Семечки. Их роль в февральской революции 1917 го

Алексей Косиновъ
ВСТУПЛЕНИЕ.

Разгрызание - процесс раскола семени на части, целью которого является поглощение ядра ртом и выплевывания щелухи при использовании губ.
Гипнотическое воздействие сопровождается невозможностью остановить процесс поглощения семян подсолнечника, что приводит, в конечном итоге, к оскомине на непарном выросте в ротовой полости человека, именуемого, в дальнейшем, языком.
Такое разгрызание гнилыми зубами пролетариата испытала на себе Россия, из семени которой уж более не вырастет растение-солнце.


СЕМЕЧКИ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ РЕВОЛЮЦИИ.


На основании изученных мною материалов я пришел к выводу, что семечки играли немаловажную роль в революционном движении большевиков, являясь важнейшим атрибутом и символом оного движения.
Практически все современники этого события упоминают про семечки.
Мостовые Петрограда обильно покрывали целые "ковры" шелухи, ибо дворники, негласно причисленные большевиками к низкому полицейскому чину на работу выходить боялись по причине стопроцентной вероятности получить штыком в грудь или, скажем, пулю в лоб.

Вот отрывок из автобиографического произведения Ивана Бунина "Окаянные дни":
"Невский был затоплен серой толпой, солдатней в шинелях внакидку, неработающими рабочими, гулящей прислугой и всякими ярыгами, торговавшими с лотков и папиросами, и красными бантами, и похабными карточками, и сластями, и всем, чего просишь. А на тротуарах был сор, шелуха подсолнухов, а на мостовой лежал навозный лед, были горбы и ухабы".

 Кто же плевался?

Дадим слово Бунину:

"Весь день праздно стоящий с подсолнухами в кулаке, весь день механически жрущий эти подсолнухи дезертир. Шинель внакидку, картуз на затылок. Широкий, коротконогий. Спокойно-нахален, жрет и от времени до времени задает вопросы,- не говорит, а все только спрашивает, и ни единому ответу не верит, во всем подозревает брехню. И физически больно от отвращения к нему, к его толстым ляжкам в толстом зимнем хаки, к телячьим ресницам, к молоку от нажеванных подсолнухов на молодых, животно-первобытных губах."

Или, вот еще: "...Пригнали красноармейцев из России. ...Знаю, уже некоторых видел. Нынче встретил опять одного - толстомордого, коротконогого, у которого при разговоре поднимается левый угол губы. Страшный тип. Я был над спуском в порт в конце Торговой, он лежал с другим солдатом на ограде, с обезьяньей быстротой щелкал подсолнухами, исподлобья поглядывая на меня". ..."Толпа шаталась из покоя в покой, из комнаты в комнату, ни на минуту не переставая грызть и жевать подсолнухи",

К слову говоря, у Бунина просто колоссально - огромное количество упоминаний о семечках. Желающим ознакомиться с первоисточником рекомендую его прочесть.
По Бунину изменился сам русский народ:

"...Город чувствует себя завоеванным и завоеванным как будто каким-то особым народом, который кажется гораздо более страшным, чем, я думаю, казались нашим предкам печенеги. А завоеватель шатается, торгует с лотков, плюет семечками, «кроет матом".

 Семечки, по моему скромному мнению, - атрибут колхозника, а не жителя Петрограда.Массовый поток жителей деревень в столицу принес с собой и подсолнухи.

Но и не только их. Теперь позволю себе привести свидетельство Питирима Сорокина из отрывка его "Социологии революции", ибо Сорокин также был свидетелем этой тотальной "семечкофилии":

 "...Улицы были не столь людными, как прежде, и поэтому легче было заметить происшедшие изменения в Петрограде за месяц революции. Картина не радовала. Улицы были захламлены бумагой, грязью, навозом, шелухой от семечек. Круглые окна многих домов были заложены бумагой. На всех углах города солдаты и проститутки вели себя с "революционной непринужденностью".

Расхлябанная армия, нравственно разложившаяся, с неизменным лузганием подсолнухов всплывает в воспоминаниях полковника Д.Ходнева: ..."Товарищи-солдаты", одетые неряшливо, грязно, не по форме, лущили семечки и курили папиросы, честь офицерам не отдавали, держали себя развязно и нахально." Аналогичные воспоминания и у офицера Н. Кришевского:

"...Скоро я вошёл в подъезд штаба... Уже в вестибюле я был поражён той картиной, которую увидел: масса солдат 5-го полка в расстёгнутых шинелях и мундирах ходила, сидела и лежала на каменном полу. Никто не встал при моём приходе, везде была грязь, кожура семечек, какие-то объедки, окурки... Все эти люди громко говорили, спорили, горланили, были растрёпаны и грязны".
От военных передадим слово поэтессам.
Вот одна из дневниковых записей З.Гиппиус:

"Пошла... на Фурштатскую, запуталась в казарменных переулках, они страшны даже: грязь, мусор, разваленные кучи "гарнизона" (конского навоза), толстомордые солдаты на панели и подоконниках, семечки, гогот и гармоника".

"...Семечки были какой-то болезнью, — отвратительной и прилипчивой, созданной революцией... И самые обеспеченные базарные торговцы и торговки были те, кто продавал семечки" - пишет Кришевский.


ЭПИДЕМИЯ "СЕМЕЧКОФИЛИИ" КАК СИМВОЛ ВСТУПЛЕНИЯ В "НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ" И ТОТАЛЬНУЮ ДЕСАКРАЛИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА.


К слову говоря, эта большевистская одержимость напоминает мне о событиях, имевших место быть в Средние века, а именно приступах хореомании, т.е. беспричинных, непроизвольно возникавших плясках святого Витта
Вот выдержка из исторической хроники
"Magnum Chronicum Belgium":

"В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда...  Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям".
В те времена приступы плясок приписывались такому явлению как беснование, или, выражаясь простым языком, одержимостью инфернальными силами.
Так, целая толпа плящущих на Мозельском мосту в июне 1278 года утонула в реке, после того как произошло его обрушение.
Замечу, что произошло это после того, как священник принес к этому месту Св. Дары.

В России была одержимость семечками, а священнослужителей тогда вешали, расстреливали и распиливали ножовками, посему, в виду этого немаловажного факта, исцеления не последовало. Десакрализация общества, уже к тому моменту с вполне секуляризованной интеллигенцией, плавно обвивалась кольцами Левиафана и становилась его смрадным дыханием.

ПРИЧИНЫ "СЕМЕЧКОФИЛИИ".

О причинах "семечкофилии" пытался размышлять  современник февральской революции - митрополит Вениамин (Федченков): "...Тогда по всей колоссальной России, во всех станциях и вагонах почему-то щелкали подсолнечные семечки. Тут была какая-то особая психология момента, это никак не случайно. Но я не мог все же понять ее. Хотелось ли народу этим развлечь и отвлечь себя от разных дум? Или он хотел показать теперь свою вольность, что он везде хозяин и на все ему наплевать?! Или нужно было занять себя во время долгих, иногда по дням, ожиданий поездов. Но только действительно заплевали уж станции до невероятной степени! И уж убирать было бесполезно. И откуда брались эти семечки?! Право, съедены были сотни тысяч пудов! Вся Русь щелкала тогда,.. Что такое? И когда потом пришли немцы на Украину, они прежде всего требовали очищения станций и запрещали семечки. Я записал этот факт не для забавы читателя, а потому, что он как-то был связан тогда с революционной психологией"...

Революционную психологию же, наглядно иллюстрируют  небезызвестный персонаж  М.А.Булгакова П.П. Шариков. Для него сама суть и смысл "настоящей жизни" заключалась в том, чтобы грязно домогаться женщин, безбожно напиваться, сплевывать шелуху от семечек на пол и, конечно же, напоследок, все "взять да и поделить".
Шариков упрекает профессора Преображенского и доктора Борменталя в том, что они сами мучают себя "как при царском режиме".

Как ни странно, ныне семечки - неотъемлемый атрибут маргинальных персонажей, именуемых в народе "гопниками", которым в агонизирующем Петрограде 1917 -го было бы ох как вольготно.

"Если Бога нет, значит все позволено" - говорил Достоевский...


От автора: изначально мною планировалось разместить сей очерк в раздел: "ироническая проза", но то, что большинство читателей будет ожидать некоторой "веселости" текста (хотя ирония бывает и грустная)заставило меня опубликовать текст в "публицистике".