Дневники сентябрь 2005

Иван Лупандин
1.09.05. Перечитывал дневник. Очень поучительно. Вчера встретил О.М. (4 года со дня смерти Ларисы). Полная ясность, что именно произошло в России, в Католической Церкви, во всем мире.
+++
Искал в Интернете о. Ореста Остаповича, нашел сайт о. Александра Ильяшенко. Вот как иногда полезно вспоминать прошлое. Вспоминая свой конфликт с о. Андреем Удовенко, я удивляюсь своей наивности. Не всякий священник годится в духовные руководители. Первое предзнаменование было, когда я пошел покупать билет во Львов и понял, что о. Андрей ошибся, но при этом говорил очень уверенно (о наличии какого-то поезда). Помню, что я очень расстроился. Уже тогда зародились сомнения в безошибочности о. Андрея. Теперь я не повторяю прежних ошибок и не домогаюсь священства (и вообще первых мест). Если нужно будет, Господь Сам скажет: друг, пересядь повыше. Богородица была мирянкой и принесла столько добра.
+++
Явление монаха Ферапонта (он убит из ненависти к вере = in odium fidei – это ясно, так что в Католической Церкви его бы давно уже канонизировали) дополняет фатимское послание и послание Гарабандала. Обращение России наступит в обстановке хаоса (об этом Кончита – перед Warning). Соответственно, пророчества схимонахини Макарии («весь народ перепортят»). «Вся нечисть выйдет». Значит, сейчас нечисть действует. Молот ведьм. Инквизиция [изучить историю вопроса]. (Доклад о блаженном Вильгельме Арно, О.Р., инквизиторе из Тулузы – Н. делала). Руки не доходят. А борьба идет. И Аверинцев был очень серьезен (о шамане!), а дьякон Андрей Кураев поверхностно подошел к этому вопросу. Вопрос в том, что надо действовать осторожно. Do not give too much attention to the form. Видел с. Роз де Мари. Тоже о. Майкл [Гохрен], он мой наставник в духовной борьбе, и Mustard Seed. Приятное впечатление произвел о. Павел из Новотроицка. Вот так и набирается армия духовная. Схиигумен Савва понимал эти вещи: он рассказал мне об индийском колдуне, который навел порчу на англичанина. Mente et malleo – совет от деда. Прекрасное заглавие для книги!
2.09.05. Ave verum corpus natum… Позавчера на кладбище говорили с О.М., в частности, об о. Вернере. Потом проводил ее в музыкальную школу. Она попросила перевести меня текст «Ave verum» (Моцарт). Обратил внимание: «unda fluxit et sanguine» (в других текстах: aqua fluxit et sanguine). А вчера вечером на традиционной мессе Марина и Павел пели «Ave verum»! Это знак. Как и то, что Папа Пий Х покровитель моего брака [мы познакомились с моей женой 3 сентября, когда по старому календарю отмечается память св. Пия Х]. Это христианская семиотика! Завтра статуя Фатимской Богородицы (из центра о. Николаса Грунера) поедет на Красную Площадь [в действительности, на Большой Каменный мост]. Сбываются слова Девы Марии, сказанные в Аките: «You’ll get more close [to each other]».
3.09.05. 27 лет знакомству с Е.
+++
Статуя Фатимской Богоматери на Большом Каменном мосту. О. Вернер объяснил смысл 5 первых суббот. Это самая сильная проповедь о Богородице, начиная с того, что я услышал в Пскове 29 августа 1978. Теперь все уложилось в единую систему. Ответ св. Иоанну Кронштадтскому о причащении из чаши: Видение ангела в Фатиме. Капли крови стекали с хостии в чашу. Св. Серафим Саровский: «Радость всех радостей». Обрадованная = благодатная, значит: «Благодать всех благодатей», т.е. «Mediatrix omnium gratiarum» или «Our Lady of All Graces».
Теперь надо писать историю проникновения в тайны Богородицы.
Поскольку мир находится в трудной ситуации, необходимо непосредственное вмешательство Богородицы.
+++
Епископ Вениамин [Федченков] – порождение Белого движения. Его ученик: еп. Феодор Текучев. Оба они оказались в конце концов в Псково-Печерском монастыре и там упокоились. Где и батюшка Савва. Интересно, что и Аверинцев приезжал туда из Тарту.
4.09.05. В связи с явлением мч. Ферапонта и гипотезой, что пятая печать Апокалипсиса имеет отношение к геноциду евреев, я круто меняю свою позицию в этом вопросе. Что было сказано, то сказано. Что же касается целибата, то на меня очень сильно повлияли письма Папы Сириция.
+++
Фатимское движение – это белогвардейское дело, оно, конечно, политическое. То, что во главе оказался о. Грунер (и о. Гобби) – это не означает, что в нем не могут участвовать люди других религий. Главное – это вера в Богородицу, в Ее пять привилегий, в Ее явления в Фатиме, любовь к России. Думаю, таких людей немного.
+++
Жалко [Вадима] Белоцерковского, он, конечно, слепой, но искренний. А потом у слепых лучше развиты другие чувства, и они иногда замечают то, чего не замечают зрячие. Белоцерковский о Путине и Патриархе. Мч. Ферапонт говорит: «Молитесь о них», - как бы отвечая Белоцерковскому. Но в чем-то они схожи: оба утверждают, что нечисти много на Руси. Народ одичал. Виноваты, конечно, революционеры, но они не ведали, что творили, какого коня выпустили на историческую сцену. Через них действовал дьявол, он прельстил их. «Восстанут лжепророки и лжехристы и многих прельстят». А вот старообрядцы не прельстились ни Герценом, ни Кельсиевым. Они увидели, что за этими благородиями – дьявол. Также и Лев Толстой – не прельстился ни Лениным, ни Горьким. Но дело в том, что вороной конь ничем не лучше [бледного]. И бледному коню «надобно было прийти». Так что «дано было ему вести войну со святыми и победить их».
+++
Но какая слепота по поводу Нового Орлеана! Кстати, в предисловии Белоцерковский хорошо пишет о капитализме, т.е. о вороном коне (и ему, Белоцерковскому, можно верить, ведь он с 1972 года на Западе). Думаю, что я еще должен внимательно почитать его книгу.
Продолжаю после воскресной литургии и визита в Малаховку. Семь печатей – это главное в Апокалипсисе. Это семь этапов истории. Сейчас идет седьмой этап. Первый этап – торжество христианства; второй – разрушение Византии; третий – разрушение Франции, принявшей христианство в 498 г. Четвертый этап – разрушение Российской империи – последнего оплота христианства. Пятый этап – Холокост. Шестой этап – кризис в Церкви (II Ватиканский собор, обновленчество). Седьмой этап – разрушение Земли (экологическая катастрофа + возмездие и язвы). Когда кончатся язвы и гнев Божий, тогда наступит восьмой этап, т.е. возвращение христианства (возвращение белого коня).
+++
Притча о сеятеле. I. Параллелизм природа – благодать. Насколько это правомерно? Всякая аналогия и притча имеет предел. Начало учебного года. Метафора сеятеля-учителя. Некрасов: «Сейте разумное, доброе, вечное». Пушкин: «Свободы сеятель пустынный». Семя. Проходили в школе на уроках ботаники. Ядро. Генетическая программа. Так и в слове Божием – вся необходимая программа: кто исполняет слова Мои, уподобится человеку, построившему дом на камне. Но ядро – это еще не колос. Здесь ошибка протестантов. Все-таки почва дает свое. Эта почва была греко-римская цивилизация. Она оказалась доброй, и на ней взошло еврейское по своей генетической программе слово Божие. Обросло греческими категориями: космос, псюхэ, фюсис, усия, гипостасис, persona, anima, natura, substantia, Deus! На славянской почве: Бог, мир, душа, природа, лицо, сущность, истина, свобода.
И изгонять это бессмысленно, все равно что колос сделать обратно зерном. Далее, питательные вещества: поначалу взошло, пустило корень, а потом должно получать из земли, т.е. питаться извне, а не съедать само себя. И христиане должны питаться окружающей культурой. Пушкин, Гомер, Моцарт. Но если почва отравлена, то зерно не взойдет или произойдет мутация. Поэтому на почве современной культуры едва ли что доброе вырастет.
Далее: птицы небесные – такой светлый образ – «не трудятся, не прядут… Отец Мой небесный питает их». А тут вдруг они символизируют дьявола, похищающего зерно слова Божия из души. Вот почему мы просим: «избави нас от лукавого». Не дай ему украсть посеянное в нас слово Божие. Сеятель сеет, а птицы уже летят, чтобы поклевать. Если сеятель умный, он это чувствует. Далее: взошло солнце. То же самое. Вообще говоря, солнце - светлый символ. Но несет смерть! Хотя одновременно и жизнь – для тех семян, которые попали на более глубокую почву (т.е. почву греко-римской культуры). Но что есть солнце: «скорби и гонение за слово»! Странно, что солнце – символ скорби, а не радости. Наконец, терние: если почва богатая, это тоже не всегда хорошо. Культура может погубить (заглушить) христианство. Оно не даст плода. Как и происходит на радио [Христианский церковно-общественный канал]. Вроде умная беседа, много цитат, все интеллигентно, а плода нет. Почему: заботы житейские. Голос озабоченный и выдает, что ведущему совсем не интересно то, о чем он говорит, он хочет скорее домой. Вот священник въехал на иномарке в церковный двор. Еле прошла машина сквозь ворота в церковной ограде. Нищие расступились, захватив свои коробки и коврики. Вышел священник из машины. Какую проповедь он скажет и с какой интонацией? А ведь есть люди, чувствительные к голосу. Обмануть их нельзя. Вот и получается: бесплодно.
+++
Вадим Белоцерковский: «И страшно ведь еще то, что жестокость по отношению к собственному народу характерна не только для сталинизма, но и является российской традицией, словно Россия заколдована кем-то или проклята. И от этой традиции мы не избавились до сих пор!»
Это созвучно Фатимским откровениям.
5.09.05. Отец Анджей Белят. [Доминиканец]. Приехал в Москву в 1992 (?) году. А до этого был [другой] священник [доминиканец] (тоже из Польши) – о. Юзеф Климурчик. Они оба [тогда] опекали общины неокатехумената. Был какой-то инцидент с Мариной Мень. В результате образовалась некоторая трещина во взаимоотношениях между о. Андреем Удовенко и неокатехуменатом. Когда я ушел из общины о. Андрея Удовенко (в конце февраля 1995), я попросил разрешения у о. Анджея Белята ходить на его мессы к сестрам Матери Терезы на 3 Парковой. Так началась наша десятилетняя уже дружба с сестрами Матери Терезы.
В сентябре 1995 было собрание преподавателей Колледжа [католической теологии им. Св. Фомы Аквинского], и на нем я впервые увидел Миссионеров Святейшего Сердца: о. Майкла Скрина и двух других (наверное был и о. Кон Дохерти, но я тогда его не запомнил). Они молчали. Потом, в декабре 1995 или в январе 1996, я увидел о. Кона у сестер Матери Терезы, и сестры попросили меня перевести с английского его проповедь. Потом о. Кон попросил меня позаниматься с ним русским языком. Занятия сводились [главным образом] к переводу проповедей и расстановке ударений в русском переводе мессы.
+++
Поездка в Рим

Кейдан Владимир Исидорович. Я приехал к нему на квартиру (в Москве) и дал ему тезисы моего доклада. В них был упомянут Нилус (позитивно). Это была декларация. Мысль очень простая: критика Флоровского ([его тезиса] о «барочной киевской духовности»). Связь Киева и Сарова. Вплоть до Нилуса. Потом добавилась вторая мысль: онтология святости: Борис и Глеб, схимонахиня Марфа [Дивеевская]. И в тот же ряд – св. Димитрий Ростовский. Обращение к Католической Церкви признать русских святых. Разговор с о. Альбертом Раухом о будущем восточного обряда. Купил в римской аптеке лекарство для моих знакомых, а также портреты Римских Пап для Игоря Мамсурова (с ним мы работали зимой 1995-96 над переводом проповедей св. Антония Падуанского). Еще о конференции в Риме: свидетельство о Непорочном Зачатии.
На той же конференции – знакомство с Елизаветой Зеленски. Все началось с Аверинцева, который рекомендовал меня профессоресе Адзарро. Были также Ольга Седакова, о. Иоанн Свиридов. В электричке, когда ехал в аэропорт Фьюмичино, читал «Дивеевскую летопись». Скандал с «Софией-Марией» (книгой Томаса Шипфлингера «София-Мария. Целостный образ творения»). Роберт-теософ. Шипфлингер. Раух-Никитин-Ровнер. Аверинцев был недоволен докладом Ровнера. По поводу открытого письма Патриарху Алексию II Аверинцев сказал: «Мы не можем просить, мы можем только смиренно умолять [восстановить отношения с Константинополем, временно прерванные из-за Эстонии]». Своими впечатлениями я поделился с о. Антонием И., а тот рассказал о. Леониду [Ролдугину]. Было и выступление Ирины Иловайской на радио «София», в котором она назвала меня «неофитом».
6.09.05. Начинаем вторую часть воспоминаний. В первой части мы рассказывали об о. Александре Хауке-Лиговском. Теперь речь пойдет о его любимом ученике – молодом доминиканском священнике о. Анджее Беляте. Он приехал в Москву в начале 1990-х. В 1993 он уже точно был [и преподавал в Колледже католической теологии]. Он служил в храме Св. Людовика, а также иногда на квартире у Ани Годинер (для доминиканцев-терциариев). Я хорошо помню одну такую мессу в сентябре 1994 (на ней точно был Ю.А. Шрейдер, мы все принимали участие в проповеди, и я говорил об Альфонсе Лигуори). Осенью 1994 уже была приобретена квартира на Страстном бульваре, и доминиканцы стали собираться там, а не у Ани Годинер. Мессы служил о. Анджей. Ему помогал брат Стефан (не священник), которого перевели из польского доминиканского монастыря в Москву на стажировку. Он был русский, из Санкт-Петербурга. Весной 1994 о. Анджей был у нас дома в гостях, очень понравился моей жене. Так что, когда в феврале 1995 у меня произошел конфликт с о. Андреем Удовенко, я обратился к о. Анджею с просьбой разрешить нам с женой ходить на его мессы. О. Анджей по воскресеньям в 9 часов утра служил мессу у сестер Матери Терезы на 3 Парковой (20 минут ходьбы от нашего дома). Так состоялось мое знакомство с сестрами Матери Терезы.

7.09.05. Трагедия в Новом Орлеане: «Море восшумит и возмутится». Sonitus maris (Первое воскресенье Адвента). Читал статьи о Витгенштейне и Куне. Как толковать Св. Писание? «Книга, исписанная снаружи и изнутри». Пример Иисуса Христа [как Он Сам толкует Св. Писание]: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Или о динарии: «Чьи на нем изображение и надпись?». Т.е. идти от буквального смысла к символическому. Кун о парадигмах. Семь печатей – семь исторических парадигм.
+++
Возвращаюсь к римскому сюжету. Он начался с того, что Г[еоргий] Д[авидович] обнаружил в сочинениях Димитрия Ростовского упоминания о Екатерине Сиенской. Мною 1 мая 1985 с подачи Г.Д. была написана статья: «Был ли католиком святой Димитрий Ростовский?» Потом я сделал новый вариант (осенью 1986) и показал его Аверинцеву (может быть, в апреле 1987). Он как-то это запомнил и предложил мою кандидатуру для симпозиума «София – мост между двумя Европами», который должен был состояться в Риме в декабре 1995 или в январе 1996, но был перенесен на конец марта 1996. Может быть, Аверинцев похлопотал обо мне из благодарности: весной 1992 (?) я узнал, что Аверинцев болен и нуждается в лечении, и поговорил об этом с тогдашним директором «Каритаса» дьяконом Антонио Санти (он также работал в Колледже католической теологии). Дьякон Антонио Санти обещал помочь. Не знаю, впрочем, по его ли протекции Аверинцева поместили в клинику в Германии и сделали операцию на сердце. И вот в 1994 (или в начале 1995) в нашей квартире раздался телефонный звонок: позвонил Аверинцев (это был первый и единственный раз, что он мне звонил) и рассказал о профессоресе Адзарро и о предстоящем симпозиуме.
8.09.05. Рождество Пресвятой Богородицы. Двадцать семь лет назад впервые задумался об этом [что в латинской церкви этот день празднуют 8, а не 21 сентября]. С этого также начинается книга Далгернса (“It was the eve of our Lady’s Nativity”). О. Кон Дохерти (р. 1957). Служил в Сент-Олбенсе на северо-востоке Англии с 1990 по 1996. Миссионер Св. Сердца. Их присутствие в России началось с сентября 1995 (орден основан в 1854 году во Франции). И я их как раз в сентябре 1995 и видел на собрании преподавателей Колледжа католической теологии. Но работать в Колледже они не стали. Название следующей главы: «Миссионеры Святейшего Сердца». Дальнейшие планы: Владимир Исидорович Кейдан. Судьба Аверинцева в 1991-1995. Где он был? Посмотреть, что пишет Бибихин [в книге «Лосев. Аверинцев»]. В какой-то момент Аверинцев мне позвонил. Может быть, в 1994 или даже в начале 1995. Летом 1995 я получил по DHL письмо от профессоресы Адзарро из Лурда. Но это, кажется, было не первое письмо от нее. Потом Кейдан. Потом - о. Иоанн Свиридов, факультет журналистики МГУ, студия Христианского церковно-общественного канала (радио «София»). Канал открылся в 1995 (недавно отмечали 10 лет). Переговоры с Котрелевым по телефону (узнал его телефон у Маргариты Сергеевны Шаровой). Наконец, и билеты получены. А незадолго до отъезда была аудиенция у Кондрусевича (7 марта 1996, по поводу общины восточного обряда). Жена Аркадия Ровнера поехала за билетами (и я с ней). Познакомился уже в Римском аэропорту с Никитиным, Котрелевым (до этого только по телефону общались), Ровнером. В тот же день пошли выпить вина и закусить бутербродами. Это уже был мой второй визит в Рим, так что я добрался до собора Св. Петра на метро. И мысль: вдруг меня не пустят на мессу (ибо голова кружилась от выпитого вина). Но пустили, и я причастился. И поехал назад в отель. А там участники конференции уже ужинали, и я сел за столик с Присциллой Хант. Она не понимала, в чем суть догмата о Непорочном Зачатии Богородицы (у меня доклад назывался: «Св. Димитрий Ростовский о Непорочном Зачатии»). А на следующий день я познакомился с Елизаветой Зеленски и англичанином Робертом (теософом, штейнерианцем, каким был мой однокурсник Алеша Хлебалин). Какие они вежливые, теософы! “I let myself be inspired” (фраза Роберта). Но чувствуется зашоренность сознания (“One man – one mission”). Зеленски – русская американка, внучка белогвардейского офицера. Доклад Аверинцева. Подошел к нему после доклада. Вспомнили Нору Николаевну, Илью Грица. Аверинцев сказал несколько похвальных слов об о. Георгии Кочеткове. Перед банкетом в Российском посольстве: беседа с Ровнером (это было еще до моего выступления).
9.09.05. 15 лет со дня смерти о. Александра Меня. Видел о. Майкла Райана. Занимался русским языком с сестрой Роз-де-Мари. 18 сентября – лекция для катехизаторов. Глава: Миссионерки Божественной любви. Немного рассказать о тех, среди которых оказался. Вспомнить Жана Вальжана. Потом перейти к другим миссионерам (MSC). DHL – первый раз получил от проф. Адзарро. Но это ведь дорого. Зачем? И тем более из Лурда. И почему нельзя было обычным письмом? Но, видно, она хотела, чтобы я запомнил это, может быть, для молитвы. Я как раз вернулся из Одессы (конец августа 1995).
Получаю письмо. Потом еду с ним в посольство. Там, наверное, был список. Еще на конференции выступал Владимир Зелинский (тогда он еще не был священником). О. Альберт Раух – недоволен восточным обрядом. Решили издавать на русском языке книгу Шипфлингера «София-Мария», и вышел скандал. В результате поссорились о. Андрей Кураев и Валентин Никитин. Но рериховщина не прошла. Зачем иезуиты это делали? До сих пор неясно.
+++
Перечитываю записи 2004 года. Совершенно убежден, что пятая печать – это о евреях. Во-первых, не может быть, чтобы такое событие, как Холокост, не было предсказано. Во-вторых, души ведут себя неспокойно, требуют мести: значит, это не христиане. Даны им белые одежды: т.е. они уравнены с христианами. Шестая печать – это апостасия христиан, сумерки Церкви, это у меня хорошо истолковано год назад.
+++
Пребывание в Риме. Но до него: визит к Кондрусевичу. Начало богослужений на квартире в Филях. Яков Кротов (теперь о. Иаков). Там он возрастал, набирался опыта.
+++
Утром в аэропорт [Шереметьево-2] приехала Ирина Иловайская. Прилетели. Потом долго сидели в аэропорту. Приехал сын профессоресы – Пьерлука Адзарро. Говорил с ним о Константине Леонтьеве, об абортах в России – напрасно. Поселили в отеле на виа Палестра. Недалеко от Термини. Потом Николай Всеволодович Котрелев повел нас в закусочную (нас – это меня, Валентина Никитина и Аркадия Ровнера). Я – самый младший (38 лет). Потом я отправился в собор Св. Петра. Потом на ужин. Присцилла Хант. Потом спать.
Утром – месса в церкви Св. Томаса Мора. К причастию иду я и профессореса Адзарро. Аверинцев не идет. Все – православные (и протестанты). Потом конференция. Доклад Аверинцева (он делал его на итальянском языке). Кстати, текст доклада есть и на русском. Немного поругал Запад (травмирующее слово «девственность»). Потом обед. Я знакомлюсь с Елизаветой Зеленски и с Робертом (англичанином-теософом). Вечером едем на ужин в российское посольство. Я в обществе Елизаветы и Роберта. На следующий день за обедом беседую с о. Альбертом Раухом. Он сказал об Аркадии Ровнере: «Вот был бы идеальный христианин». Еще на том же обеде: Ольга Седакова, Марианна Трофимова. Седакова делится воспоминаниями о Венедикте Ерофееве. После обеда – доклады (Елизавета Зеленски, Присцилла Хант). Потом мой доклад. Полемика. Я критиковал тезис о. Георгия Флоровского («барочная киевская духовность»). Противопоставил тезис об «онтологизме святости» (или признавайте Димитрия Ростовского святым, или будьте последовательны и деканонизируйте его). Третий день конференции. Доклад Валентина Никитина. Аверинцев (в присутствии Седаковой) делает мне замечание по поводу моего доклада («Как Вы себя ведете! Вы ведь на научной конференции!»). Вечером прием у профессоресы Адзарро. Знакомлюсь с Дмитрием Вячеславовичем Ивановым: он сказал мне, что ему понравился мой доклад. Подошел ко мне Ровнер, похвалил мой английский язык (слышал, как я разговариваю с Робертом), назвал меня «кшатрием» и сказал, что я должен впредь выступать более академично, чтобы не прозводить впечатление человека “who is mentally unbalanced”. Короче, пожелал мне остепениться. Что я с успехом делаю. В частности, у о. Иоанна Свиридова на радио. Но измельчать не хочу. Аверинцев не измельчал. Для него «София – мост между двумя Европами» - это не более чем эпизод. В 1999 мы уже опять дружим, и он на Покров дарит и надписывает мне свои книги.
Список людей, которых я видел в Риме:
1. О. Иоанн Свиридов
2. С.С. Аверинцев
3. И.А. Иловайская-Альберти
4. Владимир Зелинский
5. О.А. Седакова
6. М. Трофимова
7. А. Ровнер
8. О. Альберт Раух
9. О. Томас Шипфлингер
10. Е. Зеленски
11. Н.В. Котрелев
12. В.А. Никитин
13. П. Хант
14. Д.В. Иванов
15. Дж. Адзарро
16. П. Адзарро
+++
Осень 1996. Эпизод с Ларисой Петропавловской. Поездка в Чикаго. Подарок судьбы: Нелли Олеговна Подгорская и Сергей Брониславович Даукша. В январе 1997 организовал лекцию о. Андрея Кураева в Колледже католической теологии. Также осенью 1996 купил брошюру с проповедью о. Иоанна Крестьянкина. Очень сильная. Стал задумываться. Остановка автобуса на пути в Суздаль. Сосны в снегу (начало января 1997). Посещение Спасо-Евфимьемского монастыря.
10.09.05. Все-таки интересно, как сложилась судьба тех, кого я встретил в Риме. Некоторые умерли: Дм. Вяч. Иванов, С.С. Аверинцев, Ирина Алексеевна Иловайская. Не знаю, что случилось с Кейданом (Владимиром Исидоровичем) [работает в Италии – прим. 2009] и Марианной Трофимовой. Надеюсь, что все они живы, как и Котрелев [видел его на отпевании Н.Л. Трауберг – прим. 2009]. О. Иоанн Свиридов – по-прежнему директор Христианского церковно-общественного канала (радио «София»): он мой начальник. Где Ровнер, я не знаю.
+++
Что касается Самары. Католический храм на ул. Фрунзе. Народу очень мало (в храме на богослужениях). Колоритная прихожанка лишь одна – София, врач (?). И еще Галина Духовская из Польского центра (на радио у нее выступал). Выставка Рериха. К Рериху больше интереса, чем к Католической Церкви. Жил в квартире священника о. Томаса Донахи, салезианца. Но его тогда (в конце июня 1996) в Самаре не было. Нам (мне и моей семье) уступил квартиру (на 10 дней) о. Кон, а сам он жил при храме. Смотрел видео: «Marian Apparitions of the XX Century» (потом такую кассету видел в 2002 в Меджугорье в книжном магазине). Содержание: Фатима, Борен, Банно, Гарабандал, Зейтун, Меджугорье.

11.09.05. Три коня: Магомет, Лютер, Ленин. Они в каком-то смысле похожи на Христа: их ученики испытывают энтузиазм, родственный энтузиазму первых христиан. У них есть своя историософия и стремление завоевать и обратить мир. Этим они и страшны. Но антихрист будет другим, циничным: убийства (аборты, эвтаназия), порнография, гомосексуализм, воровство, колдовство, сатанизм. Всего этого не было у тех трех коней (рыжего, вороного и бледного): они выступали, стараясь подражать Христу, с оглядкой на Христа, стремясь привлечь к себе идеалистов («многие придут под именем Моим…»). Но тут зверь приходит как открытый богопротивник и как враг человеческой природы. Всё же мусульмане, протестанты, коммунисты не уничтожали человеческую природу, человек воспроизводил себя, жил в гармонии с миром [сохранялись семейные ценности: чадородие, супружеская верность, etc. ]. А тут будет развращение и уничтожение человеческой природы. Кризис семьи. Это уже антихристианство.
Шестая печать: звезды падут с неба. Церковная астрология. Церковный год (аналог астрономического года). Созвездия: 12 праздников и 12 созвездий зодиака. А Пасха – солнце. Праздники святых – звезды. Спадут с неба: перестанут почитаться. Появятся новые звезды. Но это уже не то. Исчезнет универсальная картина мира.
Итак, возвращаюсь из Одессы, и ждет меня письмо (из Лурда, от профессоресы Адзарро). В сентябре [1995] собрание преподавателей Колледжа католической теологии, и так монахи MSC [Missionarii Sacratissimi Cordis, Миссионеры Пресвятого Сердца Иисусова]. Тогда меня поразило лицо одного из них (впоследствии я понял, что это был о. Майкл Скрин, ирландец). Аскет, умный, вежливый до утонченности. Учился в Беркли (Калифорния). Когда я подружился с ним (в 1996-1997), сказал мне как-то: “You must believe in your own wisdom” и “You should find other ways of fasting”. В Риме – Дмитрий Вячеславович Иванов (в гроб сходя, благословил).
+++
Могилев-Подольский. Еврейская община (уничтожена). Еврейское гетто в Ивано-Франковске (оно располагалось за железной дорогой, как раз там, где Кондукторская улица и где я жил в одной комнате с Алексеем Баранниковым в декабре 1994 - январе 1995). Епископ Павел Василик. Коломыя: там бывал блаж. Карл Австрийский (где-то до 1914). Бедный, многострадальный город. Еврейское население уничтожено.
Бедный епископ Павел! Сколько он страдал! Но какая любовь к своему народу! Я его помню еще по его визиту в Ленинград (сентябрь 1980). Но он был занят только украинскими проблемами. Сочетание национального и религиозного (как у ирландцев, поляков, хорватов). Кто сможет взглянуть беспристрастно? Вот, например, проблема хорватско-сербских отношений. Воистину, если бы не было явления в Меджугорье, его надо было бы выдумать. И слово, первое слово, главное слово: «мир». И место явления: где были убиты сербы. Надо прекратить инерцию насилия. Потому и так долго продолжаются явления. А вот Церковь не справилась. Монахи, священники, епископы бездействовали. То же самое и о явлениях в Руанде в 1988 (в фильме “Marian Apparitions of the XX Century”). Ведь через 6 лет там начался геноцид (он напоминал то, что происходило на Балканах, только был чисто этническим, без религиозной составляющей). И, кстати, некоторые католические священники участвовали в геноциде.
+++
Тема для радиопередачи: Signa ostenduntur a diis rerum futurarum [Боги являют знаки будущих событий] (Цицерон, «О природе богов»). Также Гомер, «Илиада», начало. Пророк Халкес.
12.09.05. Вспоминаю Можайск, храм Св. Илии Пророка [там 12 сентября 1978 отмечал праздник св. Александра Невского].
+++
18 сентября – лекция для катехизаторов. О Фрейде. Разделить: идеологию и психоанализ. Как и у Маркса: идеологию и экономический анализ. Фрейд считает, что есть конфликт между биологическим «я» и социальным «я», и получается, что добрым быть трудно. В этом он противоречит Руссо и Толстому (хотя поздний Толстой склонялся к «фрейдизму»: «Воскресение», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий»). Фрейд противоречит также Канту и Ницше. Но Фрейд и не ставит задачу быть добрым, главное (по Фрейду) быть здоровым. А что есть здоровье? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить аристотелевское понятие природы. Христианский психоанализ: возможен ли он? За что ругают Фрейда – за истолкование символов. Но в этом его гениальность!
15.09.05. Вспоминаю паломничество в Рим (июнь 1995). Мы жили в Литовской коллегии Св. Казимира (теперь там гостиница), на площади Асти, неподалеку от станции метро «Ре ди Рома». Приехали в Рим очень поздно, глубокой ночью, уставшие. Утром рано встали, позавтракали и поехали на автобусе в базилику Св. Павла. Там была месса: служил архиепископ Кондрусевич вместе с участвовавшими в паломничестве священниками. Семинаристы принимали активное участие в богослужении. Потом пошли обедать в Колледж Св. Беды (английский колледж). Это оказалось рядом, практически через дорогу от базилики. Потом отправились в Тре Фонтане, на место, где, по преданию, был убит апостол Павел. Молитвенной сосредоточенности не было. Только усталость.
+++
Когда-то мы с мамой ездили в Бахчисарай (я был еще школьником). Смотрели дворец. И еще мы с мамой были в Севастополе. Но, кроме музея рыб, ничего не помню. Пока мы плыли в Севастополь из Ялты (на «ракете»), у меня очень болел зуб, а когда приехали в Севастополь, боль прекратилась, и я был счастлив (речь идет о событиях 1970 года).
+++
Одесса, 1997. Я отдыхаю там с семьей (жена и трое детей). Посетили Литературный музей (сколько писателей и поэтов, оказывается, так или иначе связаны с Одессой!). Еще помню, как-то раз случайно обнаружили магазин религиозной литературы на Малой Арнаутской. Там продавался Антоний Падуанский. А теперь, может быть, и Католическая Энциклопедия?
Когда я был ребенком, я не понимал исторической нагруженности и символизма мест (то, что называют genius loci). А вот в Евпатории (в 1996) почувствовал.
16.09.05. По поводу лекции в воскресенье. Критика Маркса. Рабовладельческий строй сменился феодальным. Подумаем об этом. Это касается Римской империи, отчасти и Византии, и связано только и исключительно с христианством. Послание ап. Павла к Филимону. Раб – свободный у Господа, а свободный – раб Христов. Преодолен тезис Гераклита: война – начало всего, ибо она делает одних свободными, а других – рабами. Основное противоречие античного мира снято (по Гегелю). В исламе – нет! И в кальвинизме – нет! Там предопределение. И в коммунизме рабство (заключенные). И так и назывались (см. Евгения Гинзбург «Крутой маршрут»). Рабство в Бразилии отменено лишь в 1888 году. В России Чаадаев говорил о рабстве, в котором одна часть народа оказалась у другой.
Вернемся к тезису Гераклита. Начало всего – война, борьба. А в семье? Не происходит ли борьба между мужем и женой? А в классе? А в воинской части? В коллективе? Где исчезает христианство, там начинается рабство. Т.е. рабство есть следствие греха и падшего состояния человека. Моисей вывел евреев из рабства египетского. Пасха – освобождение от рабства. И новая Пасха – освобождение от рабства греху. «Всякий, делающий грех, есть раб греха».
Для Маркса феодализм – это сельский труд, земледелие. «Идиотизм деревенской жизни». Капитализм был связан с обнищанием крестьянства, с частной собственностью на землю. С другой стороны, капитализм есть следствие нравственного одичания Европы после религиозных войн XVI-XVII веков, когда Европа перестала быть единым христианским миром. Нарушилась солидарность между людьми. Для протестанта католик – это папист, а по сути – сын погибели, ибо Папа – антихрист. Здесь последнее слово протестантской экзегезы.
21. 09. 05. Продолжаю воспоминания о Риме (март 1996). Утром 26 марта встал рано и пошел в церковь Иль Джезу. Шел пешком по виа Национале. Потом вернулся в гостиницу, чтобы позавтракать. Потом – на конференцию. Запомнилось только выступление Ровнера, хотя были и другие доклады. Аверинцеву доклад Ровнера не понравился своей бессодержательностью (это проявилось в тех репликах, которые он шепотом адресовал Наталье Петровне и которые могли слышать только те, кто сидел рядом). Я запомнил основную идею Ровнера (она мне показалась здравой): понятие «Софии» слишком многозначно, поэтому надо сначала определиться, что мы будем понимать под «Софией». Т.е. Ровнер требовал картезианской ясности, в то время как Аверинцев предпочитал хайдеггерианскую многозначительность.
Потом нас повели на обед. За обедом я общался с о. Альбертом Раухом. Он был против появления греко-католиков в Москве.
После обеда конференция продолжилась. Я выступал после Елизаветы Зеленски и Присциллы Хант. В самом начале доклада я решил отмежеваться от идеи «Софии» как «четвертой ипостаси». «София (мудрость), - сказал я, - это не более чем атрибут Бога, как и милосердие. Можно почитать мудрость Божию, как Фаустина Ковальская предлагает почитать Божие милосердие». Этим заявлением я, как позднее выяснилось, задел за живое о. Иоанна Свиридова. У Аверинцева и Натальи Петровны вызвало раздражение то, что в своем докладе я несколько слов сказал о католическом понимании Непорочного Зачатия, сославшись при этом на катехизис. «Он нас третировал, как первоклассников», - пожаловалась мужу Наталья Петровна. После доклада ко мне подошла профессореса Адзарро и при всех пожала мне руку. А Ирина Иловайская была недовольна моим докладом и той полемикой, которую он вызвал.
В целом, своим докладом я остался доволен. Не сорвался, не сказал глупостей, спровоцировал дискуссию, оживил конференцию. Обругал Флоровского. Он ничего не понимает в святости, потому что для этого надо самому быть святым (примерно такая мысль). Вечером после конференции никуда не пошел, принял душ и лег спать. На следующий день опять проснулся рано и до завтрака успел сходить в Иль Джезу. Потом позавтракал со всеми в гостинице и пошел на конференцию вместе с Елизаветой и Робертом. Елизавета показалась мне грустной. О моем докладе она ничего не сказала. Утром было несколько докладов. Я запомнил доклад Валентина Никитина, особенно ту фразу, которой он его закончил: «Святая София, моли Бога о нас». Произнеся эту фразу Никитин перекрестился. В перерыве между докладами Никитин подошел к Аверинцеву и спросил его мнение о своем докладе. Аверинцев сказал ему, что он не школьный учитель и оценок не ставит. И тут же обратился к мне (я стоял рядом): «Как вы себя ведете (это по поводу моего доклада)! Вы на научной конференции (это по поводу моего призыва к католикам канонизировать русских святых)! И зачем Вы объясняете, что такое Непорочное Зачатие, мы что, школьники?». Я попытался объяснить Аверинцеву, что Присцилла Хант, хоть и профессор Массачусетского университета, понятия не имела о том, что такое Непорочное Зачатие, а когда я пытался за ужином (еще в день приезда) ей это объяснить, смотрела на меня весьма скептически (как бы желая задать вопрос: “If you are so clever, where is your money?”). Поэтому я решил ответить Присцилле с трибуны конференции. (С американцами только так и надо!).
В тот же день вечером прием у профессоресы Адзарро. Ко мне подошел Ровнер. Сказал мне, что один из участников конференции назвал меня «mentally disbalanced». После этого Ровнер дал мне несколько советов. Для меня это был урок. Я многое понял. Дмитрий Вячеславович Иванов, напротив, похвалил мой доклад. Аверинцев извинился за свою вспыльчивость. Он хотел еще что-то мне сказать, но к нему подошел о. Иоанн Свиридов, взял его под ручку и увел. Мы обменялись адресами с Елизаветой Зеленски. Я написал ей спустя несколько лет, но не получил ответа. Конференция закончилась. Воспоминания остались.
21.09.05. Был на встрече доминиканцев. Месса. Служил о. Юрий Дорогин. Была Настя. Вспоминал Тулузу, церковь, где мощи св. Фомы Аквинского. Св. Фома смиренный, несет мешок, идет с братом в город (безропотно). Если бы ему сказали: «Не пиши», - он перестал бы писать. Но ему никто не сказал, потому что воля Божия. 49 лет ему было, когда он умер. А мне уже 48. И все же он сказал, что все, написанное им, кажется ему соломой. А я люблю многое, написанное им, кроме некоторых мыслей. В каком-то смысле он непревзойден, как Бах в музыке. Классик.
+++
Еще перевел письмо Папы Феликса II к Константинопольскому патриарху Акакию. Мысль Папы подобна мысли протопопа Аввакума («По таковом страдании погибнуть хощеши?»). И мысль, похожая на мысль Лефевра: на Страшном суде представить Церковь такой, какой принял ее [в управление].
+++
Посмотреть, есть ли в Бордо, Мон-де-Марсане, Лурде, Париже, Марселе, Тулузе, Версале лефевристы или общество св. Петра. Как узок путь, ведущий в жизнь. С одной стороны – море сергианства, модернизма, а с другой – обскурантизм беспоповцев и седевакантистов. И где-то между ними – истина. Ее являет Дева Мария. Идти надо очень осторожно. Каждое слово, каждый жест взвешивать. И еще следят. Зачем они это делают? Наверное, чтобы потом потомки читали: 84 тома наблюдений за Солженицыным – это лучше любой биографии. Интересно, успели ли в ЧК завести дело на Корнилова? Но на Заболоцкого точно завели. Он ведь после лагеря был под гласным наблюдением. А Пастернак, Ахматова, Надежда Мандельштам (да и Осип Эмильевич)? И Аверинцев, и Лосев, и Лихачев! Все были под колпаком. Так что надо гордиться, что наблюдают.
19.09.05. “Yeltsin fired Lebed” – that news was told me by Steve Drennan. It was in October 1996, when I was in New Orleans. We lived in a rectory in Slydell, near New Orleans. The conference “Path to Rome” took place in Hilton Hotel near New Orleans’ Airport. I spoke for five or ten minutes (the theme was my conversion to Christianity). People liked my talk. While in Slydell I noticed that nobody goes on foot in little towns (as Bradbury predicted). In this respect Chicago is more comfortable, it looks like Moscow. In Chicago there is a good park along the lake, where I even saw people playing chess. When I travelled back to Chicago from New Orleans I suddenly remembered schemahegumenos Sabbas from Pskovo-Pecherski monastery. It was, as I later understood, connected with the story about a devoted Christian woman, who wanted to suffer something for the sake of Her Lord (it was in Egypt in the times of St. Athanasius). St. Athanasius first recommended her to take care of a very meek woman, but then he understood that this soul was seeking suffering and sent her to take care of another woman of unquiet and quarrelsome character. [Ельцин уволил Лебедя – об этой новости сообщил мне Стив Дреннан. Это было в октябре 1996 года, когда я был в Новом Орлеане. Мы жили в доме священника в Слайделле, возле Нового Орлеана. Конференция «Путь в Рим» состоялась в отеле «Хилтон» возле новоорлеанского аэропорта. Я говорил пять или десять минут, темой моего выступления было мое обращение в христианство. Людям в зале понравилось мое выступление. В Слайделле я обратил внимание, что в маленьких городках никто не ходит пешком (как это и предсказывал Бредбери). В этом смысле Чикаго более привычен, напоминает Москву. В Чикаго есть замечательный парк, тянущийся вдоль озера, где я видел людей, играющих в шахматы. Когда я ехал обратно из Нового Орлеана в Чикаго, я внезапно вспомнил схиигумена Савву из Псково-Печерского монастыря. Это было связано с рассказом о благочестивой христианке, которая жила в Египте во времена св. Афанасия Великого и хотела пострадать ради Христа. Святой Афанасий сначала направил ее ухаживать за немощной вдовой, которая была очень кроткой, но потом он понял, что эта благочестивая христианка ищет подвига и направил ее ухаживать за женщиной с трудным и склочным характером]. 
+++
I didn’t like the atmosphere in MJ. When Father General was absent, the boys didn’t know what to do and remained without business. It reminded me Leo Tolstoy’s description in his novel “Resurrection” of   “a lot of aimless walking to and fro…”. Nevertheless these two weeks in USA were a good experience. [Мне не понравилась атмосфера в Милес Езу. Когда отец генерал отсутствовал, ребята не знали, чем заняться и слонялись без дела. Это напомнило мне сцену из романа Льва Толстого «Воскресение», где описывалось «ленивое шлянье по комнатам». Тем не менее, эти две недели в США были хорошим опытом].
During autumn 1996 there was much work to be done in Yurasovs’ family where Anatoly Savelievich was terminally ill with brain cancer. I invited Father Michael Screene several times with me to Yurasovs’ apartment to comfort the sick person. [В течение осени 1996 года много приходилось бывать у Ю-вых, где тяжело болел А.С. (у него была опухоль мозга). Я несколько раз приводил к Ю. отца Майкла Скрина, чтобы он исповедал и пособоровал больного].
In December 1996 I visited Rostov-on-Don. In January 1997 Anatoly Savelievich died. Father Michael Screene attended the funeral service in the church of St. Peter and Paul in Lefortovo and the burial ceremony on Vvedenskoe cemetery. [В декабре 1996 года я посетил Ростов-на-Дону. В январе 1997 умер Анатолий Савельевич. О. Майкл Скрин присутствовал на отпевании в храме Свв. Петра и Павла в Лефортово и похоронах на Введенском кладбище].
In Moscow College of Catholic Theology I gave a lecture on Protopop Avvakum in December 1996. Michael (the Old-Believer) listened attentively. In January 1997 I invited deacon Andrei Kuraev to give a lecture in the College: he spoke about the possibility of relations within the Godhead. And later (in August 1997) it came to me, that the only possibility of establishing relations with God is to establish them through God incarnated. This was my leading idea for several years, together with the idea of the adductive presence of Jesus in the Eucharist. [В Московском колледже католической теологии я прочел лекцию о протопопе Аввакуме в декабре 1996. Михаил (старообрядец-беспоповец) слушал очень внимательно. В январе 1997 года я пригласил дьякона Андрея Кураева прочесть лекцию в Колледже: он говорил о Троице и отношениях между Божественными Лицами. И позднее (в августе 1997) мне пришла в голову идея, что единственная возможность для человека установить личные отношения с Богом – это установить их через Бога воплотившегося. Эта идея была главной для меня на протяжении нескольких лет, равно как и идея аддуктивного присутствия Христа в Евхаристии].

20.09.05. Сегодня встречаюсь с о. Рене Маришалем. Вчера встречался с о. Вернером. Был праздник св. Януария.
+++
Является ли св. Владимир членом РПЦ? Он совершил выбор: историки сомневаются в достоверности описания «выбора вер», которое мы находим в «Повести временных лет», но факт присутствия греческих епископов на Руси никто не отрицает. Христианство пришло на Русь из Византии и Болгарии. Другое дело, что уже в XII в. появились антигреческие настроения (Климент Смолятич). Но есть и позитив. Позитив – греческое богослужение, восточный обряд. Кстати, он сложился еще до разделения Церквей. Иосиф Гимнограф даже оправился к Папе Римскому Григорию III с жалобой на иконоборцев. Иоанн Златоуст, Феодор Студит – тоже апеллировали к Риму. Но мы приняли вместе с прекрасным обрядом и семена вражды. Наверное, для того, чтобы уничтожить их. Обратите внимание: греки не создали ничего подобного «Пушкинской речи» Достоевского или «России и Вселенской Церкви» Вл. Соловьева, или «Первому философическому письму» Чаадаева. У Тютчева обе жены были католички.


26.09.05. Две мысли пришли: 1) Северные звезды и южные звезды: это латинский календарь (литургический год) и византийский (греческий); 2) Откуда американское легкомыслие: это из протестантского «мы спасены». А католики: сострадать со Христом, соискупать вместе с Ним. Еще важно было то, что я говорил об индивидуализме, присущем Лютеру и всем протестантам. А Церковь – Тело Христово (и аналогия с еврейским народом).
+++
Возвращаюсь к Новому Орлеану. Что мне не понравилось в США? Отсутствие эстетики. Автомобильная цивилизация. Нет тропинок. Оторванность от природы. А на фермах идет вскармливание животных искусственными белками и их уничтожение. Все без любви, совершенно механически. Подсобное хозяйство: коровы, куры, утки – не существует. На участках – цветы. Да и участки маленькие. Повышенная тревожность. Но: казалось бы, раз вы пожертвовали природой, то развивайте интеллект. Нет! Развивают тело: спорт, а интеллект занят мыслью, как бы побольше заработать. И у Miles Jesu нет интеллектуальных приоритетов. Это я понял, общаясь с Дэвидом Реем в Арт-Институте в Чикаго, а также общаясь с Пабло и приятелем Боба. Есть интеллектуалы в Miles Jesu, но они скрывают свой интеллект: о. Павел Вота (умер в 2009 году), о. Роберт Николетти, Дэн Осборн. Да это ясно и из их образа жизни: им некогда читать, некогда серьезно изучать Св. Писание, или языки, или богословие, или литературу. И у компьютеров они не сидят.

Rue du Bac. Симптоматично, что после посещения церкви на Rue du Bac я попал к лефевристам. Сама Богородица привела меня туда и познакомила с отцом Гийомом де Таноуарном. И это логично. Ведь с 1830 начинается то, что сейчас достигло апогея. Трехцветный флаг, отделение Церкви от государства, свобода греха. Кстати, картина Делакруа «Свобода на баррикадах» - это об Июльской революции, равно как и Стендаль, Гейне, Парни – и вся камарилья – безмерно радовались об Июльской революции. А Богородица – нет. Но обещала победить. Змей – символ революции, т.е. тайны беззакония. Но Богородица сокрушит главу змея.
Mysterium iniquitatis. Здесь надо быть осторожным. Лучше всего не выдумывать, а рассказывать то, что было, отделяя существенное от несущественного.
+++
К событиям марта 1996. Пятый день в Риме: встреча с Сарой Нумико, посещение музея Игнатия Лойолы. Вечером – в аэропорт. В электричке и в аэропорту читал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», т. 2. Летел ночью. Прилетел в пятницу утром (29 марта). Потом в «Свете Евангелия» увидел фотографию: о. Иоанн Свиридов в обнимку с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. Я понял, что дела мои плохи. Разочарование было большим, но я продолжил работу. Спецкурс по Суаресу. Суарес и Декарт. У Декарта разделение на материю и дух, а у Суареса на бесконечное и конечное сущее. Продолжались занятия с о. Корнелием. И вот мы едем в Самару всей семьей (конец июня 1996). Но еще до этого я проводил собеседование с желающими поступить в Колледж католической теологии. Пришли два старообрядца. Это побудило меня задуматься о старообрядчестве. Когда поехал в Самару, взял с собой «Житие протопопа Аввакума». Читал. Старался понять его как мистика, как св. Фаустину, св. Терезу Младенца Иисуса, св. Августина. Ведь это жанр исповеди. И верил, верил каждому его слову. «Время приспе страданию. Подобает вам неослабно страдати… Доколе, протопоп, терпеть будем? До самыя, Марковна, до смерти… По таковом страдании погибнуть хощеши? Блюдися, да не надвое рассеку тя… Выпросил себе Россию Сотона, чтобы очервлить ю кровью мученическою… И покрова не вороши. Не нами положено, лежи оно во веки веком».
А потом просмотр видеокассеты «Marian Apparitions of the XX Century». Новое слово: Гарабандал. Я ничего не знал об этом. Опять: верить или не верить? Что-то внутри подсказывало: верь! Падре Пио. Слепой Джо. Это вошло в мою жизнь и как-то затмило неприятные воспоминания о Риме. Потом интермедия: между Евпаторией и Селигером. Ходил в Православную церковь. Но: Гарабандал. Надо разобраться. Особенно: Warning. Но теперь и в Православной Церкви такие же грозные предупреждения (явление убиенного оптинского инока Ферапонта 18 апреля 2003).
Какие мысли посещали? Относительно филиокве. Отправил на сайт о. Александра Ильяшенко. Но это только начало большого разговора. А вот состоится ли он? Я много раз в лекциях касался этого вопроса. Он важен для прояснения центральности Христа. Он одновременно пассивен (ибо genitus), но и активен (ибо spirans). Это очень важно для христологии.
Также о соискуплении. Фрэнк Шид пишет, что человеческая природа не могла дать столько, сколько Божественная, но она должна была дать столько, сколько могла. Т.е. всесожжение. Равно как и хлеб и вино – в пресуществлении (против Лютера). Равно и мы в нашей жизни. Поэтому мученичество. О. Александр Мень дал всё. Он мученик.
Идеология Синодального перевода Библии – протестантская (отчасти). Определенное толкование включено имплицитно в перевод. Иначе, почему petra в некоторых случаях (например, в Нагорной проповеди) переводится как «камень», а в других случаях как «скала» (в рассказе о погребении Иисуса). Произвол! Вот о чем стоит задуматься!

28.09.05. Исправляю «My Vocation». Читаю Ньюмена. Отправил на Интернет-Форум Русских Католиков (ФОРК) начало [вероисповедального] символа Quicumque (Афанасьевский символ веры). Что значит «соблюдать веру чистой и непорочной»? И что значит «во веки погибнуть»? Читаю полемику Кингсли и Ньюмена. Два мира, антагонистические. Это и есть два коня: вороной и белый. Значит, протестантизм, проводимый последовательно, отрицает Католическую Церковь: «civilize [it] off the face of the earth» («во имя цивилизации стереть с лица земли [Католическую Церковь]»): «The sooner it is civilized off the face of the earth, if this be its teaching, the better for mankind» («Если таково ее учение, то чем скорее она во имя цивилизации будет стёрта с лица земли, тем лучше для человечества») – утверждает преподобный Кингсли в пылу своей полемики с Ньюменом. Это то же самое, что ввести своих лошадей в Собор Св. Петра (мусульмане, угроза Баязида) или «мировой пожар раздуем» (коммунисты).
+++
Вечером добавил. Обожение, но достигается в соискуплении. Да, для участия в соискуплении надо иметь благодать, т.е. брачную одежду. Дальше Св. Дух Сам управит; но все-таки богословы должны сформулировать учение о соискуплении. Начнем с Авеля: его жертва была принесена в единении с жертвой Христа. Также и другие ветхозаветные праведники, которых перечисляет апостол Павел в Послании к Евреям. Они страдали. В чем смысл их страданий? Они соединили свои страдания со страданиями Христа. Этого абсолютно нет у протестантов. Поэтому они так против нового догмата (о Деве Марии Соискупительнице). И против почитания святых. В святых мы чтим искупительный подвиг Христа, Который живет и страдает в них. Церковь – Тело Христово: страдает один член – страдают с ним и все члены (вот – соискупление).  А потом, в пакибытии: славится один член – славятся и все члены. А кто будет славиться? Те, кто страдали. Апостол Павел пишет: «Бог дал вам не только веровать, но с Ним и страдать». И он же: «Восполняю в плоти моей недостаток скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». И в фильме герой говорит: «Я не против испытаний. Я только хочу знать, ради чего я страдаю». Смысл страдания. Слезинка ребенка.
Слово о кресте для погибающих юродство есть: слово о кресте Христовом и о нашем кресте тоже!

29. 09. 05. Страдание= крест. 1) Страдание – наказание. 2) Страдание – искупление (Мария Египетская). 1) Крест – наказание. 2) Крест – искупление. То же и с нашим крестом. Он из наказания должен превратиться в искупление (3 Фатимская тайна). Раб (ср. Гераклит: «Война – начало всего, ибо она делает одних людей свободными, а других – рабами»). Крест – символ рабства, и он же символ свободы. Медный змей в пустыне. Мы все страдаем, но в страдании должны устремить свои взоры к кресту. Змей – то, к чему прикованы взоры. Разбойник на кресте соединяет свои страдания со страданиями Христа («Мы осуждены справедливо»). И наконец: страдания – роды. Что мы рожаем? Выкидыш или спасение души? Два образа страдания в Откр.: 1) Жена кричала от мук рождения; 2) Кусали языки от страдания.
30.09.05. К радиопередаче: martys = мученик (а в Откр. – свидетель). Но это одно и то же слово. А в англ. – martyr, и уже от него другой смысл: She is a real martyr, etc.
1.10.05. Крест и fatum. Сходство и различие. Крест и карма? Крест и судьба. «Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?». Или оттуда же: «То в вышнем суждено совете, то воля Неба: я твоя». И в «Цыганах»: «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Фильм с Еленой Сафоновой: «Ищу мою судьбу». Она терпеливо несет свой крест. With martyred looks (с мученическим видом).
Крест нечто иное. Во-первых, крест – это жертва; крестная жертва, крестная смерть. Т.е. это то, что мы жертвуем Богу. Во-вторых, это соучастие в жертве, которую Иисус Христос приносит Богу Отцу. Поэтому Иисус Христос, когда говорит: «Кто не берет креста своего, тот не достоин Меня», - призывает нас стать соучастниками Его жертвы, крестоносцами. И, в первую очередь, Марию (таков смысл сурового ответа отрока Иисуса своим родителям, когда они нашли Его во Храме).
Притча о богатом юноше. Вроде не о кресте. Но по сути то же самое: раздай имение свое, т.е. возьми на себя крест добровольной нищеты. Принеси жертву Богу, и «будешь иметь сокровище на небесах», а значит, и сердце твое будет на небесах, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
«Участие в страданиях Его» (Флп 3, 10).
«Вам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп 1, 29).