5 Запечный музыкант

Галина Польняк
Засыпала я под пение сверчка, а проснулась от тишины. Запечный музыкант молчал. «Надоело видно ему играть», - подумала я, все слушатели спят. Только об этом подумала, как услышала тихий шепот.

- Сиди тихо и не двигайся.
- А ты кто?

- Кто, кто? Домовой я, Кузя.
- А почему нужно тихо сидеть? - прошеплала я.

- Ночной сторож замолчал, значит, к нам незваные гости пожаловали, - объяснил Кузя.
- Лесовички что ли?

- Сама ты лесовичок. Лучше слушай.

Я прислушалась. В подполье кто-то возился и скрёбся. На печке сидел Васька, его зелёные глазище были как блюдца. Он тоже к чему-то прислушивался.

- Ласка? - мурлыкнул Васька.
- Она самая, - прошептал домовой.

- Старая мышь вылезла из норки, вот Ласка её и поймала, - глаза кота превратились в маленькую щёлку, а потом снова вспыхнули зелёным огнём.
- Естественный отбор, - вздохнула я.

- Ласке тоже есть хочется.
- Кузя расскажи мне о Ласке.

- Пусть тебе о ней Василий расскажет. Они давно дружат. Котяра, не ты ли показал Ласке лаз в подпол.
- Конечно я, - кот устроился поудобнее и начал свой рассказ.

Я села на постели зарылась в подушки и принялась слушать.
- Строением длинного, гибкого тела и окраской меха Ласка очень напоминает горностая, но отличается мелкими размерами и более коротким, а главное, одноцветным хвостом; чёрной кисточки на хвосте у неё нет, как это бывает у лисы.

- А лиса тоже в гости к вам приходит? - тихо спросила я у Кузи.
- Нет, Петровна в село к людям наведывается в курятник, что ей у нас делать.

- Тело ласки, как и у горностая, тонкое и длинное, с коротенькими лапками, вооружёнными очень острыми когтями, продолговатой головой, маленькими округлыми ушами, - продолжал Василий, - нос на конце тупой и слегка раздвоенный. У основания хвоста имеются железы, выделяющие жидкость с неприятным запахом.

- Ещё один скунс, - я чуть не рассмеялась в голос.
- Ласка не скунс, - обиделся на мои слова Кузя.

- Прости, я не хотела никого обижать.
- Слушай дальше, мурлыкнул Василий, - В летнем мехе верх головы, спина, бока, хвост и наружные стороны лап у ласки буровато-коричневые. Горло, край верхней губы, грудь, брюхо и внутренняя поверхность лапок - чисто-белого цвета. Позади углов рта - по бурому пятну.

- Красиво рассказываешь, - похвалила я кота.
- Густота меха одинакова летом и зимой, но летние волосы короче и тоньше зимних. Осенью ласка, за исключением некоторых южных районов обитания, сменяет летний бурый наряд на чисто белый зимний мех.

- Как зайцы, - не удержалась я.
- Ласка живёт на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях, не избегая населённых мест. Селится под камнями, в дуплах, в развалинах, в норах, амбарах и т. д. Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.

- Я был в гостях у нашей Ласки, - промурлыкал Василий и потер лапой мордочку.
- Гостей намываешь?

- Так гости уже в доме. Ласка очень ловка и проворна. Она быстро бегает, хорошо лазает и плавает, отличается большой смелостью и агрессивностью и является опасным врагом для всех мелких животных. Пищу Ласки составляют: мыши, крысы, тушканчики, кроты, молодые кролики, хомяки, цыплята, голуби, а также ящерицы, медянки, ужи, даже гадюки, лягушки, насекомые…

- Ого, вот это рацион. Да она просто гурман, - восхитилась я.
- В местах, где её не преследуют, ласка охотится и днём, и ночью. Истреблением мышей она приносит большую пользу, которая, во всяком случае, перевешивает вред, приносимый ею иногда курятникам. Ласка иногда успешно отбивается даже от сравнительно крупных хищных птиц, например, коршунов.

- Хочу с ней познакомиться.
- В Древнем Риме и в Европе, - продолжал Василий, - Ласка была домашним животным, поскольку охотилась на мышей. Однако в связи с плохой приручаемостью её вытеснили другие животные – хорьки и кошки.

- Кузя, а что ты говорил про сверчка?
- Ночью сверчок будет петь до тех пор, пока посторонний не войдет в дом. Таким образом, в древнем Египте сверчки предупреждали о том, что в дом прокрался вор. Сверчок замолкает, от тишины хозяева просыпаются и прогоняют незваного гостя.

- Вы сейчас прогоните Ласку? - удивилась я
- Я сейчас немного поколдую, - сказал Кузя, - чтобы в доме никто больше не проснулся.

На столе в стеклянной банке засветился маленький огонёк. По комнате заплясали тени. Их можно было принять за привидения, и только моя выдержка и самообладание не позволили нарушить хрупкую тишину ночи.

В рассеянном свете на печи рядом с котом я увидела маленького человечка. Он помахал мне рукой. Это домовой, догадалась я. На коленях домового дремал сверчок. Он шевелил усиками, а Кузя нежно гладил его. Сверчок успокоился и снова принялся играть свой несложный мотив.

Кот Василий смотрел в угол комнаты. Я проследила за его взглядом и увидела, как в отверстии показалась голова Ласки.

- Здравствуй красавица, - кот спрыгнул с печки и подошел к ночной гостье.
Я рассмотрела зверька. Ласка была такой, какой её описывал кот.

- Здравствуй Василий, - зверёк сел в центре комнаты.
- С чем пожаловала? - мурлыкнул кот.

- Да вот пришла посмотреть, как ты справляешься с грызунами, и поужинала старой мышкой.
- В нашем доме одна семья мышей и Кузя говорит, чтобы я оставил их в покое.

- Я не просто так к вам ночью наведалась.
- Что-то случилось?

- В нашем лесу завелся Рычуще-Грызуще. Ест всех подряд и стар и млад.
- Спасибо, что предупредила.

- Это страшилище и тебя сможет съесть. Ты Васенька будь осторожней, а то кто будет мне зимой сказки мурлыкать.
- К нам гости пожаловали, - обнадежил Ласку кот, - завтра они разберутся с Рычуще-Грызуще. Так ведь Заряна?

Я кивнула головой, а что другое я могла сделать. Ласка и Василий ушли в подпол, Кузя погасил фонарик и ушел спать, а вот мне не спалось. Завтра я и Михай обещали помочь лесовичкам, а теперь ещё я пообещала Ласке, Василию и Кузе разобраться с лесным сташилищем.  Пришлось вспомнить пословицу «утро вечера мудренее» и юркнуть под одеяло.


Продолжение следует
http://www.proza.ru/2012/08/19/1401