Попытка вторая и последняя

Кора Журавлёва
           "Переселение народов", состоялось!

      Ещё из Бухареста я послала Серёже телеграмму о дне своего приезда в Киев, Украина, где мне предстояла пересадка на поезд до моего конечного путешествия. Мне было бы тяжело справиться одной со всем багажом, который приехал вместе со мной. Серёжа меня встретил, но он был не один, как я думала, а приехал вместе с той девушкой, с которой я его познакомила перед своим отъездом в Румынию.
      Я огорчилась, вовсе не потому, что рядом с ним была девушка, а потому, что при ней, ещё не зная её хорошо, мне не хотелось «оголять душевные раны», и рассказывать обо всех последних событиях на родине Сергея, и о том, что нам всем пришлось пережить за последнее время. Я лишь прочла свои стихи, что написала уже в вагоне поезда.
      Мне показалось, что они оба слушали меня больше из вежливости, чем со вниманием и поддержкой. На Серёжу это было не похоже. Он всегда очень чутко и с нежностью относился ко мне, а если его что-то не устраивало во мне, то, по крайней мере, он оставался вежливым к моим высказываниям. На этот раз я почувствовала себя лишней в этом «дуэте», но деваться было некуда и до нашего города мы доехали все в одном купе.
      На вокзал нас всех пришел встречать мой муж. Он приехал в Украину почти на полмесяца раньше меня, что нами совсем не было предусмотрено. На вокзале Серёжа оставил меня и отца своего у такси, сказал, что он переехал жить к Наташе, а мы с мужем сами отправились в дом моих родителей.
      Оказывается, за моё отсутствие произошло множество изменений. Лучше? Хуже? Жизнь всё расставила, в дальнейшем, на свои места.
      Комната у родителей, куда мы приехали, имела примерно в 12 кв. метров, была занята двумя кроватями и заполнена вещами сына и мужа. Условия были несопоставимы с теми, к которым они привыкли раньше. Всё это весьма негативно повлияло не только на эмоциональные личностные настроения каждого их них в отдельности, но также повлияло и на их, когда-то доброе, взаимопонимание отца и сына. Это и стало причиной того, что Сергей переехал жить к Наташе, тем более что она настойчиво предлагала ему переехать к ней и её сыну Диме. Но обо всем, об этом я узнала лишь по приезде домой к родителям.

      Удивительное дело! До этого момента я с удовольствием и даже эмоционально принимала  и воспринимала все свои воспоминания, начиная с самого детства. Писать о периоде своей «третьей жизни», после возвращения, в тогда ещё единый Союз, мне всё труднее и печальнее.

                *****

      Перед объездом в Румынию я оставила Серёже 2000 рублей. Серёжа рассказал мне, что летом, после моего отъезда в Румынию, он пригласил Наташу поехать на Кавказ, что тоже стоило немало, хотя цены на то время были щадящие. Факт остаётся фактом, что когда я вернулась в Украину, мы с мужем остались совсем без гроша. Пришлось опять-таки обратиться за «помощью» к комиссионным магазинам. Благо, что у нас были вещи, которые мы могли сдавать на комиссию. Спасло нас и то, что за мной сохранили моё рабочее место на фирме, где работал и Сергей. Шеф фирмы учёл необычность ситуации в нашей семье и пошёл мне на уступки.
      Хотя у нас и была съёмная квартира, но туда мы пока переехать не могли, Комната была пуста, и спать было не на чем.
      К счастью вскоре пришёл багаж из Румынии, отправленный мужем. Он отправил свою часть багажа раньше моего контейнера. Багажу, отправленному моим мужем, повезло больше, чем моему контейнеру. Багаж Германа был весь упакован в большие ящики. Хотя они частично и были поломаны, но ничего из багажа не пропало. В ящиках находились и модульные спальные кубы, что позволило нам с мужем переехать на съёмную квартиру, а Серёжа вернулся к бабушке.

      Необходимо было найти работу и моему супругу. Сам он  металлург и кандидат наук в своей области, но достойной работы найти не смог. Мы решили пока заняться обустройством своего скромного быта. Как репатрианту, мне, гражданке СССР (тогда ещё!), государство обязано было предоставить жильё. Но это было практически невозможно, так как множество семей ещё проживало в «коммуналках» и стояли в очереди на распределение жилья для своих семей годами.
      Кстати, в Румынии перед революцией и перед нашим отъездом в Украину, для простого люда проблем с жильём вообще не было. Квартиры получали  бесплатно даже окончившие ВУЗы студенты. Румыния была единственной страной в в союзе соц.стран, которая не имела внешнего долга ни на один лей (валюта страны). И тем не менее... СВОБОДА  личности была важнее всех других преимуществ!

      Мой супруг обратился в своё посольство с просьбой посодействовать ему, как гражданину Румынии и его семье, с облегчением ситуации в квартирном вопросе. Письмо из Посольства было направлено в Областной совет города. В Областном совете нам предложили пойти в архитектурный институт и написать заявление на выделение земельного участка под застройку дома.      
      Как нам объяснили, на данный момент это единственный возможный вариант построить самим себе жильё. Меня приняли в институте очень любезно, и нашли для меня земельный участок, но по моим расчётам участок был практически непригоден под застройку, так как находился на самом краю глубокой балки.      
      Конечно, склоны балки можно было бы укрепить основательно и после этого на ровной части заложить фундамент. Однако для таких работ нужны бы были большие денежные вложения, которых у нас с мужем не было.
      Кроме того меня предупредили, что если в течение года я не начну необходимые строительные работы, а именно закладу фундамента на этом участке, то у меня могут отобрать участок в пользу других желающих приобрести бесплатно этот земельный участок. Условия для нас, на данном этапе были слишком жёсткими, и мне пришлось отказаться от предложения. А отказавшись и не имея других вариантов, я теряла право на получение чего-либо вообще.
      Мы продолжали жить на съёмной квартире. Оплата за аренду была относительно скромной, поэтому мы остались в этой квартире жить дальше, пока не найдём других вариантов для решения квартирного вопроса.   

                *****   

Наконец-то пришёл и мой контейнер из Бухареста. В городе имелась таможенная служба, поэтому мне не надо было ехать на границу, чтобы принять контейнер. Когда мы с мужем и таможенником подошли к контейнеру, он внимательно осмотрел пломбу и сказал:
- «Боюсь, что Ваш контейнер вскрывали. Если у Вас слабое сердце, то Вам лучше отойти. Пусть посмотрит Ваш муж».
Отойти я отказалась. Контейнер открыли…. На первый взгляд вся мебель и её расстановка в контейнере была такая же, как и при его опломбировании в Бухаресте. При более детальном осмотре я поняла, что кроме мебели и некоторой кухонной утвари, всё остальное украдено. Украли все наши личные вещи, пальто и шубу, все постельные принадлежности, украли даже все швейные принадлежности из столика-касеты, где находились и кое-какие дорогие нашей памяти вещицы. Но больше всего мне было жаль небольшого чемодана, наполненного моей бижутерией, собранной в течение долгих лет, купленных и привезённых из разных стран мира. Чемоданчик весил около 12 кг. Там же находились и дорогие памяти сувениры из разных стран, где побывал мой муж и памятные подарки от партнёров по его работе.

      Времена были смутные. В Румынии время революционных перемен, а в тогда ещё Советском Союзе хаос «перестройки», поэтому трудно было определить, где был разворован контейнер, в какой стране или на какой границе.
      Однако таможенник вошёл в наше положение и предложил написать заявление о пропаже на имя главного таможенного управления, сделать опись всех пропавших вещей и обозначить примерную или точную стоимость того, что пропало. Я так и сделала, но совершенно не надеялась, что мой запрос решится в мою пользу и, тем более что мне возместят ущерб за пропавшие вещи, список которых я приложила к заявлению. Все (так мне тогда казалось) пропавшие вещи я оценила на общую сумму в 2000 рублей.
      Оставшиеся из контейнера вещи мы с мужем перевезли на нашу съёмную квартиру, и как могли, обустроили свой быт. Денег становилось всё меньше и меньше. Необходимо было найти работу для мужа.

(продолжение следует) Свобода!....., а кушать хочется!