Интерпретация образа Дон Жуана

Валерия Никакая
Речь, подготовленная мною для выступления на XVIII Открытой научно-практической конференции «Страны мира: история и современность» (секция «Украинистика»).

Находок больше, а можно обнаружить вообще бесконечное множество интересного в данных текстах, однако выступающий должен был уложиться в пять-семь минут. Речь представляю здесь без изменений. 





«КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» А. С. ПУШКИНА И «КАМIННИЙ ГОСПОДАР» ЛЕСИ УКРАИНКИ:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ДОН ЖУАНА

Дон Жуан — имя нарицательное вот уже несколько столетий. Всем нам известен прототип этого образа.

Казалось бы, что можно сказать нового о таком человеке, что можно открыть? Однако же многие авторы мира обращались и обращаются к этому образу. Сегодня нас интересуют интерпретации образа Дон Жуана в драме Леси Украинки «Камiнний господар» и трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Каменный гость». Сразу же обращает на себя внимание разница в названии. Хозяин и гость - слова антонимичные.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «гость?» Это некто чужой, человек из другого мира. Прямое значение из словаря: «посетитель, пришедший по зову или незваный навестить другого».

А кто же тогда хозяин?.. Хозяин жизни, хозяин положения. Некто, управляющий жизнями, идеями. Кроме того, следует обратить внимание на значение «хозяин как Создатель всего сущего». Не только бог, но и некая внешняя сила, которая стоит выше всего и всех. И, разумеется, любовь как хозяйка нашего сердца, нашего бытия.

Давайте теперь обратимся непосредственно к текстам. Леся в своей драме неоднократно обыгрывает значение слова «каменный», часто используя и его различные формы для выражения. Мы можем подтвердить это следующими выдержками из текста:


Либонь, се воля неба, щоб могла я
його своїм по праву називати,
хоч він мені і не належить.

Нас матері тоді ще заручили,
як я жила у маминій надії.

Кохання в мене в серці, наче кров
у чаші таємній святого Граля.
Я наречена, і ніхто не може
мене сплямити, навіть дон Жуан.
І він се знає.

Мариться мені
якась гора стрімка та неприступна,
на тій горі міцний, суворий замок,
немов гніздо орлине... В тому замку
принцеса молода... ніхто не може
до неї доступитися на кручу...
Вбиваються і лицарі, і коні,
на гору добуваючись, і кров
червоними стрічками обвиває
підгір’я...

командор мій - то сама гора,
а лицаря щасливого немає


В конце, как известно, Дон Жуан проваливается, то есть статуя Командора побеждает его. Леся сама объясняет финальную сцену как победу традиции над новым. От этого и будем отталкиваться. В лице Командора — традиция. Анна противится традиции, которая не учитывает личностных интересов, индивидуальности — исключительно интересы семьи, общества. Личность ущемлена.  Думаю, своего рода протестом являются отношения с Дон Жуаном. Она прекрасно знает, какая слава за ним держится, но приглашает Дон Жуана в свой дом, отвечает на его ухаживания.
Что касается пушкинской Анны, она плачет по мужу «по долгу чести», по той же причине ненавидит Дон Гуана. Она неискренна сама и потому с легкостью принимает лесть героя. Она не отказывается от норм — напротив, их очень просто соблюдать, при этом внутренне не принимая и действуя в своем доме так, как вздумается. Условно говоря, дом для нее — мир, в котором она может устанавливать правила. Тем более теперь, когда истинного хозяина нет в живых. Вне дома Анна поступает в рамках приличия. Носит траур, страдает и не принимает ухаживаний наглых молодых людей.

В «Камiнному господарi» Анна заявляет свои права на мнение, на определенное место в обществе. Я имею в виду сцену маскарада. Во-первых, маски носят все, кроме Командора и Анны. Во-вторых, Анна назначает очередность вступления в танец с ней кавалеров. Отмечу, что Командор в этом не участвует, то есть его первостепенность, его значимость безусловна.
Почему все в масках? Почему именно маскарад, а не бал, не званый вечер? Маска здесь как знак безликости людской массы. Эта безликая масса  является символом традиции. Собственно, то, чему противится Анна, героиня драмы Леси Украинки, а также Дон Жуан.

Командор — не конкретный человек, но представитель той самой безликой массы. Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что Леся в своем произведении не ограничилась временем со смерти Командора, но включила также сцены, где Анна еще не была его женой. Можно утверждать, что для Леси важен образ Командора. Это человек с застывшим взглядом на жизнь. Он четко определяет ценности, которые человек должен проносить через всю свою жизнь. Эти ценности: любовь, честь, правда, знание. «То не любов, що присяги боїться», — утверждает он. Эти-то ценности и не уважают, отрицают Донна Анна и Дон Жуан. Новое не ценит старого. Оно ни на чем не основывается, разрушает то, что уже создано. Убив Командора, Дон Жуан как будто уничтожил традицию, но традиция вечна и неразрушима. Дон Жуан бросает вызов традиции, нападая со спины, приходя на маскарад в костюме чужеземца (не так, как все, чтобы выделиться). А чужеземец — это гость, то есть тот, кто не имеет права распоряжаться.

В безликой массе Дон Жуан ищет лица. Но в Донне Анне нет этого лица, оно - иллюзия. Дон Жуан обманулся.

Здесь следует отметить образ Долорес, который очень ярко представлен Лесей. Долорес -  подруга Донны Анны. Она жертва, жертва добровольная, истинно любящая Дон Жуана, но эта любовь не вызвана, как мне кажется, ничем иным, кроме как чувством долга. Они были обручены волей родителей. Но Долорес воспринимает Дон Жуана как конкретного человека, но не как того, кто назначен судьбою ей в мужья. Это тоже имеет место, но  второстепенное. Но Дон Жуан не ищет жертву. Да он и не знает, что именно ищет и чего хочет. Именно поэтому он занимается тщетными поисками, ища лицо там, где его нет и быть не может.

Между тем Командор, являющий собой безликую традицию, проявляет себя как личность, когда преподносит Анне в подарок жемчуг. Не свое ли лицо он показывает таким поступком? С другой стороны, Анна должна принять этот подарок, что предусмотрено правилами.

Что же Дон Гуан, герой Пушкина? Он практически не проявляет себя, все время прячась и избегая опасных встреч. А Дон Жуан Леси смело приходит на Маскарад, открывает свое имя, постоянно обращает на себя внимание окружающих.

Разговор на кладбище, признания Анны и Дон Гуана в доме Командора — не более чем игра, на мой взгляд, хорошо поставленная игра. Дон Гуан полагает, что правила игры устанавливает он. Он как бы ставит себя хозяином. Здесь уместно обратиться к значению «хозяин как Создатель». Не зря Дон Гуана называют безбожником — он бросает вызов самому богу, во всяком случае, той силе, которая представляет собой рок, судьбу. Слишком высоко он ставит себя.

Дон Гуан играет женщинами и их судьбами, он в этом уверен и уверяет других. Как? — искусно исполняя роль сластолюбца, беззаботного человека, любимца женщин. Ведь что такое игра? - это принятие на себя чужой роли, это ношение маски, потеря самого себя на время игры (именно так должен играть настоящий актер).

Он забирается в дом Лауры, своей любовницы, через окно. Зачем? — это игра, причем очень эффектный и неожиданный ход! Сцена дуэли Дон Гуана с Дон Карлосом, который любит Лауру, мне видится не более чем плохо поставленной пьесой. Именно так вынуждают думать поведение Дон Гуана и Лауры, которая очень неискренне восклицает, бросается на диван — все, как того требует жанр драмы. Дог Гуан ведет и словесную игру: он постоянно отшучивается.

В свою игру он пытается вовлечь Командора, заставив его принять правила. Однако еще раз повторюсь, Дон Гуан глубоко ошибается, решив, будто это он устанавливает правила игры. Его самонадеянность, эгоизм, ребячество подводят его. Он проваливается, проигрывает.

Интересна сцена принятия Лаурой гостей, где она играет на гитаре и исполняет песни. Один из безымянных гостей говорит: «Какие звуки! Сколько в них души!
А чьи слова, Лаура?». «Дон Гуана», — отвечает ему Лаура. Человек без лица и без имени видит душу в Дон Гуане! Вот к чему ведет Пушкин, вероятно. Нам представлена бездушная масса, среди которых и Донна Анна, каждый представитель которой выполняет определенную роль, не имея собственного лица. Дон Гуан ищет среди этой массы родную душу или же какое-то острое впечатление, ощущение. Но он обманывается, как обманывался и раньше. И это вполне объяснимо: Дон Гуан, имея душу, играет бездушие.