а с прошедшего года в нем разместилась постоянная экспозиция, посвященная воинам-интернационалистам.

       В зале военного собрания ставились любительские спектакли, которые стали одним из любимых развлечений публики в погонах. Для их постановки была устроена небольшая сцена. Спектакли особенно оживились с приездом в гарнизон командира первой бригады 26-й пехотной дивизии генерал-майора Столицы, семья которого приняла деятельное участие в их постановках. Там же устраивались живые картины, литературные, музыкальные, семейные вечера и т.п. К участию в этих вечерах, кроме любителей, приглашались все более или менее известные артисты, заезжающие в Гродно [3, с. 237.] В зале проводились и офицерские балы. Он мог вместить несколько сотен гостей. Расположившись на хорах, играли музыканты, кавалеры вальсировали с дамами, в примыкающих помещениях работал буфет, играли в бильярд, завзятые игроки раскидывали преферанс, а курильщики дымили папиросками и трубками у входа в здание дворца или на стенах бывшего королевского замка, где любовались раскрывающейся перед ними грандиозной панорамой долины реки Неман и Занеманского форштадта, видом на древний Борисоглебский (Коложский) храм XII века.

       В зале военного собрания проводились и полковые праздники. Тогда в нем по предварительной заявке ставились и сервировались столы, приглашались для обслуживания лакеи, играли музыканты. Как правило, в репертуар оркестра в такие праздники входили полковые марши, патриотические песни, русский национальный гимн «Боже, Царя храни!». В ходе праздника выступали командиры, провозглашались здравицы и тосты за здоровье царя и членов императорской фамилии, за полковых шефов, за славу русского оружия и так далее. Здесь же зачитывались поздравительные телеграммы от шефов, офицеров других полков, ветеранов. Иногда такие послания доставлялись уже после начала церемонии, и тогда прямо из-за стола отправлялись гонцы на телеграф с ответными телеграммами, содержание которых было примерно таким: «Спасибо за поздравления! Высоко поднимаем бокалы за своих дорогих товарищей!».

       К чести воинов гродненского гарнизона, такие праздники не сопровождались обильными возлияниями спиртных напитков. Так, согласно сохранившемуся у местных краеведов счету, выписанному буфетчиком военного собрания Бергалем Гродненскому 2-му крепостному пехотному батальону, во время праздничного завтрака 8 декабря 1907-го года на 60 персон было заплачено по 2 рубля за каждого участника, всего 120 рублей, кроме того, за 7 бутылок «удельного» (сорт игристого вина Абрау Дюрсо, произведенный в царском удельном винодельном имении под управлением князя Л.С.Голицына), 2 бутылки портвейна, 8 бутылок пива, 4 с половиной бутылки ликера, а также за музыкантов и прислугу 48 руб.37 коп., итого 168 руб. 37 коп. Мы видим весьма скромный выбор и количество спиртного, выпитого на полковом празднике.

       Так как в батальоне на тот период служило 36 офицеров и два гражданских чиновника, а часть из них была в командировке, в наряде, уволена в запас или по какой-либо другой причине не могла присутствовать [4.], можно сделать вывод, что в число 60 приглашенных на вышеописанное мероприятие входили и офицерские жены, а также несколько представителей командования.

       Помимо полковых праздников, в Гродненском военном собрании праздновали государственные праздники, проводили различные торжественные собрания, проводы офицеров в запас и в другой гарнизон. Так, при служебной записке 171-го пехотного Кобринского полка по хозяйственной части от 14 июля 1908 года № 2770, отправленной из лагеря Ораны командиру Гродненского крепостного пехотного батальона, препровождались деньги в сумме 25 рублей за участие в проводах корпусного командира [5.].

       С первых чисел мая до начала сентября полки 26-й пехотной дивизии Гродненского гарнизона обыкновенно стояли лагерем недалеко от города, сначала на Занеманском форштадте рядом с берегом Немана, у полотна Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги, а после 1892 года - в урочище Румлевка. Там имелось лагерное офицерское собрание, выстроенное в русском вкусе, и сверху донизу украшенное кружевной резьбой [3, с. 239.]. В нем проводились те же мероприятия, что и в Гродненском военном собрании, в том числе ставились спектакли и работала библиотека.

      По свидетельству современников, мероприятия военного собрания, читальня, бильярд, шахматы и т.п. очень оживляли общество, создавали тот дух простых товарищеских отношений, который служил отличительной особенностью военнослужащих Гродненского гарнизона [3, с. 237.].

Использованная литература и источники:
1. А.Назаров. Офицеры России: подготовка, культура, традиции. От клуба офицеров - к офицерскому собранию. На сайте: dlib.eastview.com/browse/doc/3633513.
2. Документ из личного архива автора.
3. Вахрушев М.Н. История 101 пехотного Пермского полка. 1788 – 1897. СПб.: Типография Е.А.Евдокимова, 1897. 239 с. + 112 с. (приложения).
4. Список господ штаб- и обер-офицеров 2-го Гродненского крепостного пехотного батальона на 15 февраля 1908 года, документ из личного архива автора.
5. Документ из личного архива автора.