Птица гнезда не вьет, девка косы не плетет

Людмила Либерцева
Какие у нас прижились традиции праздновать? Помню, праздничное настроение завязывалось в советское время на демонстрации, на параде, на салюте, в застолье с поеданием салатов, множества холодных и горячих блюд и с помощью возлияний всяческих. Объевшись и петь, и плясать - пожалуйста, кто в состоянии ещё... А кто-то, того гляди, спросит: - Драку заказывали?
Церковные праздники тогда и вовсе стёрлись. Идут люди в храм, не все, и сейчас не все, где там, но идут, а потом полакомятся и, чайку попив, расходятся, пока не начали в пустых разговорах да пересудах грешить. Не всякий готов рассказывать о паломничествах, о сокровенном, закрыты в основном, мало близости душевно-духовной.

...Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.

...И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Эти замечательные стихи написал батюшка Николай Гурьянов

Таким Благовещенским утром туманом у нас накрыло весь город. И морось весь день. По приметам: В Благовещение туман - к урожайному году. Мокрое Благовещение - грибное лето.На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет. В этот день запрещается работать.Под дымом не сидят (т.е. не готовят горячего). Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.

Вот муж у соседки Лелечки - шахматист-программист и нарядился в магазин, прямо по правилам народных примет: пуховик, засаленный за зиму, запахнул на липучки, рваные кроссовки на ногах, шарф страшный, вроде портянки...
Не специально, конечно, но Люлёк (так он Лелю в шутку называет) набрала полные лёгкие воздуху и, шумно выдохнув, спросила:
- Это что у тебя праздник такой?
- С Благовещением! - вспомнил муженёк и сгрёб супружницу в охапку.
- И тебя поздравляю, но в магазин с тобою не пойду, можешь ложиться обратно на диван под гипноз "зомбоящика" - как отрезала праздничная жёнушка.


- А чё такое? - поднял клокастые брови опешивший муж.
- Не "чё такое", а неуважение! У боголюбивых-то людей праздник!Люди из храма возвращаются радостные. И птица гнезда не вьет, девка косы не плетет, а как я пойду с таким, "импозантным" мужчиной на люди? Ты хоть глянь на себя в очках, что ли, - заворчала Люлёк с излюбленным оттенком иронии.
- Да мне так ловчее, шнурки завязывать не надо, молнию тоже на куртке можно не застёгивать, встал и пошёл! - начал возражать благоверный.
- Да понимаю я, и мыть от грязи рваные кроссовки нет смысла, и вообще можно не стирать, не мыть, не менять - это проще.
- Люлёк, опять ты за своё! - начал заводиться застыженный мужик.
А Люлёк шмыгнула за порог, только сказала, что когда переоденется муж, то может приходить в магазин.
И он пришел в приличном виде, а она купила ему рыбы вкусной и кальмаров, и любимых булочек, потому что в этот день, даже среди Великого поста можно немного разговеться. И все эти продукты кажутся такими необычайно вкусными!
Тут-то и встретилась мне эта счастливая парочка, вынырнувшая из тумана возле нашего дома. И я их поздравила с Праздником, они - с причастием. И Лелькин муж пожаловался, как жена его воспитывает, но с таким удовольствием пожаловался, что мы все рассмеялись и вместе отправились ко мне чаю попить. Мы же соседи.

(Картина Данте Габриель Россетти - "Благовещение")