Памяти Анны Яблонской

Ольга Анцупова
На Проза.ру Анна Яблонская была известна под ником "Яблочко"
http://www.proza.ru/avtor/yablochko


В этом месяце в Лондонском театре Royal Court планировалась постановка одного из спектаклей Анны Яблонской. Именно так, под своим псевдонимом, она и останется теперь в памяти тех, кто был знаком с ее творчеством… Уж так устроена наша жизнь, что только после смерти, а уж тем более – смерти внезапной и жестокой – человек, который жил рядом, вдруг приобретает особую значимость: в делах своих, поступках и даже в словах. А если это был еще и творческий человек, то прощальным подарком Судьбы ему становится многократно возросшая известность и новые поклонники… Посмертно…

Часы показали мне ровно восемь.
Восьмая заповедь – горе вора.
На сердце скорее зима, чем осень.
А это значит, что близко… Скоро
Я выйду к пристани в платье бальном
И алый парус, венок из лилий…
Ну что ты, Анечка? Все нормально…

«Мне кажется, у меня осталось очень мало времени» - эта фраза из дневника Ани была моментально растиражирована в СМИ после теракта 24 января 2011 года в Домодедово, когда стало известно о гибели Яблонской. Но мало кто задумывался, что многие и многие поэты, писатели, музыканты, артисты, художники – одним словом, люди творческие – по воспоминаниям друзей и близких, незадолго до своей смерти писали или говорили о том же. Что это – особое предчувствие или кокетство с Судьбой? Скорее всего - ни то, ни другое. Люди, по-настоящему талантливые, просто живут в ином измерении. Именно поэтому так ранимы их души к критиканству и злопыхательству, именно поэтому оказываются они беззащитны в «боях без правил» за место на творческом Олимпе, и именно поэтому скоротечность Времени для них по-особому осязаема. И судьба Анны Яблонской – не исключение.

…все раскрошится в этой мороси.
мой кораблик уже накренился.
я красивая и очень взрослая.
как Мерлин. Или как Каренина.

Сейчас нет смысла углубляться во все детали творческого пути Анны, начавшегося еще на школьной скамье. Тем более, что за эти несколько месяцев после ее гибели появилось много статей, заметок, воспоминаний об этой талантливой одесситке. Но все же хочется напомнить о том, что критик Павел Руднев охарактеризовал Анну Яблонскую как очень сильную представительницу «женской линии в новой российской драме». И это, действительно, было так. Ее «Бермудский квадрат», «Где-то и около», «Консьержка», «Видеокамера» и еще более полутора десятков пьес сразу обратили на себя внимание зрелостью мыслей, мастерством автора и удивительно изящным литературным стилем. Особое место в творчестве Анны Яблонской занимала поэзия. Ее стихи полны неожиданных образов, создающих удивительную картину Мироздания и личных ощущений автора:

Сквозь щели в скважине замочной
Мне в спальню проникают феи,
Луна в оправе синей ночи
Блестит на пальце у Морфея…

А вот совсем иное звучание, иное настроение, иные образы:

Город в обносках фрака.
Горько, но стильно.
Сотканный из тончайшего мрака,
Но истерзанный так сильно,
Что небо, больное гриппом
Вот-вот прорвет заплату
на вороте…

И, пожалуй, только Анна Яблонская могла написать так своеобразно:

Я не знаю, стоит ли верить в чудо,
Но можно попробовать. Робко
Попробовать блюдо,
которое кто-то
когда-то назвал Любовью.
Это имя уже устарело. Но мир
Тоже не блещет новью
Или правильней будет сказать - новизной?
Косноязычие
... Там за окном - зной..
А я
Кончиком языка
касаюсь твоего сердца.

Начав с подмостков известных театров Петербурга, Москвы, Одессы, Екатеринбурга, уже к 29 годам Анна Яблонская вышла со своими работами на зарубежную сцену. К ее творчеству проявили интерес известные драматурги Марк Равенхилл, Дэвид Хэйр, Мартин Кримп, Кэрилл Чёрчилл… Жизнь казалась безоблачной и по-настоящему счастливой: любящий муж, трехлетняя  дочка, новые планы и новые задумки. Но где-то, совсем рядом, уже ворочалось, наливаясь жаждой крови и смерти, нечто, ждущее своего часа. И этот час ворвался в жизнь Анны и десятков других невинных людей террористическим актом в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года.

Зеленых горошин в горсти
Запомни сентябрьский цвет.
Никто нас не сможет спасти.
Нигде нам спасения нет.

… Если вам доведется когда-нибудь оказаться в Одессе, то отыщите могилу А.Яблонской на Таировском кладбище. Просто навестите еще одну окрыленную душу из сотен других, которые не дописали, не допели, не долюбили. Душу по имени «Анна».

А когда я шагну за незримый порог
Пусть извечный вопрос – словно шрам на виске:
На каком языке разговаривал Бог?
И немеет язык.… На каком языке?…



Использованы стихотворения Анны Яблонской с ее сайта:
http://www.lapir.com/

Фотография - с сайта: