Женские бои, гладиаторшы, дуэлянтки

Вечеслав Еленский
Страшные женские забавы

Женщины – украшение этого мира. Ухоженные личики, красивые прически, пышные юбки… Но всегда ли слабый пол такой прелестный и невинный? На самом деле прекрасная половина человечества довольно воинственна и жестока. Женщины обожают драться. Сама история преподносит нам многочисленные примеры.

Возьмём, к примеру, Древний Рим. На пропитанной кровью арене Колизея боролись не только гладиаторы, но и гладиаторши. Самой известной археологи считают Герардеску Манутиус. Красота этой девушки ничем не уступала её кровожадности. Она убила на арене больше ста соперниц и примерно столько же соперников.

Стоит вспомнить и амазонок. Эти воительницы почитали культ силы, хотя мужчин среди них не было. Они встречались с ними раз в год, чтобы зачать новое поколение.

На Руси были свои амазонки. Какое-то время драться женщине разрешал закон. Она сама задавала взбучку обидчице. Если же соперником был мужчина, то вместо обиженной мог выступить ее муж или какой-либо родственник.

Но расцвет женских драк в Российской империи пришелся на правление Екатерины II. Эта дама участвовала в дуэлях с 15 лет и весьма поощряла сие занятие. Хотя царица была довольно гуманна и следовала принципу "до первой крови", дабы избежать смертельного исхода. Тем не менее, женские дуэли в большинстве своём заканчивались именно смертью. Соперницам нечего было терять, кроме того, за что они боролись.

Стоит учесть, что женщины не только жестоки, но и злопамятны. Жажда мести передавалась из поколения в поколение. Так, в 1829 состоялась дуэль между двумя помещицами Орловской губернии Ольгой Заваровой и Екатериной Полесовой. Было решено решить конфликт с помощью сабель. Первая получила тяжелое ранение в голову и скончалась на месте. Вторая умерла на следующий день от ранения в живот. Приблизительно через пять лет, в той же берёзовой роще, с теми же секундантками вступили в схватку их дочери. В результате погибла наследница Полесовой, Анна.

Во Франции барышни любили следовать моде, а еще больше – её задавать. Так, какое-то время женщины сражались полуобнаженными, а далее - совершенно нагими. Это веянье достигло и других стран. В чём же причина? Дело в том, что модные в те времена большие платья-корабли сковывали движения. А вот драться без одежды было намного проще. Кроме того, дуэлянток воодушевляла возможность нанести непоправимый ущерб прекрасному телу соперницы.

Каковы же причины столь жестоких стычек между женщинами? Да самые разные. От оскорбления чести до борьбы за любимого. С точки зрения психологии это понятно. Достойных экземпляров мало, и за них нужно бороться. То есть устранять конкуренток. Самой известной дракой считается стычка между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Девушки не поделили внимание самого кардинала Ришелье.

Ещё один блистательный пример – разборка между французской писательницей Жорж Санд и возлюбленной Ференца Листа, Мари д’Агу. Разъярённые дамы загнали великого композитора (собственно, причину боя) в кабинет и принялись выяснять отношения. В качестве основного аргумента они использовали ногти.

Острые коготки – не единственный вариант защиты. Сражающиеся барышни неплохо владели оружием, причём всевозможным. От шпаг и кинжалов до пистолетов. И, кстати, проявляли незаурядное коварство, например, смазывая кончики холодного оружия ядом.

В XVII веке графиня де Сен-Бельмон победила на дуэли французского офицера. Дело было в том, что тот самовольно вселился в её дом. Графиня сумела постоять за себя. Она вызвала наглеца на дуэль. На место встречи девушка пришла переодетая мужчиной. Своей шпагой она преподнесла ему славный урок.

Время идет, а тяга прекрасного пола к дракам не проходит. Это словно влечение. Осваиваются самые опасные профессии. В боксе, в силовых структурах, в армии. Да, им нравится воевать. Вспомним тот же легендарный батальон "Белых колготок". Смертельно опасные воительницы отличились в Чечне. Бывшие прибалтийские и украинские биатлонистки стали хладнокровными снайперами. По сути – просто смертницами. Если их ловили, то беспощадно пытали перед неизбежной смертью. Вовлеченные в войну ароматом наживы, они знали, что возврата нет. И поэтому убивали. Хладнокровно и без какого-либо сожаления.

А женская зона? Просто жуть. По статистике, женская преступность более жестока, чем мужская. (если женщину довести, она способна на невероятные поступки, но тут вина окружающего мира, женщина на сколько ласкова и добра, на столько же может быть ужасной в гневе).

 * * * * * * * * * Дамы, скрестившие шпаги * * * * * * * * *

Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного кровавей и изощренней.

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св.Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.

Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой...
Женские дуэли в России

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.

А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.

К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графине Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения.
Дуэли в России продолжаются... XIX век

Duel Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: "Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы".

Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность и более сильный аромат азарта, когда ты видишь еще не изуродованное тело соперницы. Аромат, признаюсь, сомнительный.

Вообще, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицированная, но кое-что можно найти.
Июнь 1829 года, Орловская губерния

Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

Продолжение этой истории случилось через 5 лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки - дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.
Любовь - повод для дуэли.

- Дамы, к барьеру! сказала дородная женщина посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка - и в тот же вечер девушки целятся друг в друга из пистолетов.

Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам.
Дуэль на ногтях.

Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д'Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.
Дуэль на перочинных ножах.

Весна 1894 года. Петербург. Две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а ее соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении.

И в заключение помимо всего вышесказанного, хотелось бы также упомянуть о том, что в Древней Руси были узаконены судебные поединки, в том числе женские. Как указывалось в ст.119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли ставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений - он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.

При подготовке использованы материалы сайта "Женский Web клуб Веста", а также репродукция картины художника Хосе де Ривера "Женская дуэль" (1636).

История сюжета, послужившего к написанию картины, такова.

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Поединок женщин из-за любви к мужчине был весьма волнующим событием, ведь прямо противоположная вещь - борьба из-за женщины всегда являлась обычным занятием мужчин. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе (Джузепе) Риверу (Риберу) в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.